Стиль
Впечатления В Москве заново изобрели велосипед
Стиль
Впечатления В Москве заново изобрели велосипед
Впечатления

В Москве заново изобрели велосипед

Фото: Евгений Давыдов; Kustom Garage
С наступлением лета на улицы города выехали разнообразные образцы велосипедного дизайна — эксклюзивные кастомы, созданные вручную из самых невероятных деталей. Специалисты из московской Kustom Garage рассказали “РБК.Стиль” как они создают свои шедевры.

 

One love — kustom love

 

Жарким будним вечером в мастерской Kustom Garage на северо-западе Москвы — дым коромыслом. Десятки подвешенных к потолку велосипедных рам ждут своей очереди, цепи звенят, захлебывается сварочный аппарат. Бородатый американец Пол с гордостью демонстрирует то, что в ближайшем будущем станет велосипедом с функцией пожарной машины. Человеку с улицы эта конструкция, возможно, покажется набором разрозненных деталей, но у Пола все под контролем, и скоро «пожарный» велосипед украсит колонну участников очередной велопрогулки.

Слово kustom (от англ. custom — изготовленный на заказ) означает «прикладное творчество в автомобильной, мотоциклетной и велосипедной культурах», а неправильное написание (с буквой «k») — дань традиции полуграмотных американских байкеров, родоначальников этого направления. Кастомом называют любой самодельный велосипед, мотоцикл или автомобиль.

 

Мастерская является частью клуба Р.А.С.Т.А.БАЙК — первого и самого большого в России сообщества любителей кастом-велосипедов, основанного в 2001 году. С тех пор «могучая кучка» энтузиастов разрослась до организации со штаб-квартирой и уставом, объединяющей как подобные клубы по всей стране, так и кулибиных-одиночек.

Члены клуба проводят велокруизы и фестивали, называют себя семьей и всегда делят прибыль от заказа поровну, без разделения по типу работ. Многие из них делают татуировки с символикой клуба: потому что кастом для них — на всю жизнь.

«Когда наступит Армагеддон и не останется ни нефти, ни масла — только металл, — мы сделаем велики и укатим на Марс», — шутит президент Р.А.С.Т.А.БАЙКа Александр «Шурэ» Кучерявый.

Мастерская является частью клуба Р.А.С.Т.А.БАЙК — первого и самого большого в России сообщества любителей кастом-велосипедов, основанного в 2001 году. С тех пор «могучая кучка» энтузиастов разрослась до организации со штаб-квартирой и уставом, объединяющей как подобные клубы по всей стране, так и кулибиных-одиночек.

Члены клуба проводят велокруизы и фестивали, называют себя семьей и всегда делят прибыль от заказа поровну, без разделения по типу работ.

Многие из них делают татуировки с символикой клуба: потому что кастом для них — на всю жизнь.

«Когда наступит Армагеддон и не останется ни нефти, ни масла — только металл, — мы сделаем велики и укатим на Марс», — шутит президент Р.А.С.Т.А.БАЙКа Александр «Шурэ» Кучерявый.

Именно он 15 лет назад организовал первую подпольную мастерскую на территории ЦСКА, где работал тренером по велоспорту.

 

Творческий подход

 

Существуют две основные категории кастом-велосипедов: эксклюзивные дорогостоящие модели, созданные на заказ из специально закупленных для проекта деталей, и так называемые фрик-байки — их мастера часто собирают за копейки «из того, что было». Во втором случае в ход идут детали от разных велосипедов и подручные материалы: чайники, мотоциклетные покрышки, лопаты, старые хлебницы и многое другое. Фантазия кастомайзера не ограничена ничем: хочешь — привари к велосипеду мангал и жарь шашлык, хочешь — приделай платформу и вози с собой любимую собаку. Самые удачные кастомы из разряда развлекательных велосипедов (тандемы, двухэтажные, велосипеды, ездящие задом наперед и даже по кругу) составляют «велоцирк», который гастролирует по фестивалям и корпоративным мероприятиям.

 

«Наша философия проста — это свобода выражения,
— говорит вице-президент клуба Евгений Вайсман. —
Ты не зависишь ни от кого: можешь собрать велик из металлолома и чувствовать себя лучше тех, кто заплатил за него тысячи долларов».


 

Кастомайзеры уверены, что велосипед должен отражать личность своего владельца. У самого вице-президента огромный длинный велосипед — целый «диван», под стать рослому хозяину. «Рама для этого велосипеда была сделана за три дня, а сам процесс был абсолютным экспромтом: давай эту трубу согнем так, а тут приварим вот так», — рассказывает Вайсман.

 

Транспорт для денди

 

Если обязательным условием попадания в клуб является наличие велосипеда-кастома, то в обратную сторону это правило не действует: заказчики совсем необязательно должны быть фанатами кастом-культуры. Часто за эксклюзивным велосипедом приходят люди, далекие от велотусовки, но привыкшие окружать себя модными и уникальными вещами, как, например, роскошные автомобили и произведения искусства.

«Кастомные велосипеды делаются для людей, способных ценить эстетику красивых линий, — говорит ведущий велодизайнер клуба Никита «Custo» Сергеев. — Заказчик — эдакий современный денди, человек с достатком, который заботится об экологии и у которого нет проблем с хранением дорогого велосипеда (хороший кастом, сделанный на заказ из первичных материалов, стоит около 150 000 руб. — РБК). В свободное время он катается по окрестным паркам, вечером в ресторан с женой — на красивом и удобном велосипеде».

Один из проектов Никиты Сергеева — «Прогресс 1», велосипед с необычными обтекаемыми формами, на создание которого автора вдохновил производственный дизайн 1960-х годов. Большие перспективы, по мнению Сергеева, у велосипедов с электромотором, в том числе в серийном производстве — уже сейчас ресторанные сети заказывают их для служб доставки. В 2012 году в мастерской Kustom Garage сделали кастом-электробайк «Ракета» весом 56 кг. Его максимальная скорость достигает 80 км/ч, а пробег — 50 км на одной подзарядке.

«Если разобраться, велосипед представляет собой кинематическую скульптуру, — объясняет Никита. — Он делается по эскизам, вручную, и при желании в проект можно вложить множество смыслов. Плюс ко всему на нем можно еще и ездить, поэтому создание кастом-велосипедов — это утилитарное искусство».

Некоторое время назад Никита начал постепенно превращать любимое дело в бизнес, но пока кастомайзинг приходится совмещать с основной офисной работой. Так живут большинство мастеров, ведь серийное производство противоречит основным принципам этого вида творчества, результатом которого является единичный продукт. Мастера, однако, не теряют надежды, что рост популярности велосипедов, который наблюдается в Москве и крупных городах, будет способствовать и успеху их деятельности. «Должно пройти время, пока любовь к велосипедам проявится в полной мере: построят велодорожки, появится инфраструктура, люди свыкнутся и поймут, что это обыденность, — говорит Сергеев. — Только тогда и станет актуальна мысль, что велосипед должен быть не только удобным, но и красивым».


Елена Костомарова