Сильвия Дамиани: «От Made in Italy не уйдут к азиатским дизайнерам»
— Как Damiani чувствует себя на российском рынке в эти непростые времена?
— Этот рынок всегда был очень важен для нас, даже когда мы испытывали проблемы с дистрибуцией. У нас до сих пор прекрасные отношения с нашим давним партнером, компанией Louvre, которая и сейчас продает наши украшения. С Россией нас связывают давние отношения: среди наших клиентов есть целые семейные династии, которые приезжали за украшениями в Италию, когда в России ничего подобного нельзя было купить. Во время своего последнего визита в Москву я ходила в Большой театр — вместе с семейной парой, с которой мы дружим более 30 лет. Должна сказать, что у русских и итальянцев много похожих черт в характере: страсть, любовь к красоте, к художественным ценностям, театру, балету, опере. Здесь мне всегда было легко понимать людей — как клиентов, так и дистрибьюторов. По продажам Россия делит третье место с Китаем. После Италии на втором месте находится Япония, где наши украшения очень популярны: в прошлом году мы даже открыли в Токио Damiani Tower — огромный магазин и офис.
— Что из коллекций Damiani пользуется наибольшим спросом у русских покупателей?
— В России мы сейчас больше продаем уникальных украшений и изделий из лимитированных серий, в частности, Masterpieces. Это особенные дизайнерские вещи, их цена начинается от €10 тыс.
— Коллекция Masterpieces — это самый дорогой сегмент украшений Damiani?
— Да. Вся наша продукция довольно четко структурирована. Начальный уровень — маленькие серебряные вещицы Gomitolo и подарки — стоят примерно €400. Следующий уровень — базовые коллекции из серебра стоимостью до €800. Далее идут бестселлеры D-Icon, Metropolitan Dream, D-Side от €800-1000, украшения Belle Epoque, Eden, San Lorenzo с ценником €3-10 тыс. А выше располагаются уникальные драгоценности Masterpieces.
— У Damiani довольно широкий спектр коллекций. Не размывает ли это впечатление от марки?
— Да, коллекций много, и отчасти в этом наша проблема. Ведь бренды, как правило, выбирают для коммуникации 1-2 новинки и активно их продвигают. С точки зрения маркетинга я с ними согласна: клиенты лучше понимают такую стратегию. У нас много коллекций, которые мы стараемся выдержать в едином стиле, однако новым покупателям сориентироваться сложнее.
— А нет идеи сократить количество коллекций?
— Мы стараемся, причем каждый год. Но это очень трудная задача. Ведь самая большая проблема в нашей работе — принять правильное решение: какую из идей выбрать и воплотить, какой из продуктов поставить на первое место и продвигать, во что вложиться, а что убрать в сейф.
— Насколько важен для вас принцип Made in Italy?
— Очень важен! Во-первых, это на 100 процентов истина: все наши украшения производятся в Валенце. Думаю, что без этого принципа марки Damiani просто бы не существовало. Это то, чего люди ждут от нас, — качества, оригинального дизайна, внимания к деталям. По сравнению с другими ювелирными брендами мирового уровня мы не являемся крупным предприятием, наша независимая семейная фирма не входит ни в один концерн роскоши, мы выпускаем исключительно ювелирные коллекции и не собираемся расширять ассортимент аксессуарами или сетью отелей.
— Чувствуете ли вы конкуренцию со стороны азиатских ювелиров?
— Не особенно. Люди, которые привыкли к украшениям Made in Italy, не уйдут к азиатским дизайнерам. Но на самом деле я считаю, что все мы коллеги, а не конкуренты. Ведь именно клиент решает, что ему подходит.
— Что изменилось с тех пор, как бренд Damiani стал публичной компанией?
— Мы вышли на рынок IPO в 2007 году, но при этом сохранили большую семейную долю: мы с братом владеем 85% акций и по-прежнему представляем семейно-ориентированный бизнес. А вот с точки зрения менеджмента компания стала лучше организована. Сегодня на нас лежит двойная ответственность: быть открытыми миру, иметь прозрачный бизнес и оправдывать инвестиции. За последние восемь лет мы открыли 30 магазинов, сейчас в мире их более 70.
— Когда вы присоединились к семейной компании?
— Мне было тогда 19 лет, а в этом году исполнится 50, так что в семейной фирме я уже больше 30 лет.
— Помните главный совет, который вам дал ваш отец?
— Он умер 20 лет назад. И странным образом каждый год в годовщину его смерти я оказываюсь в командировке, далеко от дома, и не могу сходить в церковь почтить его память. Но думаю, что это судьба, и лучший способ помнить — достойно продолжать дело отца. Он был очень харизматичным и добрым. Мне было 20 лет, когда отец впервые отправил меня одну на закупки жемчуга в Японию. Я попыталась возразить: что, мол, мне, молодой женщине, трудно будет с справиться с таким серьезным заданием. Отец мне ответил: «У тебя есть три вещи: инстинкт, драйв и доброе сердце. Ты увлечена делом, интуитивно понимаешь людей, а сердце — это вовсе не слабое место. Не бойся показать, что ты добрый человек. Да, тебе могут причинить боль, но у тебя будет больше опыта. Не бойся быть открытой».
— И как прошла ваша первая самостоятельная командировка?
— Она удалась! Правда, я много раз звонила отцу с разными вопросами. На мне лежала огромная ответственность — купить тысячи, миллионы жемчужин. Ведь 30 лет назад жемчуг был страшно популярен! И потом эта огромная сумма денег со множеством нулей — все меня пугало. Но я справилась.
— Помните ли вы первое ваше украшение?
— Отлично помню! Но это не совсем приятное воспоминание. На восемь лет я получила в подарок браслет Damiani с жемчужинами и бриллиантом. Я была очень рада, носилась, как угорелая, и к концу дня обнаружила, что его нигде нет. Я страшно горевала! Но это был очень хороший урок — с тех пор я не потеряла ни одного украшения.