Стиль
Впечатления Последняя архитектурная утопия: что такое советский модернизм
Стиль
Впечатления Последняя архитектурная утопия: что такое советский модернизм
Впечатления

Последняя архитектурная утопия: что такое советский модернизм

Фото: Итар-тасс; wikipedia; globallookpress
Несмотря на огромное количество советских модернистских построек, образцами стиля стали все-таки не жилые массивы, а здания, выполненные по единичным авторским проектам. Какими были собой они и их типовые собратья, разбирался «РБК Стиль».

 

СССР породил три больших архитектурных проекта: конструктивизм, быстро сменивший его сталинский ампир и советский модернизм, или просто совмод. К последнему отношение сейчас довольно прохладное, но это и понятно — именно с его именем связано появление невыразительных и угрюмых хрущевок.

 

 

 



 

7 декабря 1954 года Никита Хрущев выступил
с речью «О широком внедрении индустриальных
методов, улучшении качества и снижении
стоимости строительства». Этим он начал эпоху
советского модернизма, которая
продолжалась до 1985 года.

 


 

Начало

 

Все началось в декабре 1954 года, когда Хрущев выступил с заявлением о том, что вся архитектура последних 20 лет — это преступная растрата средств и неоправданные излишества. Враз отменив таким образом сталинский ампир, генсек провозгласил архитектурную перестройку и поставил две цели: решить жилищный вопрос, предоставив отдельную квартиру каждой семье, и сделать это максимально дешево. Обозначил Никита Сергеевич и средства — типовое проектирование и индустриализации производства.


Новые здания должны были четко отвечать функции, а эстетическая составляющая интересовала Никиту Сергеевича меньше: он уклончиво замечал, что архитектура должна иметь привлекательный внешний вид, и как пример приводил современные постройки Запада. Хрущев призвал к простоте, лаконичности, правильным пропорциям, связи формы и назначения здания. История архитектуры при этом отменялась, и все декоративные элементы запрещались раз и навсегда, как в свое время у конструктивистов.

 

 

 

▂▂ ▃ ▄ ▅ ▆ ▇ █

 

Основные признаки
советского модернизма

 

   Функциональность 

  Отсутствие архитектурного декора

   Отказ от исторических реминисценций

  Чистые геометрические формы 

  Сложность композиции

 

 

Зодчие, которые привыкли строить в сталинском стиле, такого удара не ожидали и выступлением Хрущева были удивлены. Более того, опыт современной мировой архитектуры был в СССР неизвестен. Чтобы задать новый курс, пришлось организовывать массовые ознакомительные поездки.

 

 

 


 

Социальные и политические задачи
советского модернизма

1) скорейшее решение
жилищного вопроса       

2) обеспечение доступности
социальных услуг  

3) выражение нового курса
советской идеологии и       
отрицание сталинского наследия    

 


 

Идеология
совмода

 

Гагарин полетел в космос, культ личности Сталина был развенчан, а впереди ждал социализм с человеческим лицом — появившийся во время оттепели совмод воплощал веру в то, что все еще будет хорошо. Частью мечты стали и привезенные из заграничных поездок новые архитектурные формы, а с ними и ценности свободного мира. Демократичность проявлялась в открытости, прозрачности и легкости вскоре появившихся в СССР сооружений. Но вслух о новой идеологии все-таки не говорили, поэтому главным признавалось решение с помощью архитектуры социальных задач, а формальные вопросы отходили на второй план.

 

 

Типовое
строительство

 

Строительство началось с конкурсов на типовые объекты: жилые дома, больницы, поликлиники, школы, кинотеатры и магазины. Все они делались из набора стандартных деталей, за счет этого можно было сэкономить время производства. Побеждать в соревнованиях стали молодые архитекторы, а ветераны недоумевали, как можно собирать здания как конструктор. Руководство на это замечало, что поэты обходятся и 32 буквами для создания своих произведений и проектировать нужно по такому же принципу. Пример оказался заразителен, и зодчие иногда оказывались даже экономнее литераторов — некоторые жилые здания строились всего из двух дюжин элементов.

Тотальные ограничения и спешка породили новые эстетические идеалы, которыми стали скромность и простота строений. Особо приветствовалась правдивость зданий: Никита Сергеевич говорил, что швы на фасадах жилых домов нельзя считать некрасивыми, потому что они лишь свидетельствуют о честности архитектуры.

 

 

 

Микрорайоны

 

Если раньше проектировщики могли хотя бы расставить постройки по собственному желанию, то теперь и это было строго регламентировано. Основным элементом города стал микрорайон, а главным при его планировании объявлялась доступность социальных услуг. Четкие формулы определяли взаимное расположение жилых зданий и общественных объектов в зависимости от времени перемещения между ними. Визуальная целостность больше не играла роли.

 

 

Индивидуальные
проекты

 

Совмод проявился во всей красе в зданиях, построенных по индивидуальным проектам — тут архитекторы могли проявить свои творческие амбиции и обратиться к эстетике. Она проявила себя через пластичность, прозрачность, воздушность сооружений, их пространственную сложность, утонченность деталей, новизну и абстрактность образов.

Первым проектом, который полно представил эти ценности, стал Дворец пионеров на Ленинских горах.

 

 

Во Дворце пионеров соединились гармоничные
пропорции, лаконичность форм, далеко вынесенные
навесы, диагонали лестничных маршей и протяженное
остекление, стирающее грань между ландшафтом
и интерьером.

 

 

Архитекторы совмода часто работали с образами. Это видно на примере здания велотрека в Крылатском — формой оно напоминает парящую бабочку. Природные аллюзии есть и у Останкинской башни, которая походит одновременно и на перевернутую лилию, и на ракету на старте.

 

 

Самым спорным начинанием эпохи стал Новый Арбат. Все в нем, от зданий до мельчайших деталей и рекламы, было подчинено идее воплощения духа нового времени. Проект примечателен четким ритмом построек, широкими плоскостями остекления и мозаикой, украшающей кинотеатр «Октябрь». 50–80-е годы вообще стали золотыми для монументального искусства, которое заменило запрещенный архитектурный декор.

 

 

Совмод развивался по всему Союзу. Выдающимся примером стало здание Министерства автомобильных дорог в Тбилиси, его архитектор обыграл сложный рельеф и создал много полезной площади на крошечных опорах. Другой образец — здание санатория «Дружба» в Ялте, которое как будто составлено из огромных зубчатых шестерен.

 

 

Ценность

 

Совмод породил несколько шедевров мирового уровня. Достоинства остальных его зданий открываются, если рассматривать их в контексте времени и учитывать путь, проделанный их создателями — от бесконечных обращений к античности во время сталинского ампира они пришли к чистой форме и функциональности. Архитекторы-модернисты были, как и все шестидесятники, идеалистами. Они боролись со стереотипами, неповоротливой бюрократической машиной и осознавали свою социальную миссию и политическую позицию, которая была для них превыше всего. Ведь, как заметил критик Владимир Белоголовский: «Архитектура начинается не с формы, а с гражданской позиции. Формой архитектура заканчивается».