Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Театр Алла Демидова сыграла «Поэму без героя» Ахматовой
Театр
Алла Демидова сыграла «Поэму без героя» Ахматовой
Сцена из спектакля «Поэма без героя»
© Ира Полярная
Три года назад в только открывшемся «Гоголь-центре» Алла Демидова написала на стене маркером: «Почтальон всегда звонит дважды. Я верю, что молодая Таганка возродится!». Круг замкнулся: актриса снова выходит на ту же сцену в спектакле по стихам Ахматовой.

В этом году в афише «Гоголь-центра» сразу несколько поэтических спектаклей. Театр вспоминает XX век, рассказывая о судьбе пяти поэтов: Пастернака, Мандельштама, Маяковского, Кузьмина и Ахматовой. Максим Диденко поставил в рамках этой программы спектакль «Сестра моя — жизнь» по прозе и стихам Бориса Пастернака, Антон Адасинский выпустил «Мандельштама».

«Поэма без героя» Анны Ахматовой продолжает цикл «Звезда», хотя и стоит в нем несколько особняком, прежде всего благодаря личности исполнителя. Никогда не пришло бы в голову использовать это определение в адрес Аллы Сергеевны Демидовой, если бы она сама в своих интервью и выступлениях не подчеркивала, что актер — всегда исполнитель и должен стремиться к тому, чтобы воплотить любую идею.

Но в этом спектакле режиссер и актриса — соавторы. В него вошли не только отдельные стихи Анны Ахматовой, отрывки из «Реквиема» и «Поэма без героя», но и книга с комментариями к «Поэме», написанная самой Демидовой. Актриса много лет «копала» ее, как она сама говорит, искала реальные прототипы промелькнувших в ней персонажей, разбирала поэму, «как разбирала бы роль».

 

Алла Демидова
© Ира Полярная

«Через меня прошло много материалов об Ахматовой: мемуарная проза, письма, интервью, воспоминания современников и, конечно, ее стихи. Что-то из своих размышлений я заносила в тетрадь, что-то осталось на отдельных листочках. И в конце концов мне захотелось поделиться этими записками с читателями», — пишет актриса в начале книги, которая называется «Ахматовские зеркала». Она вошла в спектакль не фрагментами текста, а образами. Разобранные в ней любимые приемы Ахматовой — эхо, отражения, появление в зеркалах двойника — Кирилл Серебренников (он здесь и режиссер, и художник) сумел материализовать и перевести на круглый экран. На нем появляются, тесня друг друга, исчезают и снова всплывают строчки стихов, обрывки документов, портреты тех, кто стал частью «Поэмы»: Мандельштама, Мейерхольда, Кузьмина, Гумилева…

 

Сцена из спектакля «Поэма без героя»
© Ира Полярная

Череда персонажей создает ощущение пластов времени, выплывающих из стихов, времени между 1930 и 1965 годом, вместившим в себя и лихорадочное веселье перед Первой мировой, и аресты, и тюремные очереди в Ленинграде накануне новой войны. Все это есть в «Поэме», которую Демидова называет «энциклопедией русской культуры двадцатого века».

 

Сцена из спектакля «Поэма без героя»
© Ира Полярная

Магия этого спектакля понятна и в то же время трудно объяснима. Она складывается из отношения актрисы к тексту, который она проживает уже не по-актерски, а скорее как свой, из ее потрясающей техники, умения как никто другой держать паузу и выдавать волнение немногими жестами. «Поэма без героя» будет идти в «Гоголь-центре» и в новом году. Может быть, это означает, что судьба, которая, как говорила Демидова, в какой-то момент начала уводить ее из театра, сделала очередной поворот.

Ближайшие показы «Поэмы без героя» в «Гоголь-центре» состоятся 10 и 11 января.