Стиль
Здоровье Вместе веселее: как построить бизнес с мужем и не развестись
Стиль
Здоровье Вместе веселее: как построить бизнес с мужем и не развестись
Здоровье

Вместе веселее: как построить бизнес с мужем и не развестись

Фото: личный архив
Есть мнение, что любовные отношения нельзя смешивать с деловыми. Вопреки ему, пары все чаще начинают совместный бизнес. Pink поговорил с тремя предпринимательницами, чтобы выяснить, как они справляются с семейным бизнесом.

Светлана Фирсова, арт-директор и партнер креативной студии презентаций «Бонни&Слайд»

Фото: личный архив

Муж: Николай Пере, креативный директор и управляющий партнер «Бонни&Слайд»

История

«Идея сделать собственную студию по созданию презентаций пришла в голову Николаю. Когда-то мы вместе работали в крупном рекламном агентстве и с помощью презентаций продавали идеи, выигрывали тендеры и двигались по карьере. Однажды, когда мы ужинали на маленьком балконе нашей съемной квартиры, муж сказал: «А давай сделаем студию презентаций?» Мы знали, на что способны как специалисты в этой сфере дизайна, поэтому смело положились друг на друга и сделали свой сайт. Название «Бонни&Слайд» родилось сразу.  

Сначала было страшно уходить из рекламного агентства. Мы затеяли стартап, но жить на что-то было необходимо. Я продолжала работать в офисе, а ночами рисовала наши первые презентации по 15 тысяч рублей. Но когда через пару недель после запуска «Бонни&Слайд» мы получили заказ от Павла Воли и Ляйсан Утяшевой на несколько презентаций, я смело уволилась. Тогда я впервые подумала: «Это чертовски интересно!»

Мы устаем от количества проектов, а не от чрезмерного общения.

Мы стали работать дома. Никакого стартового капитала у нас не было, как и больших накоплений. Единственное материальное, что мы вложили в дело, — это 20 тысяч рублей на создание сайта. А еще купили два классных кресла. Так мы оборудовали наши первые рабочие места. Сегодня у нас просторный офис в лофте и пять лучших в своем деле профессионалов в команде. Средний чек на презентацию от «Бонни&Слайд» — 100 тысяч рублей. Заказов хватает».

Плюсы

«Многие спрашивают, сложно ли быть вместе 24 часа в сутки. Мне кажется, что если вы решили пожениться, то это значит, что вы решили все время быть вместе».

Минусы

«Мы все время говорим о работе, можем обсуждать презентации или развитие компании даже на пляже во время отпуска. Иногда мы устанавливаем запреты на «разговоры о работе». Но если кто-то очень хочет обсудить в час ночи новую идею, второй терпеливо слушает или просто старается громко не сопеть. Для кого-то это минус, но мы живем нашим делом».

Совет

«Важно правильно разделить обязанности между собой. У нас Николай — локомотив, который ведет нас и все время смотрит вперед. Как развиваться и что делать, куда двигаться дальше. Я — тот человек, который постоянно «подкидывает уголь в печку». Я обеспечиваю стабильное движение, занимаюсь производством презентаций: от визуальной концепции до сдачи финального файла.

Психологи говорят, что друг от друга надо отдыхать, но зачем отдыхать от того, от чего получаешь удовольствие? Со временем, если будет нужно, мы обязательно придумаем, как проводить досуг раздельно. Сейчас мы устаем от количества проектов, а не от чрезмерного общения. Уверена, что если наши пути когда-то разойдутся, мы сможем остаться и друзьями, и партнерами».

Татьяна Ананьева, директор по развитию компании «Апостроф-медиа»,
специализирующейся на маркетинге, рекламе и PR

Фото: личный архив

Муж: Антон Коваль, генеральный директор «Апостроф-медиа»

История

«Нашу компанию мы сразу создавали вместе с мужем. Это уже второй опыт совместного бизнеса. Первый — стартап в области HRTech — просуществовал два года и, несмотря на привлеченные мужем инвестиции, так и не смог «взлететь». Тогда мне предложили интересный проект в одной из крупнейших госкорпораций. Проект был успешный, а я получила уникальный для российского рынка опыт. Муж тогда помогал мне на «добровольных началах», поскольку он свою карьеру тоже начинал в области маркетинга и коммуникаций. Через два года я должна была решить: оставаться в найме и брать другой проект, искать новую работу или же рискнуть и открыть свой бизнес. В этот момент на меня вышла международная компания Universum, мировой лидер в области брендинга работодателей. Они предложили стать их партнерами в России и СНГ. Так все и решилось в пользу третьего пути.

