Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Хобби Олег Тиньков рассказал, зачем проехал 100 тыс. км на велосипеде
Хобби
Олег Тиньков рассказал, зачем проехал 100 тыс. км на велосипеде
© Мария Митрофанова; Итар-тасс
На велосипеде серийный предприниматель и основатель ТКС Банка Олег Тиньков, по собственным подсчетам, проехал примерно 100 тыс. км. И он уверен, что именно спорт привил ему привычку и желание во всем побеждать.

«Во всяком случае, я проехал на велосипеде не меньше 100 тысяч километров», – задумывается Тиньков. Он увлекся велосипедом за много лет до того, как тот стал модным и повальным увлечением горожан. И раньше, чем бизнесом, который во времена юности Тинькова назывался спекуляцией и описывался в отдельной статье Уголовного кодекса. Велосипедный спорт вообще определил дальнейшую судьбу бизнесмена. «Если бы не было спорта, у меня бы никогда не было такого желания победить, стоять первым на пьедестале, не было бы таких амбиций», – уверяет он.

 

Итальянские велосипеды

Впервые вкус победы Олег Тиньков ощутил в 1983-м, выиграв гонку в честь Дня Победы в родном Ленинске-Кузнецком. В секцию он записался за год до этого, первую гонку проиграл, приехав в числе последних, отчего страшно разозлился и упорно тренировался целый год, не пропуская занятия. После первой победы выигрывал различные соревнования, ездил на сборы за пределы Кузбасса. Из поездок начал привозить товары, которых не было в его городе, – джинсы, мохеровые шарфы, хоккейные клюшки – и перепродавать с выгодой для себя.

Спортивная карьера не сложилась, хотя Олег мечтал попасть в команду СКА и даже купил для тренировок подержанный итальянский велосипед Colnago за 1100 рублей – в то время таких денег стоил новый мотоцикл. «Но взяли сына тренера по блату, я обиделся на всех тогда. А мне сказали: «Ты мастер спорта, нам спортсмены нужны, вот тебе автомат Калашникова и город Находка», – вспоминает Тиньков, которого вместо армейского спортклуба ждали погранвойска. Затем были Ленинградский горный институт, перестройка, бизнес – стало не до велоспорта. Итальянский велосипед мама продала, когда Олег служил в армии, за 1000 рублей. Деньги, согласно автобиографии, он успешно пропил, решив навсегда забыть про велоспорт.

Будучи уже успешным бизнесменом, после создания и продажи сети магазинов «Техношок», Тиньков увидел в витрине американского магазина велосипед той же марки, Colnago. Не удержался, купил, а к нему форму размера XL, которая на него едва налезла. Две недели велосипед просто стоял у стены, потом Тиньков сел на него и поехал. Первые 20 км по Калифорнии дались тяжело: болели руки, ноги, спина. Но Олег постепенно начал тренироваться – сперва немного, потом все больше и больше.

Через семь лет после покупки второго итальянского велосипеда Тиньков принял участие в своей пока последней в жизни серьезной велогонке «Пять колец Москвы» протяженностью 140 км. Для этого 38-летний предприниматель тренировался шесть месяцев по программе, специально разработанной для него двукратным олимпийским чемпионом Вячеславом Екимовым, – по пять-шесть часов каждый день, иногда падал от усталости. За полгода похудел на 20 кг, но к гонке оказался готов и смог проехать дистанцию от начала до конца. Этот факт своей биографии он называет одним из главных достижений в жизни: вернуться в профессиональный спорт в 38 лет и выдержать гонку совсем не так легко, как кажется.

 

 Удовольствие за 10 млн долларов

За год до «Колец Москвы» Олег Тиньков создал свою первую профессиональную велосипедную команду. Правда, затем с головой ушел в проект создания собственного банка и продал ее «по цене имущества» Игорю Макарову из «Итеры» (сейчас эта команда известна под именем «Катюша»). «Пять лет я строил банк, и мне было не до велоспорта, а потом стал вторым спонсором команды Saxo Bank», – рассказывает Тиньков. В декабре прошлого года Saxo Bank перестал быть титульным спонсором велосипедной команды, оставшись вторым. «На следующий год она, вероятно, будет называться Tinkoff», – добавляет он, со смехом замечая, что один логотип на футболках спортсменов смотрится лучше, чем два.

Удовольствие владеть профессиональной велокомандой, по словам Олега Тинькова, обходится в 10 млн долларов в год, вернуть которые с прибылью не стоит и мечтать. «Абрамович, хоть над ним все и посмеиваются, на Chelsea зарабатывает деньги и сейчас может продать команду дороже, чем ее купил. В велоспорте ничего подобного нет», – утверждает предприниматель.

Он до сих пор катается на велосипеде, но предпочитает делать это где-нибудь во Флоренции. В Москве, говорит, негде: «В Италии я катаюсь минимум 80 км, или два часа, максимум – 180 км. А где в Москве поедешь? По Новой Риге? Сшибут». Единственный достойный трек в Москве, по его мнению, расположен в Крылатском, да и тот в плохом состоянии. «Там валяются бутылки, ходят люди с колясками, беременные женщины, бегают собаки, это просто опасный для жизни трек», – выносит приговор бизнесмен.

Зато в мае преодолел 2 тыс. км во время многодневной велогонки Giro d’Italia. «Они проехали 3,5 тыс. км, я проехал 2 тыс., стартовав на полчаса раньше, – рассказывает Тиньков. – Обо мне писали газеты, поскольку я единственный владелец команды, который сам прошел две трети трассы». Он с гордостью вспоминает, как в магазине получил скидку в 20% только потому, что хозяин узнал в нем владельца велокоманды. Известность Олег Тиньков рассчитывает использовать и для бизнеса. «Мы строим бренд, присутствуем на рынках капитала, нам нужно быть узнаваемыми. А в Европе? Не знаю, пока не надо, но потом пригодится. Наш бизнес инновационный – глядишь, и решимся распространить его в Европе», – заключает он.

 

 

Советы от Олега Тинькова

«Велосипед – это один из самых правильных способов сжигания калорий и поддержания формы. Бегать очень плохо из-за нагрузки на суставы и хрящи, а велосипед поглощает много энергии, но в то же время человек сидит, дышит свежим воздухом, приезжает из точки А в точку Б. Для тех, кто увлекается здоровым образом жизни, лучше велосипеда ничего нет.

Как начинать? С обычных ситибайков или маунтинбайков. У этих велосипедов не пристегиваются ноги, шире колеса, более простые тормоза. Привыкнув к езде, можно делать следующий шаг, переходить на спортивный велосипед, который предназначен для серьезных расстояний. Если на ситибайке или маунтинбайке можно кататься час-полтора, то на  спортивном – от двух до четырех часов. Ситибайк можно купить за 1 тыс. евро, а профессиональный, на котором участвуют в Le Tour de France или Giro d’Italia, стоит около 6 тыс. евро. Это как мотоцикл: надо начать с мопеда, а потом уже покупать Ducati. К спортивному велосипеду нужно идти постепенно».

 


Елена Тофанюк