Взял и поехал: нужна ли москвичам услуга каршеринга
Появление в столице каршеринга анонсировал в середине августа лично мэр Москвы Сергей Собянин.
На самом деле эта услуга для Москвы не новая. С 2013 года в городе уже работает служба Anytime. Но в ее парке всего около ста автомобилей и они растворяются на улицах большого города. Со ста машин стартует и «Делимобиль», но в дальнейшем их число должно возрасти в несколько раз.
Не покупай, а пользуйся
И Anytime, и «Делимобиль» — представители так называемой sharing economy, пропагандирующей не обладание вещью, а ее временное использование. В 2011 году журнал Time включил понятие sharing economy в список десяти идей, которые изменят мир. С тех пор до Москвы добрались и пустили корни такие сервисы совместного использования, как Airbnb и BlaBlaCar. А теперь развернуться попробует и каршеринг. Прототип современного каршеринга появился еще в 1948 году в Цюрихе. Члены местного автомобильного клуба после уплаты взносов могли брать покататься клубные машины. А первый каршеринг в его современном виде заработал в 1968 году в Амстердаме. Проект назывался Witkar, и специально для него были созданы двухместные электромобили, больше похожие на прозрачные капсулы на колесах. Спрос на них был невелик, и через несколько лет сервис прекратил работу.
В XXI веке спрос на услуги каршеринга вырос в разы. Такая модель выгоднее традиционного автопроката, потому что позволяет оплачивать только часы непосредственного использования машины. Взять и сдать автомобиль можно в любой точке города, а не на специальной стоянке или в офисе компании-прокатчика. Как открыть машину, подскажет мобильное приложение, в котором предварительно нужно зарегистрироваться. А все необходимые документы уже будут лежать в бардачке. По данным агентства Frost & Sullivan, в 2014 году услугами каршеринга во всем мире воспользовалось 4,9 млн человек. В 2012 году эта цифра была в два раза ниже. По мнению аналитиков Frost & Sullivan, каршеринг позволяет уменьшить расходы на транспорт и положительно влияет на экологию, сокращая выбросы углекислого газа на 15% в год. Действительно, во многих мегаполисах мира сервисы каршеринга используют экологически чистый транспорт. Автомобильный парк парижского Autolib состоит из электромобилей, а по Милану ездят машины на газу. Параллельно с Москвой сервис каршеринга Blueindy запускается в американском Индианаполисе. Причем помимо электромобилей компания установит в городе 200 зарядных станций. Москва пока решила сделать ставку на более традиционные технологии.
Автомобиль парижского каршеринга Autolib
Автомобиль американского каршеринга Blueindy
Каршеринг против пробок
Для столичных властей поминутная аренда автомобилей — еще одна попытка разгрузить московские дороги. Ведь платным парковкам, на которые возлагал надежды Максим Ликсутов, сделать этого так и не удалось. В теории машина в каршеринге работает как персональный общественный транспорт: один приехал и сдал ее, другой подошел и взял. Таким образом, автомобиль большую часть времени находится в движении и не занимает парковочное место. Про каршеринг также говорят как про соперника такси. Но тут преимущества сервиса не очевидны. «Делимобиль» сможет предложить более выгодную цену, чем «Яндекс.Такси»: 8,9 руб. в минуту против 13,2 руб. Но пока у сервиса мало автомобилей, такси будет явно выигрывать в оперативности. Кроме того, сесть за руль «Делимобиля» можно лишь с 21 года и при минимальном водительском стаже в два года. Москвичи неохотно пересаживаются с личных автомобилей. А те, кто привык после вечеринки заказывать такси, вряд ли резко перейдут на каршеринг. Тем не менее услуга почасовой аренды машин в столице будет представлена довольно широко. Помимо «Делимобиля» в ближайшие месяцы выйти на московский рынок планируют еще несколько компаний. По мнению сооснователя готовящегося к запуску сервиса Belka Car Екатерины Макаровой, кризис — самое благоприятное время для развития каршеринга. Горожане начинают экономить на личных автомобилях, но совсем отказываться от машины не хотят.
Выгода от каршеринга потребителю — экономия. Допустим, я пользуюсь машиной час в день. По расценкам Anytime мне бы это стоило 360 руб. (тариф Anytime — 6 руб. за минуту. — «РБК Стиль»). По сути, я сохраняю качество жизни, которое у меня было с автомобилем. В месяц трачу около 15 тыс. руб. на передвижение, но зато вообще не вкладываюсь в автомобиль. Все тяготы, которые связаны с эксплуатацией автомобиля, меня не касаются. Основной потребитель каршеринга — это люди, которым автомобиль нужен эпизодически. А таких в городе очень много, примерно каждый четвертый. Они держат автомобиль во дворе, но не ездят на нем в будни. А в выходные используют для поездок по магазинам или на дачу. Каршеринг для таких владельцев мог бы стать идеальным способом заменить свой автомобиль. Их останавливают три момента.
Во-первых, отсутствие вероятности, что они обнаружат каршеринговый автомобиль рядом с домом. Во-вторых, что они получат действительно качественный сервис с хорошей машиной. И в-третьих, у москвичей есть такая история — они берут автомобиль и ездят на дачи. А вот за город на каршеринговых автомобилях как раз нельзя. У служб есть ограничение на выезд за МКАД.
|