За время первого бизнеса мы потратили все свои накопления (его старт наложился на развод с первым мужем, после которого я осталась с большим долгом по ипотеке). В госкорпорации мне удалось скопить небольшую сумму, которая покрывала наши потребности на квартиру, еду и транспорт на 5 месяцев. С этим мы и стартовали. Понимали, что такое бизнес, и были готовы к минимизации своих расходов.

Первый год был непростым, хотя клиенты у нас появились довольно быстро. Сейчас бизнесу два с половиной года. Мы еще не заработали больших денег, но уже можем позволить тот образ жизни, который хотим. Мы много ездим по России и миру, сочетаем работу и отдых. По доходам мы пока не достигли уровня топ-менеджеров крупных компаний, с которыми работаем. Зато вполне вышли на уровень жизни менеджеров среднего звена при большой личной свободе. У нас есть постоянные сотрудники, и мы берем людей под проекты по мере необходимости. Мы не вкалываем с утра до ночи, просто хорошо делаем свое дело.

Мы научились использовать преимущества семьи для бизнеса — и наоборот.

Уже больше года мы живем в режиме нахождения друг с другом 24/7. И не устаем от этого. В командировки ездим вместе, мероприятия посещаем вдвоем, ведем совместные тренинги.

Спустя год совместной работы у международного партнера случились серьезные внутренние изменения — и мы расстались. Теперь мы развиваем наш бизнес вдвоем с мужем. Я являюсь его лицом, поскольку давно на рынке. Развиваю новые услуги, являюсь экспертом во всех консалтинговых проектах, проверяю лично все отчеты, представляю их клиенту, веду тренинги и сессии. Мой супруг сейчас второе публичное лицо бизнеса — мы стали вместе выступать, писать статьи и многое другое. Разделили зоны ответственности: я углубилась в HR, он наращивает знания и навыки в маркетинге. Я развиваю отношения с клиентами (хотя переговоры мы часто ведем вместе), в то время как он обеспечивает реализацию проекта. Он координирует работу сотрудников, планирует их загрузку. На нем весь онлайн-маркетинг и, самое главное, управление финансами — от планирования бюджета до уплаты налогов.

Мы не живем в формате «работа — дом», а работаем из дома и часто ездим по стране и миру. Стараемся сохранять правильный баланс, поэтому планируем и работу, и отдых. Мы — поклонники современного искусства, часто ходим на выставки, в оперу, на балет и концерты классической музыки. Вместе бегаем по вечерам, даже участвовали несколько раз в массовых забегах. Общаемся с друзьями. И все это тоже вместе».

Плюсы

«Совместная работа сделала нас равноправными партнерами во всем. Кроме того, мы любим друг друга, и сложностей в работе из-за семейных отношений у нас не было.

Мы научились использовать преимущества семьи для бизнеса — и наоборот».

Минусы

«Главная сложность в общем бизнесе — это один «кошелек» и источник дохода в семье. Финансовые риски высоки, поэтому надо быть готовым умерять свои аппетиты, чем-то жертвовать. Самое главное — в сложной ситуации всегда быть рядом, поддерживать друг друга и все решать вместе. Важно уметь договориться о распределении обязанностей и одновременно быть чуткими к желаниям друг друга, уметь пересматривать договоренности».

Совет

«В бизнесе нельзя «играть в девочку». Нужно учиться обсуждать проблемы и сложные ситуации в конструктивном ключе. Никаких истерик, «ударов ниже пояса», перехода на личности, обобщений. Это и семейные отношения оздоравливает. Учитесь слышать друг друга и быстро договариваться обо всем: где отдыхать, чем ужинать и как воспитывать ребенка».

Надежда Пак, совладелица сети кафе «Рецептор»

Фото: личный архив

Муж: Александр Брайловский, совладелец сети кафе «Рецептор»

История

«Наши отношения начались со страсти к кулинарии. Мы постоянно что-то готовили, искали в интернете интересные рецепты, находили редкие ингредиенты. Александр более 17 лет вегетарианец, я тоже давно не ем мяса, поэтому все наши кулинарные эксперименты не содержали ничего животного. Самым большим удовольствием для нас было кормить друзей. У нас на даче собирались компании по 15–20 человек. После обеда или ужина благодарные гости говорили: открывайте свое кафе, мы будем к вам ходить.

