В Тейт Модерн открылась выставка Роберта Раушенберга
![Роберт Раушенберг. «Charlene», 1954](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/15/754809269659156.png)
В 1963 году вокруг решения наградить Роберта Раушенберга главным призом Венецианской биеннале разгорелся настоящий скандал. Ватикан в связи с этим заявил об упадке мировой культуры, а французский поэт-сюрреалист Ален Боске отметил, что нельзя «недооценить размеров оскорбления, нанесенного этим всему тому, что в наши дни еще является синонимом гармонии, серьезного творческого поиска, подлинной непреходящей ценности». Награда Раушенберга тогда стала официальным признанием не только его творчества, но и поп-арта в целом. Хотя отнести американского художника к представителям лишь одного этого направления невозможно. Раушенберг пробовал себя в разных техниках: абстрактного экспрессионизма, концептуализма, коллажа и редимейда. Он комбинировал живопись и скульптуру, став одним из зачинателей перформанса.
Выставка в галерее Тейт Модерн стала первой масштабной экспозицией работ Раушенберга в Англии за последние 35 лет и первой ретроспективой после смерти художника в 2008 году. Экспозиция охватывает шесть десятилетий его творчества. Впервые за полвека в Британию привезли такие работы Раушенберга, как «Монограмма» (1955-59) и «Кровать» 1955 года. В произведение искусства художник превратил собственную постель, перевернув ее вертикально и забрызгав подушку, простыню и одеяло краской.
![Роберт Раушенберг. «Монограмма», 1955-59](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/51/754809264848510.jpg)
На экспозиции представлены и ранние работы Раушенберга, относящиеся к периоду его обучения в колледже Блэк Маунтин в Северной Каролине, где его учителем был художник Джозеф Альберс. Окончив колледж, Раушенберг поселился в Нью-Йорке, где работал оформителем витрин. Тогда же, на конец 40-х—начало 50-х годов, приходятся первые совместные художественные опыты Раушенберга с Джаспером Джонсом, Саем Твомбли, Сьюзен Вейлль и другими художниками.
![Роберт Раушенберг в Pearl Street studio, 1955](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/10/754809267342100.jpg)
![Роберт Раушенберг. «Almanac», 1962](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/07/754809267244074.jpg)
![Роберт Раушенберг. «Triathlon (Scenario)», 2005](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/21/754809267475212.jpg)
![Роберт Раушенберг. «Untitled (Spread)», 1983](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/35/754809267515350.jpg)
В конце 50-х Раушенберг освоил технику фроттажа для перевода журнальных и газетных фотографий на бумагу и другие поверхности. Раушенберг активно использовал ее для создания графического цикла из 34 иллюстраций к «Аду» Данте в стиле поп-арта. А после того, в начале 60-х, прекратил создавать «комбинированные картины» и освоил технику шелкографии.
![Роберт Раушенберг. «Retroactive II», 1964](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/73/754809265950739.jpg)
Роберт Раушенберг скончался в 2008 году в возрасте 82 лет. Сегодня работы художника продаются на аукционных торгах за миллионы долларов. В 2015 году на Christie’s полотно «Картина Йохансена» ушло с молотка за рекордные $18,6 млн.
Ретроспектива Роберта Раушенберга в галерее Тейт Модерн продлится до 2 апреля 2017 года.