Как косметические марки поддерживают тренд на экологическую ответственность
Спор между производителями органической косметики и косметики с использованием химии в свое время не привел ни к чему. Первые утверждали, что натуральные формулы кремов, шампуней и гелей для душа могут быть весьма эффективными. Вторые опровергали утверждения вроде того, что полезные вещества условного подорожника могут проникнуть сквозь естественный барьер кожи без помощи транспортных молекул и благотворно влиять на процессы, происходящие внутри. Каждый в этом споре остался при своем.
Тем временем реалии сегодняшнего дня развернули вопрос об экологии в косметической индустрии в другую сторону. Теперь ответственного потребителя интересует не только влияние косметических формул на его собственный организм, но и то, как косметические средства воздействуют на окружающую среду. Логика проста: если стараешься сортировать мусор, ходить за продуктами с холщовой сумкой вместо пластиковых пакетов, использовать бытовые приборы в энергосберегающих режимах и следить за расходом воды во время чистки зубов, стоит разумнее обращаться и с косметикой.
По оценкам спикеров Всемирного экономического форума 2019 года, человечество производит более 300 млн т пластика ежегодно, из них около 8 млн т попадает в океаны. При этом более 95% всех ПЭТ-упаковок используется только один раз и только 2% пластика в мире перерабатывается. Косметическая индустрия вместе с модной считаются следующими по вредному воздействию на планету после нефтяной промышленности, а учитывая то, что подавляющее большинство косметических средств упаковано в пластик, популярный сегодня тренд на sustainability (устойчивое развитие) не мыслим без ответственного потребления косметических средств.
К тренду прислушались даже люксовые производители косметики. Так, парфюмерный дом Mugler выступил с инициативой #ЯЗаРефилинг. Марка предложила покупателю рефилинг: наполнение использованных флаконов с помощью сервиса Mugler Source. Повторное использование емкости позволяет сэкономить до 40% от стоимости аромата в зависимости от ее размера. Тут очевидна двойная выгода: экономическая и экологическая. Причем флакон можно наполнять бесчисленное количество раз. Сегодня 15% торгового оборота бренда составляют продажи ароматов по программе Mugler Source.
Поскольку для российского потребителя тема осознанности в использовании пластика достаточно нова, некоторые бренды разворачивают локальные кампании для привлечения внимания к проблеме излишнего использования пластика в повседневной жизни и необходимости его переработки. Например, в сентябре бренд по уходу за волосами Kevin.Murphy превратит свои ключевые салоны красоты по всей России в точки сбора использованных пластиковых банок и флаконов от своей продукции.
Каждый может принести пустой пластик в салон и получить «письмо счастья» с личной благодарностью от Кевина Мерфи, основателя компании. С августа ключевой точкой сбора использованных флаконов стал магазин Authentica Love на «Арме». Но и это еще не все. Марка обещает, что концу 2020 года вся упаковка продуктов с логотипом Kevin.Murphy будет производиться из пластика, добытого в океане. Продажи продуктов в обновленной упаковке уже стартовали.
Российскую кампанию запустила и марка L’Oréal Professionnel. До конца августа на территории городского пространства «Хлебозавод №9» будет открыт поп-ап Source Essentielle x Botanea. Это первая остановка так называемого зеленого фургона, который марка в дальнейшем планирует отправлять в путешествие по другим площадкам Москвы, а также другим городам. Во время акции покупатели смогут не только приобрести продукцию L’Oréal Professionnel, но и сдать пустые флаконы от шампуней и средств для ухода за волосами. Сданный пластик впоследствии отсортируют и пустят на переработку.
Не так давно у марки появились линия ухода за волосами Source Essentielle, которая содержит не меньше 80% натуральных компонентов, и гамма растительных красителей Botanea, подходящая обладателям чувствительной кожи головы, склонной к аллергической реакции. Средства Source Essentielle производятся в испанском Бургосе первым в группе L’Oréal «сухим» заводом: вся вода, используемая для производства косметики, проходит полный цикл переработки и очистки, что предотвращает загрязнение окружающей среды.
Долгое время считалось, что поддерживать тренд на экологичность в косметике — это прерогатива обеспеченных клиентов, но в этом году ситуация кардинально меняется благодаря двум гигантам рынка масс-маркета.
Шаг навстречу ответственному потреблению в середине этого года сделал Head & Shoulders. Бренд объявил о старте продаж в России шампуня в новой упаковке, которая на 20% состоит из пластика, собранного на пляжах атлантического побережья, и полностью пригодна для переработки.
Впервые экологичную инициативу компания представила в 2018 году на Всемирном экономическом форуме в Давосе, а с июня 2019 года начала поставлять шампунь в новой бутылке эксклюзивно в магазинах сети «Магнит». За этот проект американский бренд получил награду ООН в области экологии «Momentum of Change». Более того, с этого года шампуни Head & Shoulders в России продаются в бутылках, сделанных из полностью перерабатываемого пластика и на 25% состоящих из вторично используемого сырья.
