|
Александр Снегирев
«Как же ее звали»
Издательство: «Эксмо» (2015)
Современная российская проза
|
|
|
|
Первое, что видишь, открывая книгу, надпись «Проза о любви и боли». Кажется, просто удачная фраза, но нет. Сборник рассказов Снегирева — действительно проза о любви и боли, написанная по-мужски скупо, без лишних сантиментов. Жизнь и отношения сжаты в тугие пружины и закреплены границами коротких фраз. А к тому, что потом эти пружины резко распрямляются, царапая изнутри и тревожа чувства и воспоминания, Снегирев вроде как и отношения не имеет.
Вероятно, дело в том, что его герои живут не в прошлом и не в будущем, они ходят по тем же знакомым московским улицам и совершенно точно где-то нам встречались.
|
С одним, кажется, жили в соседних дворах, второй вроде бы учился на параллельном курсе, а третий крутил с соседкой по общежитию — как же ее звали-то? — и был, похоже, немного влюблен в свою престарелую квартирную хозяйку.
Советское детство, перестроечная юность, шальная молодость, из которой кто-то шагал в будущее, а кто-то с крыши пентхауса… Сборник Снегирева похож на альбом с живыми, не статичными фотографиями, которые так увлекательно разглядывать — и снято хорошо, и места узнаваемы, и лица знакомые то и дело попадаются. Сборник получился неровным, но так даже интереснее.
А если коротких рассказов Снегирева для полноты впечатления окажется недостаточно — у него совсем недавно вышел роман «Вера», который еще в рукописи стал финалистом «Национального бестселлера-2015» и вошел в шорт-лист «Русского Букера».
|
Джонатан Кэрролл
«Замужем за облаком»
Издательство: «Азбука-Аттикус» (2015)
Классический американский магический реализм
|
|
|
|
Пусть вас не сбивает с толку ни название, ни обложка с брутального вида ангелом. Под ней вовсе не слащавая девичья история о придуманном возлюбленном в стиле Сесилии Ахерн. «Замужем за облаком» — впервые изданное на русском полное собрание рассказов и повестей живого классика американского магического реализма.
Джонатана Кэрролла называет своим учителем куда более известный в России Нил Гейман («Американские боги», «Звездная пыль»), его книгами вдохновляется Одри Ниффенеггер («Жена путешественника во времени»). Кэрролл — лауреат Всемирной премии фэнтези за рассказ «Лучший человек Друга», обладатель нескольких европейских наград в области фантастики и премии Брэма Стокера.
|
В Америке он стал известен в конце 70-х, а до русского читателя его романы «Страна смеха», «За стенами собачьего музея» добрались в начале 2000-х годов. В отличие от известного математика, придумавшего Алису, Безумного Шляпника и Чеширского кота, Джонатан Кэрролл пишет под собственным именем и преподает английский, но и в его мире происходит немало чудес. Воображаемый друг детства взрослеет и спокойно ест сливы на кухне своей подруги, горгулья способна столкнуть человека вниз, чтобы он мог подняться наверх, умирающий, следуя за цветным зонтиком в Нью-Йорке, может встретить свое счастье...
Кэрролл пишет нечто среднее между фэнтези и современным реалистично-бытовым романом, добавляя в обычную жизнь и человеческие отношения ровно столько чуда, сколько нужно, чтобы книгу не хотелось выпускать из рук. «Замужем за облаком» — долгоиграющий сборник из 38 очень разных рассказов. Его хватит на всю осень, потому что каждую придуманную Кэрроллом историю хочется смаковать отдельно, размышлять о ней, ненадолго откладывая книгу в сторону, как если бы вы прочитали целый роман.
|
Анна Матвеева
«Девять девяностых»
Издательство: «Редакция Елены Шубиной» (2015)
Женский взгляд на хронику лихих 90-х
|
|
|
|
Когда Анну Матвееву спрашивают, легко ли ей даются рассказы, она отвечает: «Рассказ — это ритм моего дыхания». И ей веришь, потому что в тексте это чувствуется. Рассказы Анны Матвеевой читаются легко и естественно, как вдох и выдох, в ее историях нет лишних деталей, нет обидной для читателя недосказанности, но есть пространство для собственных размышлений и ощутимая глубина.
