«Нигде кроме, как в Моссельпроме» и «Лучше сосок не было и нет, готов сосать до старых лет». Эти слоганы стали классикой советской рекламы. Но не все знают, что их автор — Владимир Маяковский. Знаменитый поэт стоял у истоков копирайтинга и в паре с Александром Родченко создал десятки знаменитых советских рекламных плакатов.
![](http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/87/754727431993870.jpeg)
В. Маяковский, А. Родченко. «Резинотрест. Лучших сосок не было и нет», 1923 г.
пресс-служба издательства «Контакт культура»
![](http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/06/754727431994061.jpeg)
Неизвестный автор. «Тамбо-Швейпром», вторая половина 1920-х
пресс-служба издательства «Контакт культура»
![](http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/31/754727431993319.jpeg)
А. Дейнека. Журнал «Даешь», 1929 г.
пресс-служба издательства «Контакт культура»
Увидеть часть из них можно будет на выставке «Шедевры советской рекламы 1920-1930-х годов», которая 2 февраля откроется в многофункциональном комплексе «Кунцево Плаза». Маяковский с Родченко, а также другие авторы плакатов первой трети XX века были уверены, что реклама выполняет не только коммерческую, но и социальную функцию, например, образовательную и воспитательную. Благодаря рекламным заказам они популяризировали книги, журналы, полезные продукты питания и косметические средства. А наряду с политически значимыми работами, например, для Госзайма или общества «Добролет», художники разрабатывали рекламу для торговых учреждений и производств: Моссельпрома, ГУМа и ЛЕНГИЗа.
![](http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/68/754727431993688.jpeg)
А. Родченко. «Ленгиз. Книги», 1925 г.
фото предоставлено Александром Лаврентьевым
![](http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/09/754727431993092.jpeg)
А. Родченко. «Добролет»
фото предоставлено Александром Лаврентьевым
Маяковский и Родченко начали вместе работать над рекламными плакатами с 1923 года. Поэт не стеснялся называть рекламу «промышленной и торговой агитацией». «Ни одно, даже самое верное дело не двигается без рекламы. Это оружие, поражающее конкуренцию. При НЭПе надо пользоваться для популяризации государственных, пролетарских организаций, контор и продуктов всеми оружиями, пользуемыми врагами, в том числе и рекламой!», — заявлял Маяковский. Для плакатов он придумывал максимально короткие и броские слоганы, а Родченко создавал для рекламы новые композиционные приемы, отвечавшие идеям конструктивизма. Например, такие, как фотомонтаж и коллаж. Кроме этого, Родченко первым применил в рекламе фотографию и разместил на плакате ЛЕНГИЗа изображение Лили Брик.
![](http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/65/754727431992658.jpeg)
А. Родченко. «Столовое масло», 1923 г.
фото предоставлено Александром Лаврентьевым
![](http://pics.v7.top.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/7/45/754727431994457.jpeg)
В. Маяковский, А. Родченко. «Карандаши Мосполиграф», 1926 г.
фото предоставлено Александром Лаврентьевым
Выставка «Шедевры советской рекламы 1920-1930-х годов» продлится со 2 февраля по 15 марта в многофункциональном комплексе «Кунцево Плаза». Вход на экспозицию будет бесплатным.
|