В Париже открылась ретроспектива Сая Твомбли
Более масштабной ретроспективы Сая Твомбли публика еще не видела. Куратор экспозиции Джонас Сторсве собрал 140 работ американского художника, которые позволяют проследить эволюцию его творчества на протяжении более чем полувека. Сторсве выстроил ретроспективу вокруг трех циклов творчества абстракциониста и отметил, что часть произведений в Европе выставляется впервые. «Это очень важный для меня момент: я всегда был огромным поклонником Твомбли и мечтал сделать что-то подобного масштаба. Помпиду дал возможность реализовать такую затею», — рассказал куратор.
Реализация задумки Сторсве действительно удалась. В залах музея представлены работы разных лет — рисунки 50-х, абстракции 60-х и поздние произведения Твомбли, которые складываются в единый пазл. Куратор сумел интегрировать в экспозицию даже панораму Парижа. Монохромный вид на город служит фоном белых скульптур Твомбли и в тоже время практически сливается с крупномасштабными работами из первого цикла художника «Nine Discourses on Commodus».
Сам Твомбли никогда полностью не принадлежал в тому или иному художественному жанру. Он всегда оставался верен себе, тем самым бунтуя против главенствующих в тот или иной период времени арт-направлений. Но это не мешало вдохновляться работами предшественников. «Искусство рождается от искусства», — говорил Твомбли в одном из немногих своих интервью. На полотнах 1950-х годов, с множеством неуклюжих и обрывистых фрагментов, например, можно увидеть влияние Пауля Клее.
Критики называют Твомбли «лучшим средиземноморским художником из Вирджинии». Мальчик, которого отец прозвал Саем в честь легендарного бейсбольного игрока Сая Янга, большую часть жизни прожил в Италии, хотя художественное образование получил в Нью-Йорке. Он был невероятно начитан и образован, и это нашло отражение в его работах. Твомбли прибегал к интерпретации средиземноморской мифологии для усиления эффекта текущих событий. А в серии из девяти полотен «Nine Discourses on Commodus», появившейся как реакция на убийство Джона Кеннеди (22 ноября 1963 года), художник выразил свои эмоции через повествование о страшных деяниях одного из жесточайших римских императоров — Коммода. Ужас американской трагедии Твомбли передал, густо покрыв холст красной, похожей на куски запекшейся крови, краской. Правда, самому художнику эта серия принесла разочарование.
Показ его полотен в Нью-Йорке в 1964 году обернулся провалом среди критиков, которые были сконцентрированы на таких «правящих» в тот момент арт-направлениях, как минимализм и поп-арт. Правда, Твомбли отмечал, что ему эта неудача подарила возможность несколько лет поработать в спокойствии.
На выставке в Центре Помпиду можно проследить и эволюцию цвета на полотнах Твомбли. Нередко художник работал с пастелью, масляными красками и карандашами одновременно. В цикле «Fifty Days at Iliam» (который, кстати, никогда прежде не выставляли в Европе), вдохновленный «Илиадой» Гомера Твомбли полагается на цвет как на инструмент передачи эмоции. До последнего художник не переставал применять и «надписи» в своих работах, отсылавшие зрителей к мифам, историческим фактам или литературным вымыслам.
Поздний период творчества, представленный в заключительной части выставки, пожалуй, определяет Твомбли, как истинного ценителя жизни. Здесь можно увидеть восемь рисунков пастелью, которые художник подарил своей подруге Бетти, — с ярко-красными бутонами, стекающими вниз по полотну и словно увядающими в своем цветении. Не исключено, что именно так себя и чувствовал один из величайших абстракционистов второй половины XX века, приближаясь к финалу жизни. Будучи человеком непубличным, Твомбли дал лишь пару интервью за свою долгую карьеру.
«Клянусь, если бы я мог прожить жизнь заново, я бы писал картины, но никогда никому их не показывал», — признавался художник в одном из них. Твомбли предпочитал не говорить о своих работах, ведь достаточно было того, что он их писал.
Выставка Сая Твомбли в Центре Помпиду продлится с 30 ноября 2016 года до 24 апреля 2017 года.