Стиль
Впечатления Строить и жить: как понять архитектуру конструктивизма
Стиль
Впечатления Строить и жить: как понять архитектуру конструктивизма
Впечатления

Строить и жить: как понять архитектуру конструктивизма

Строить и жить: как понять архитектуру конструктивизма
Русский авангард был чуть ли не единственным за всю историю отечественного искусства, когда оно буквально было впереди планеты всей. «РБК Стиль» разобрался в архитектуре конструктивизма, доставшейся нам в наследство от этого продуктивного времени.

 

Идеология

 

Конструктивизм расцвел после Октябрьской революции и был главным стилем до середины 1930-х. Его приверженцы с наследием прошлого поступали радикально: формы и конструкции, воплощающие индивидуалистические вкусы, отвергались и уничтожались, а новая архитектура объявлялась проводником советской идеологии и средством создания истинно современного человека. Для того чтобы сделать его продуктивным работником, нужно было рационально организовать быт. Конструктивисты считали, что если при планировке жилья учесть профессиональные привычки и запросы его будущих пользователей, то и качество их продукции и отдыха значительно повысится. Кроме того, советская семья должна была освободиться от тирании забот о домашнем очаге за счет «обобществления» быта. Во имя отмены кухонного рабства появились фабрики-кухни, детские сады и дома-коммуны, а чтобы «окультурить» досуг рабочих масс, создавались новые клубы, избы-читальни и спортивные залы.

 

 

|Дом-коммуна на улице Орджоникидзе, Москва|



 

Новая красота

 

С советской идеологией пришли и новые стандарты красоты. Мерилом эстетической ценности стала целесообразность, а значит, строгость, лаконичность и монолитность облика. Назначение здания диктовало его форму, а все бесполезные декоративные элементы отрицались. Если раньше по внешнему виду сооружения было сложно определить, больница это, филармония или чей-то особняк, то теперь назначение постройки должно было проявляться в экстерьере со всей возможной наглядностью.

Главным в конструктивизме стала игра с контрастами объемов, материалов и чистых форм. Архитекторы принимали знаменитые пять принципов архитектуры Ле Корбюзье и применяли большинство из них в своих работах. Они использовали столбы-опоры, чтобы освободить площадь первого этажа для садов или парковок, и создавали плоские крыши, которые можно было бы использовать как террасы-солярии. Благодаря развитию технологий наружные стены перестали быть несущими, и их можно было делать из любых материалов. Так любимыми выразительными элементами конструктивистов стали окна: ленточные горизонтальные, проходящие через весь фасад, или круглые, которые делали здания похожими на корабли, плывущие в светлое завтра.



 

 

▂▂ ▃ ▄ ▅ ▆ ▇ █

 

«Пять отправных точек архитектуры»
великого новатора Ле Корбюзье — правила,
на которых базировалась концепция архитектуры
нового времени, — были опубликованы в 20-е годы
в журнале L’Esprit Nouveau:


   Столбы-опоры

  Плоские крыши-террасы

  Свободная планировка

  Ленточные окна

  Свободный фасад

 


 

Вера в прогресс обязывала использовать новейшие материалы, и выражение пластических возможностей стекла и бетона становится одним из принципов конструктивизма. Еще одним была объявлена борьба с симметрией — символом гармоничности и упорядоченности старого мира. В прошлое ушли и традиционные для архитектуры XIX века акценты на вертикалях. Горизонтальная организация новых зданий отражала изменения в общественной структуре: привычную иерархию сменило общество равных возможностей.

 

 

|Дом политкаторжан, Санкт-Петербург|

 

 

Конструктивизм в Москве...


Некоторые проекты архитекторов-авангардистов на практике оказались не так хороши, как на бумаге. Например, жильцы московского дома Наркомфина превратили в кладовки его длинные коридоры, которые задумывались как пространства для коллективной жизни, встреч и общения. Не удались и другие начинания архитектора Моисея Гинзбурга: фабрика-кухня, созданная специально для этого дома, особой популярностью не пользовалась, а полноценных пространств для готовки в квартирах просто не было. Новый быт оказался неудобным, а здание невостребованным — много лет оно постепенно разрушалось и теперь включено в список ста главных зданий мира, которым грозит уничтожение.

Лучше сложилась судьба другого хрестоматийного образца конструктивизма —  дворца культуры ЗИЛа, построенного братьями Весниными. Сами архитекторы говорили, что социалистический дворец культуры должен прежде всего вызывать ощущение свободы и радости, и пытались передать это ощущение через организацию пространства — соотношение простых и ясных форм, масс, объемов и плоскостей. По такому же принципу создан Ильей Голосовым и дом культуры имени Зуева. Здание стало чуть ли не самым известным памятником конструктивизма в мире, и все из-за выразительного взаимодействия форм —  архитектор создал постройку из гигантских фигур куба, параллелепипеда и цилиндра, а длинные плоскости фасадов разбил переплетами окон.

 

|Главпочтамт на проспекте Ленина в Екатеринбурге|

 

 

...и не только

 

Столицей конструктивизма в России считается Екатеринбург, в 1920–1930-е годы он стал крупным промышленным центром и активно застраивался. Одно из самых известных его зданий —  Белая башня архитектора Моисея Рейшера, чья конструкция основана на контрасте объемов призмы и цилиндра. 

 

 

А вот создатели школы имени 10-летия Октября в Петербурге все-таки не удержались и добавили символизма — в плане здание выглядит как серп и молот.

Классическим образцом стиля, по которому можно сдавать экзамен на знание его характерных особенностей, стал Дом печати в Казани. В нем и контрасты объемов и масс, и бетон, и стекло, и ленточные окна, и плоская крыша, и столбы-опоры, и длинные балконы, и отсутствие декора — если увидите эти элементы где-то еще, будьте уверены: перед вами типичный конструктивизм.