Выставки недели: Шойгу в стиле поп-арт и «живые инсталляции» из мигрантов
Plastic Perfect
До 8 ноября
Центр современного искусства «Винзавод»
У гаджетов и конфет много общего. К такому неожиданному выводу пришла американская художница Рэйчел Ли Ховнэниан, которая привезла в Россию свою первую персональную выставку Plastic Perfect. Западное общество крепко «подружилось» со сладким с наступлением продуктового изобилия 1960-х. Поначалу за пирожными и конфетами не числилось никаких грехов, кроме разве зубной боли от кариеса, но сегодня сахар признан двуличным продуктом — одновременно и лакомством, и причиной таких болезней, как диабет и ожирение.
Гаджеты к лишнему весу не приводят, зато вызывают отчужденность между людьми. Ее-то и попыталась проиллюстрировать Рэйчел Ли Ховнэниан. И сделала это при помощи масштабных инсталляций. Одна из них — Table for Two: Moscow представляет пятиметровый стол, в центре которого возвышается свадебный торт, а в торцах расположилась пара молодоженов, глядящая друг на друга с экранов своих планшетов.
Другая инсталляция — Foreplay — ироничный взгляд на охватившее общество болезненное стремление быть всегда на связи. На одной из фотографий любовники лежат в одной кровати, но каждый смотрит в свой смартфон.
«Поколение П»
До 12 октября
Музей современной истории России
Специально ко дню рождения Владимира Путина в Музее современной истории России открылась выставка «Поколение П», посвященная достижениям и победам страны в 2014 году. На полотнах молодых художников — олимпийские успехи, «вежливые люди», присоединившие Крым, и даже корзины с отечественными яблоками, которые ни чем не хуже польских. Все картины выполнены в стиле поп-арт.
Галерея портретов пестрит образами политиков — Сергея Лаврова, Сергея Шойгу, Виталия Чуркина, среди которых затесался наведавший Крым Стивен Сигал. Внимание приковывает и аллегорическое полотно «Еврокапкан»: на нем изображено заседание ООН, на котором, по мнению художника, принимались санкции против России, при этом стол с дипломатами окружен капканом.
Exhibit B
C 10 по 14 октября
Московский музей современного искусства
Exhibit B — 20-минутный перформанс, пересказывающий историю дискриминации и смерти национальной культуры коренных народов европейских колоний по всему миру. В Москве его покажут в рамках фестиваля современного искусства «Территория». До этого проект уже становился хедлайнером на фестивалях в Авиньоне, Эдинбурге и Амстердаме. Увидеть Exhibit B в Москве смогут ровно 1200 человек: по 25 во время каждого из 48 «выступлений». Куратор проекта — Бретт Бейли, белый художник из ЮАР, — пополнил перформанс московской частью: в числе героев «живых инсталляций» будут российские мигранты из стран Африки. Например, обнаженная женщина с металлическим ошейником на шее и выходец из Африки, как будто «позирующий» для кадров тюремной хроники.
«Обложка — лицо книги»
Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу
С 10 октября 2014 по 11 января 2015 года
Книгу встречают по обложке. А раз так, то в Третьяковской галерее ее решили рассмотреть как самостоятельное произведение искусства. На выставке «Обложка — лицо книги» собрали несколько десятков образцов, созданных с 1917 года до конца 1930-х. В экспозиции есть обложки авторства Владимира Фаворского — отца российской книжной графики. Его имя нередко выносили прямо на созданную им обложку, а сам он любил говорить, что «не иллюстрирует книги, а создает их». Коллегами Фаворского по иллюстраторскому цеху были и художники из окружения Казимира Малевича. Они экспериментировали с плакатными шрифтами и включали фрагменты фотографии в пространство обложки. Что в итоге получалось, можно будет рассмотреть в залах Третьяковки.