Масштабы бренда вселяют надежду, что инициатива компании приведет к реальным изменениям. «Сегодня продукция P&G помогает в домашних заботах 5 млрд человек, и у нас есть уникальная возможность играть активную роль в развитии ответственного потребления, — говорит Елена Горожанина, коммерческий директор и глава по маркетингу Procter & Gamble в Восточной Европе и Центральной Азии. — Мы решили объединить усилия с ведущими компаниями по переработке мусора, чтобы пластик, собранный на пляжах по всему миру, был отправлен на переработку и получил новую жизнь в виде нашей упаковки». Ей вторит Том Сзаки, глава инновационной компании по переработке отходов TerraCycle — глобального партнера Head & Shoulders: «Сейчас практически все сделано из пластика. По нашим данным, только 2% пластика в мире перерабатывается, а 25% в конечном итоге оказывается в океане. Я невероятно рад возможности сотрудничать с Head & Shoulders. Я считаю такое решение исторически значимым в борьбе с загрязнением океанов».
Еще один гигант, выступивший с экологической инициативой, — Garnier. Марка объявила о глобальной стратегии развития в отношении пластика, согласно которой вся продукция ее производства в самом ближайшем будущем будет продаваться в упаковке, пригодной для повторной переработки. В данный момент марка активно работает над глобальным проектом по очистке островов от пластика совместно с некоммерческой корпорацией Ocean Conservancy, помогающей защитить диких животных в океане и сохранить разнообразие экосистем.
Забота об экологии водоемов может проявляться не только в контроле за производством и сбором пластика. Ежедневно в Мировой океан окунаются миллионы людей, пользующихся солнцезащитными кремами, спреями и лосьонами. Все ли эти средства состоят из экологически чистых ингредиентов? Проще рассказать про исключения. Так, марка Biotherm заботится о водном пространстве Земли в рамках программы Water Lovers, согласно которой не только создает экологичные упаковки, но и стремится уменьшить негативное влияние смываемых косметических средств на водную среду. Семь лет исследований потребовалось марке, чтобы создать платформу «Ocean 5» для тестирования воздействия средств на окружающую среду. Она позволяет изучить свойства каждой формулы как в пресной, так и в морской воде. Эта методика была разработана совместно с Научным центром Монако (CSM) и теперь используется для оценки влияния солнцезащитных средств на кораллы.
Методика сразу же получила признание научного сообщества, статья о ней появилась на страницах журнала Coral Reefs («Коралловые рифы»). В общем и целом, благодаря этой технологии все солнцезащитные фильтры, используемые в продуктах серии Water Lovers, не наносят вреда кораллам.
Коралловые рифы играют ключевую роль в поддержании биоразнообразия Мирового океана. Они довольно уязвимы и несмотря на то, что занимают всего 0,2% общей площади океанов, служат убежищем более чем для трети морских видов плюс помогают сдерживать прибрежную эрозию. В январе 2018 года князь Монако Альбер II наградил доктора Оливье Куртена-Кларанса, генерального директора Clarins Group и сына основателя компании, орденом Святого Карла за вклад Clarins Group в работу по защите Мирового океана. Она включала в себя в том числе исследования рифов, проводимые компанией в сотрудничестве все с тем же с Научным центром Монако с целью изучения генетической структуры кораллов и их защиты. Таким образом марка может утверждать, что формулы солнцезащитных средств под логотипом Clarins безопасны не только для человека, но и для кораллов.
Марки, далекие от проблем Мирового океана, нередко выбирают целью своей экозаботы леса, которые считаются легкими планеты. Например, французский бренд Caudalie разливает свой хит продаж — масло для ухода за кожей тела, лица и волосами Divine Oil — в стеклянные флаконы с крышкой из дубовой древесины, происходящей из обновляемых лесов и сертифицированной по программе признания схем лесной сертификации (PEFC). За каждый проданный флакон этого средства марка обязуется посадить одно дерево в Амазонии.
А испанский бренд Naobay, производящий экологически чистые средства для мужчин, женщин и детей (подтверждено сертификатом Ecocert), сотрудничает с Лесным попечительским советом, международной некоммерческой организацией, которая состоит из представителей отраслевых компаний из многих стран мира, в том числе России.
Перспективы косметического рынка в отношении sustainable-инициатив выглядели бы еще убедительнее, если бы не одно но: в сильно отстающих пока числится сегмент декоративной косметики. Вселяет надежду, что по объему используемого пластика он занимает не более 10% косметического рынка. А пока стоит помнить, что за исключением средств декоративной косметики, eco-friendly средства можно найти практически в любой категории и в любом ценовом сегменте.