Стиль
Впечатления В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка грузинского авангарда
Стиль
Впечатления В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка грузинского авангарда
Впечатления

В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка грузинского авангарда

Ладо Гудиашвили. «Зеленые феи»
Ладо Гудиашвили. «Зеленые феи»
Нико Пиросмани, Давид Какабадзе, Ладо Гудиашвили. В ГМИИ им. Пушкина открылась масштабная выставка работ грузинского авангарда 1900–1930 годов, занявшая три этажа здания Отдела личных коллекций.

«Зачем вы тратите на меня пленку? Тратьте ее лучше на картины», — осматривая выставку, говорила фотографу президент ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова. На трех этажах Отдела личных коллекций действительно есть что посмотреть. 8 декабря здесь открылась выставка грузинского авангарда 1900–1930 годов, для которой собрали работы Нико Пиросмани, Давида Какабадзе, Ладо Гудиашвили и других художников. Правда, этой выставки могло бы и не быть. «Мы не думали делать ее в этом году. У нас должна была быть экспозиция бельгийского авангарда, но она сорвалась. И знаете, бывает, что складываются звезды. И сейчас я думаю, как хорошо, что она сорвалась. Это дало нам возможность собрать все те вещи, которые мы хотели увидеть сами», — призналась директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.

 
Нико Пиросмани. «Брат и сестра. Сцена из пьесы В. Гуния «Брат и сестра»»

Нико Пиросмани. «Брат и сестра. Сцена из пьесы В. Гуния «Брат и сестра»»

Собирать «те самые вещи» пришлось в российских музеях и частных собраниях. Ведь из самой Грузии экспонаты привести не удалось из-за разорванных дипломатических отношений. Среди коллекционеров, предоставивших Пушкинскому музею работы, была и семья Манашеровых, а Ивета Манашерова выступила одним из кураторов выставки. Собирать «своих земляков», грузинских художников, Манашеровы начали с Ладо Гудиашвили, а потом в их коллекции появились и полотна Пиросмани. В итоге выставить в Пушкинском музее удалось многое. Экспозицию составили более 200 работ, 70 из которых — живописные. Более 20 — принадлежат кисти Нико Пиросмани.

 
Ладо Гудиашвили. «Весна (Зеленая женщина)»
Ладо Гудиашвили. «Весна (Зеленая женщина)»

Под работы художника-самоучки Пиросмани в Пушкинском музее отвели целый этаж. Отдельный зал посвящен его знаменитым «кутежам». Часто за кусок хлеба и стакан вина Пиросмани писал работы для трактиров, изображая на них сцены застолий. «Никала был очень честный человек, бездомный, болезненный, бедный. Много раз приходилось угощать беднягу. Добрый был человек. Ходил оборванный. Если б наш Никала был теперь жив, украсил бы он эту выбитую стену и отделался бы я дешево», — вспоминал рассказ одного духанщика литератор Григол Робакидзе. А Ивета Манашарова рассказала, что Пиросмани порой писал просто для себя. «Например, «Белая корова», представленная на выставке. Это одна из двух коров — белой и черной, — которые висели в лавке Пиросмани. Но в основном он писал на заказ, для духанщиков. Иногда писал и портреты, но они всегда немного абстрактны».

 

Нико Пиросмани — это представитель примитивизма. А вот работы подлинных грузинских авангардистов можно увидеть на двух других этажах Отдела личных коллекций. В начале ХХ века авангардная мысль оказала сильнейшее влияние на разные виды искусства в Грузии: живопись, литературу, музыку и театр. «В 1917 году «кавказский город-златовзор» Тифлис стал местом притяжения для многих передовых деятелей искусства — братьев Зданевич, Судейкина, Крученых, Каменского, Евреинова, Мандельштама, Эренбурга, а Пастернак стал лучшим переводчиком грузинских поэтов. «Русско-кавказская карусель» раскручивалась и в конце 1910-х – 1920-е годы в Париже, в контексте деятельности художников Парижской школы и русской эмиграции», — отметила Марина Лошак. Первый этаж кураторы экспозиции посвятили творчеству Давида Какабадзе, а на втором большой раздел отвели под «театр». Зрителям покажут костюмы и эскизы декораций к постановкам Котэ Марджанишвили и Александра Ахметели.

За несколько дней до открытия выставки на своей странице в Instagram Пушкинский музей разместил фотографию сотни длинных тросов и спросил, для чего они понадобились. Правильный ответ — их повесили в проходах между залами, превратив в своеобразные экраны. На них проецируется видео с уютными грузинскими двориками, женщинами в национальных костюмах, извозчиками и другими зарисовками из жизни начала века. А еще через эти «экраны» можно пройти, попав в мир грузинского авангарда.

Выставка «Грузинский авангард: 1900–1930-е. Пиросмани, Гудиашвили, Какабадзе и другие художники» продлится в ГМИИ им. Пушкина до 12 марта 2017 года.