Стиль
Впечатления «Некоторые люди ведут дневник, а я, чтобы не забыть свои переживания, пишу для себя на холстах»
Стиль
Впечатления «Некоторые люди ведут дневник, а я, чтобы не забыть свои переживания, пишу для себя на холстах»
Впечатления
«Некоторые люди ведут дневник, а я, чтобы не забыть свои переживания, пишу для себя на холстах»
© tass
В музее АРТ4.RU открылась выставка художника Дмитрия Гутова. Экспозиция Pisdetusconcretus продлится всего 6 дней. «РБК Стиль» Гутов рассказал о роли художника в современном обществе, живописи Васнецова и самых длинных волосах среди школьников Москвы.

Дмитрий, расскажите, как появилась серия работ Pisdetusconcretus?

К этой серии я шел довольно долго. Надписи на черных холстах — это мысли, которые приходят мне в голову, или выписки из книг, которые я читаю. Вот подумал я в конце 2014 года: «Гори все синим пламенем». Такой был день, такое было настроение — и записал, и нарисовал конфорку. А Pisdetusconcretus — это ощущение конца 2015 – начала 2016 года. Некоторые люди ведут дневник, а я, чтобы не забыть свои переживания, пишу для себя на холстах.

 

Серия работ Pisdetusconcretus                                                         (пресс-служба музее АРТ4.RU)

 

Если я сейчас достаю свои школьные рисунки, у меня сразу все восстанавливается, я прямо слышу голоса завуча и учительницы, которая носилась за мной с ножницами, чтобы остричь. У меня в 15–16 лет были довольно длинные волосы, считалось, что самые длинные среди школьников в Москве.

 

Серия работ Pisdetusconcretus                                                            (пресс-служба музее АРТ4.RU)

 

Догнала? Остригла?

Нет, этого она не смогла: я был немножко буйный.

 

А как появилась серия про классическое искусство?

У моего отца, чтобы нас с братом занять, было такое развлечение — он нас сажал, давал альбом Третьяковской галереи и говорил: «А теперь давайте соревноваться, кто из вас лучше перерисует». Мы и перерисовывали. Я обожал это занятие, каждый раз этого очень ждал. И вот сейчас я хочу пересказать всю Третьяковскую галерею своим языком.

 

А какой в этом смысл?

Искать в искусстве смысл — довольно праздное занятие. Я просто получаю большое наслаждение от работы, а если я начну размышлять: «Что, зачем и почему», у меня вообще ничего не выйдет. Я обожаю русское искусство и считаю, что произведения в Третьяковке недооценены. Там есть совершенно невероятная по качеству живопись, например, Левитан, а есть чудовищно плохая, например, Васнецов, его просто физически невозможно смотреть. Но Васнецов выдумывал такие образы, взять хотя бы «Богатырей» и «Аленушку», что они попадают прямо в мозг.

 

пресс-служба музее АРТ4.RU

Я пересказываю эти работы, убираю из них все детали, и остается совершенно потрясающий и очень узнаваемый знак. На выставке две контрастных серии: одна — шум и гам, pisdetus, а другая — вечное искусство. Но с другой стороны, в последнем цикле есть сюжет с картины Перова — пьяный поп из «Крестного хода на Пасху». Третьякова за то, что он купил эту картину, судили потом лет десять, так что между этими сериями все-таки есть большая перекличка.

 

Сколько времени у вас занимает работа над одним произведением?

Мне на нервы действует, когда картина очень долго пишется, и у меня на каждую работу уходит меньше часа, а иногда и вовсе минуты. Но я каждый день в мастерской: очень много времени занимает подготовка и настраивание, ведь я должен быть в правильном состоянии. В году мне нужен один интенсивный вечер, когда я предельно сосредоточен и могу сделать работу: я люблю концентрацию, сосредоточенную в доле секунды. А так я могу гулять, читать, слушать музыку, пить вино, общаться с подругой — я это включаю в рабочий процесс.

 

Работа Дмитрия Гутова                                                                (пресс-служба музее АРТ4.RU)

 

Вы ведете жизнь отшельника. Но разве искусство не должно менять общество?

У меня никогда не было таких попыток, я абсолютно вменяемый человек. Воздействовать на общество невозможно: события развиваются абсолютно фатально, код разворачивается по своей внутренней логике. Люди могут его немного ускорить, замедлить, но не больше. В нашей ситуации, когда события приобрели абсолютно необратимый характер, художник выступает как свидетель. А лечить он не может.

 

Вы говорили, что на вас сильно повлияли работы Маркса.

Я открыл его для себя в очень юном возрасте, был поражен, и у меня никогда не было с тех пор никакого сомнения в том, что это величайший мыслитель. Я продолжаю его читать регулярно. Вообще художники придерживаются левых идей чаще, чем остальные люди. Художники сегодня тотально ко всему критически относятся и их трудно обмануть. Вот идет человек: прилично одет, держит себя в руках, а внутри он чудовище: готов репрессировать чужие взгляды, приветствовать возрождение сталинизма, навязывать свое мнение и творить несправедливости во всех формах. Если художник будет писать его портрет, он должен все это передать.

На примере моей любимой картины на этой выставке, того самого пьяного попа с работы Перова, можно рассказать, как искусство влияет на общество. Художник рисует священника в таком состоянии, выставляет в Третьяковской галерее, и у общества потом вырабатывается определенное отношение к попам.

Так что искусство в некоторых, очень хороших обстоятельствах имеет шанс пробудить мозги.

 

Работы Дмитрия Гутова                                                                (пресс-служба музее АРТ4.RU)

 

Кому нужно пробуждать мозги? Насколько распространено людское безумие?

Это социальное явление. Бывает, что люди вдруг умнеют, в зависимости от обстоятельств времени. Люди не то чтобы идиоты, а несчастные существа, маловменяемые.

 

Это из новостей становится понятно?

Я очень мало слежу за тем, что в мире происходит, стараюсь жить в тотальной отключке, чтобы не терять сосредоточения. У меня в мастерской нет телевизора, радио, газет и интернета. Чтобы пообщаться, я иногда приезжаю в Москву, а что происходит в мире, узнаю от людей. Когда я выхожу из мастерской, чтобы купить продукты, обычно я делаю это в 2–3 часа ночи, я слышу о чем разговаривают покупатели, о чем продавцы за кассой. Вот недавно парень с девушкой стояли у кусочка сыра за 2 000 рублей. И она ему говорит: «Может, возьмем?». И он: «Ну конечно возьмем — все равно ведь скоро война, все накроется». Вот что мне может лучше рассказать о судьбе страны и мира?