Сперва мы воспринимали это как шутку, но потом задумались. Через дальних родственников нам удалось снять свое первое помещение в большом торговом центре. Так мы открыли свое первое кафе «Кунжут&Ко». Мы сами закупали продукты, стояли за прилавком, разбирались с финансами и параллельно ходили на основную работу. Я трудилась юристом в крупной компании, Александр на фрилансе снимал рекламу и ролики в качестве режиссера. Спасибо моему брату Геннадию, он нам очень помогал в тот период, работал наравне с нами.

Примерно через год мы передали это кафе в управление брату. И занялись «Рецептором». Стартовый капитал составил примерно полтора миллиона рублей. И это были очень скудные деньги для открытия заведения. В целях экономии мы долго искали помещение, в котором бы уже стояло оборудование и не надо было бы вкладывать много. В итоге сняли подвальное помещение и сделали там ремонт своими руками. Покупали мебель в IKEA, раскрашивали ее и старили.

Все говорили: открывайте свое кафе. Сперва мы воспринимали это как шутку, но потом задумались.

Мы думали, что стоит нам открыться — и посетители польются рекой. Но к нам заходили 1–2 человека в день. Лишь через полгода появилось столько гостей, сколько хотелось бы. И мы задумались об открытии второго «Рецептора». Тогда я решилась уйти с основной работы, хотя было очень боязно. У меня были довольно радужные перспективы в юридической карьере.

Сейчас у нас сеть из пяти кафе и годовой доход 200 миллионов рублей. У нас работает 118 сотрудников. Наша цель — открыть хотя бы 100 ресторанов по всему миру. Мы хотим вырасти в большую сеть и делать людей счастливыми, потому что мы верим, что сытый человек — счастливый человек. А если он насытился вкусной и полезной едой, то он счастлив вдвойне».

Плюсы

«В нашей семье вообще не стоит вопрос «Когда ты вернешься с работы?». Все время мы проводим вместе. Мы всегда в курсе того, что происходит.

Благодаря бизнесу мы развиваемся вместе. Много читаем, посещаем специальные тренинги — от управленческого искусства до терапевтического гипноза — и вместе решаем, как внедрить знания в дело».

Минусы

«Я пока не вижу их. «Рецептор» — это наше хобби, но мы всегда находимся в нем. У нас нет разделения семейной жизни и работы. Нет такого, что в 21:00 мы перестаем говорить о работе. Бизнес органично вплетен в нашу жизнь. Мы не воспринимаем его как работу, на которую мы должны приходить и уходить по времени. Даже в отпуске мы говорим о работе — и это нормально. Для кого-то это минус. 

Меньше месяца назад у нас родилась дочь. С третьего дня ее жизни я у компьютера. Я в курсе всего, что происходит. Я не выпала из процесса и не планирую. Но не потому, что не могу делегировать, а потому, что мне интересно. Для меня движение — это жизнь».

Совет

«Важно поддерживать друг друга и грамотно распределить роли. Я как женщина всегда уступаю решающее право голоса мужчине. Всегда выражаю свою точку зрения и говорю то, что считаю правильным. А дальше Александр принимает решение. Александр у нас — главный по цифрам, систематизации, автоматизации процессов. На мне — юридическая сторона, документооборот и творческие направления: ввод блюд, оформление, дизайн».

Комментарий психолога

Виктория Котова, основатель консалтинговой компании Umbrella, тренер по личностному и профессиональному росту, семейный психолог, разработчик научных методик, действующий член Американской, Европейской ассоциации транзактного анализа.

«Нежелательно вести совместный бизнес паре с одинаковым типом темперамента. Исключение – сангвиники. Представьте, два холерика — это искры, которым хватит друг друга, чтоб зажечь мировой огонь. Или два флегматика — бизнес начнет приносить прибыль через годы и годы работы. А вот сочетание этих темпераментов вполне может привести к успеху.

Пройдите тесты на экстра-интровертивность или типологии личности по Джойнсу, распределите обязанности и роли. Интроверты — это замечательные творцы, создатели уникальных продуктов, а экстраверты с легкостью могут их продавать.

Идеальный бизнес для пары — это их совместное хобби, то, что им нравится делать вдвоем на досуге. Важно при этом не забывать о сексе и проводить вечера только вдвоем хотя бы раз в неделю».