«Девять девяностых» — девятая (так уж мистически вышло) книга Анны, мозаика впечатлений и воспоминаний о Екатеринбурге 90-х. Причем впечатлений честных, не отретушированных тщательным выбором героев и сюжетов. Анна Матвеева не пишет ни черную хронику бандитского Екатеринбурга, ни романтическую летопись города своей юности, взбудораженного ветром перемен.
|
Она не приклеивает ярлыков и не подтасовывает факты. Она пишет о любимом городе и его жителях в попытках осмыслить происходившие тогда перемены, надежды и боль немного со стороны, без лишнего пафоса, психоанализа или причитаний. И поэтому ей веришь.
Все девять рассказов так или ианаче про родной для Матвеевой Екатеринбург, про его улицы и переулки, дома и кварталы. Даже большая новелла про любимый писательницей Париж, о котором отчаянно мечтала и куда уехала, наконец, героиня по имени Ада, и та про Екатеринбург и, в конечном счете, про то неуловимое, из чего состоит наша сущность.
Предыдущий сборник рассказов Анны Матвеевой «Подожди, я умру — и приду» вошел в списке финалистов «Большой книги-2013». «Девять девяностых» в новом сезоне снова претендуют на «Большую книгу», а также на Бунинскую премию и «Национальный бестселлер».
|
Эмир Кустурица
«Сто бед»
Издательство: «Азбука-Аттикус» (2015)
Фильмы Кустурицы, которые снимает сам читатель
|
|
|
|
Люди, которым случалось почитать сценарии Кустурицы к фильмам «Черная кошка, белый кот», «Жизнь как чудо» и другим, в один голос говорят, что это готовая художественная проза. И в это легко поверить. Потому что каждая из шести новелл в сборнике его прозы — это почти готовый сценарий.
Эмиру Кустурице камера, как оказалось, не очень-то и нужна. Он мастерски создает свой мир на бумаге. Здесь есть все: и взрывная фантазия автора, и горькие размышления о судьбе его родины, о том, как юность сталкивается с жестоким миром взрослых.
Сам Эмир Кустурица объясняет, что действие всех шести рассказов происходит в последние десятилетия двадцатого века. И он написал их назло современной жизни. «Эта книга появилась сама собой, и мне ничего не оставалось, кроме как взяться за нее…
|
Мне удалось собрать воедино эти острые картинки из прошлого, канувшего вместе с Тито и его правительством», — цитируют автора в издательстве.
Кустурица пишет о Югославии времен Тито, о жителях той страны, «которой больше нет на карте». Герои неизменно попадают то в глупые и смешные, то в трагичные и конфликтные ситуации. Это взросление на фоне материнских болезней, отцовского пьянства, любви к девушкам и страха смерти. Это ощущение безусловного чуда жизни и горечь размышлений свободолюбивого балканца о прошлом и будущем.
|
Энтони Дорр
«Собиратель ракушек»
Издательство: «Азбука-Аттикус» (2015)
Дебютный сборник лауреата Пулитцеровской премии 2015
|
|
|
|
Энтони Дорр умеет писать о природе с эффектом 3D — привычные мелочи, едва уловимые запахи и тихие звуки становятся более значимыми и ощутимыми. Герой заглавного рассказа — слепой ученый, изучающий моллюсков — умеет наощупь определить каждую разновидность по мельчайшим завиткам и изгибам. И Дорр пишет об этом так, что хочется закрыть глаза и ощутить в ладони ту самую раковину, способную исцелять от малярии.
Талант Дорра в умении создавать зримые образы и находить точные слова для описания тактильных ощущений. Беженец из Либерии находит спасение от терзающих его кошмаров, только дав покой выбросившимся на берег китам. Всего несколько страниц — и ты уже идешь вместе с ним в темноте на берег океана, кожей чувствуя соленый бриз.
«Собиратель ракушек» — коллекция изумительно написанных историй, в которых
|
уже есть то бережное отношение к природе и таинственная связь мерного дыхания вселенной и отдельно взятой человеческой жизни, которые очаровали читателей и критиков в пулитцеровском романе Дорра «Весь невидимый нам свет». Безусловно, одна из главных книг этой осени из тех, что приятно не только читать, но и перечитывать.
|