Стиль
Впечатления Царь вне контекста: греческие боги и испанские пройдохи в оперных премьерах Москвы
Стиль
Впечатления Царь вне контекста: греческие боги и испанские пройдохи в оперных премьерах Москвы
Впечатления

Царь вне контекста: греческие боги и испанские пройдохи в оперных премьерах Москвы

Фото: novayaopera.ru; helikon.ru
В начале октября «Геликон-опера» покажет оперетту Оффенбаха «Прекрасная Елена», а «Новая опера» — моцартовскую оперу «Свадьбу Фигаро». Премьеры объединены логикой сюжетов: в постановках исследуется комизм любовной страсти.

Жак Оффенбах, король французской оперетты, создал «Прекрасную Елену» в 1864 году как пародию на старинные оперы, полные всяческих богов и богинь, а также пафосных «античных» героев, которые в этих операх находились с небожителями почти в приятельских отношениях. Хотя принято называть «Елену» опереттой, на самом деле это полноценная комическая опера, хотя есть тут и разговорные диалоги, и бесшабашные куплеты. Либретто основано на «Илиаде», но величавые строки Гомера практически не узнать: кроме пародий на старину, авторы поставили цель спародировать современность. Тексты «Елены» с момента создания неоднократно переписывались, чтоб сохранить главную особенность — незлобивую злобу дня. На первых представлениях в Париже герой оперетты, царь Менелай, был загримирован под императора Наполеона III, а красотка Елена смахивала на его жену, императрицу Евгению. Интересно, какое художественное решение примет постановщик спектакля Дмитрий Бертман?

Впрочем, в версии «Геликон-оперы» используется первоначальный текст, так что возможны любые варианты. Бертман делает спектакль о царских забавах, и, по его словам, «когда цари забавляются, они выпадают из исторического контекста». Действие перенесено в современный спа-салон с белыми стенами, массажными креслами и сексуальными массажистами. Как загадочно сообщает театр, «герои, купившие клубную VIP-карту, наслаждаются жизнью, а за ними подглядывают те, кто не приобрел абонемент... И это только завязка интриги».

«Свадьба Фигаро», написанная Моцартом по знаменитой пьесе Бомарше, — это маскарад во имя любви и смешная неразбериха, кончающаяся хеппи-эндом. Музыка такова, что со времен премьеры в XVIII веке не было зрителя, который не запомнил бы на всю жизнь эти красивейшие мелодии. Создатель этой «Свадьбы» Алексей Вэйро — свежее имя на постановочном горизонте, хотя в «Новой опере» он совмещает должности певца, режиссера и заместителя директора. Желая «увидеть притчу в анекдоте», режиссер соединил комедию положений и прием «театр в театре». В полном названии пьесы («Безумный день, или Женитьба Фигаро») сделано ударение на первых словах названия. Но безумство огранено психологизмом: есть цель — выйти за однозначность смеха и добраться до трагикомедии, которая возникнет на пустой белой сцене. Постепенно пустота наполнится людьми и событиями. Над спектаклем работают мастера из Германии: сценограф Ульрике Йохум и художник по костюмам Ян Майер. 


«Прекрасная Елена». Театр «Геликон-опера». Ул. Новый Арбат, 11. 3–5, 8–11 октября.
«Свадьба Фигаро». Театр «Новая опера». Ул. Каретный Ряд, 3, сад «Эрмитаж». 7–9 октября.


Майя Крылова