Обнаженная Монро и великая Шанель: снимки главных женщин XX века в Москве
Сегодня дом и студия Дугласа Киркланда находятся в одном из самых престижных мест Лос-Анджелеса — на Голливудских холмах. Но так было не всегда. Будущий фотограф родился в небольшом городке Форт-Эри неподалеку от канадско-американской границы, а свой первый снимок сделал на отцовскую камеру в возрасте 10 лет. Это было рождественское утро 1944 года, и юный Киркланд выстроил всю семью перед домом и сделал праздничный портрет. «Щелчок затвора и осознание того, что я сделал кадр, вызвали у меня настоящий трепет. Ведь жизнь фотографов казалась мне фантастической», — позднее вспоминал Киркланд. Впрочем, для него эта «фантастика» стала реальностью, а в его объектив попадали самые знаменитые люди своего времени: от Брижит Бордо до Энди Уорхола и от Элизабет Тейлор до Джона Леннона.
Свой путь в мире фотографии Дуглас Киркланд начал с того, что проявлял пленки и выполнял черновую работу для знаменитого Ирвина Пенна. Однажды, попросив оплату за свой труд, он услышал, что многие согласились бы ассистировать Пенну бесплатно. И остался без гроша. Но вскоре Киркланду повезло — в 1960-м он устроился штатным фотографом в журнал Look, а спустя год ему и вовсе выпал счастливый билет — возможность снять самую красивую и желанную женщину мира, Мэрилин Монро. И в его объектив она попала обнаженной.
С той съемки карьера Дугласа Киркланда пошла в гору. Он стал фотографировать голливудское закулисье. За несколько десятилетий своей карьеры в жанре backstage он зафиксировал на пленку съемочный процесс более чем 170 фильмов — от «2001 год: космическая одиссея» и «Нью-Йорк, Нью-Йорк» до «Мулен Руж» и «Великого Гэтсби». Это Киркланд сделал снимок, на котором запечатлел Кейт Уинслет, Леонардо Ди Каприо и Джеймса Кэмерона в ледяной воде во время работы над заключительными кадрами «Титаника». А его портрет Чарли Чаплина со съемочной площадки вошел в собрание лондонской Национальной портретной галереи. «Ему неинтересна красота ради красоты, он хочет, чтобы жизнь остановилась. Вот почему он является одним из величайших художников, способных делать стоп-кадр нашего времени — неустойчивого и нестабильного, как кино», — говорила про Киркланда сценарист и режиссер Кристина Коменчини.
Обнаженная Мэрилин Монро
Изображением Мэрилин Монро было решено украсить обложку юбилейного номера журнала Look, приуроченного к 25-летию издания. И сделать снимки доверили 26-летнему Дугласу Киркланду. Фотограф позднее говорил, что часть работы за него выполнила сама актриса, и вспоминал ее слова перед началом съемки: «Я знаю, что нам нужно. Нам нужна кровать с белыми шелковыми простынями, пластинки Фрэнка Синатры и шампанское Dom Pérignon, и у нас получатся отличные фото».
Киркланду удалось сделать одни из самых сексуальных и чувственных фотографий Мэрилин Монро. Правда, по его собственному признанию, перед съемкой он — «парень из маленького канадского городка» — страшно волновался. Но с актрисой, которую многие режиссеры называли «головной болью», все прошло отлично. Киркланду, который меньше чем через год узнал о смерти Монро, она запомнилась «навсегда молодой» и «свойской девчонкой».
Уговорить Элизабет Тейлор
В 1961 году Элизабет Тейлор согласилась дать интервью журналу Look. А вот от фотосессии знаменитая актриса категорически отказалась. К тому моменту она не позировала фотографам уже в течение двух лет — с того времени, как была госпитализирована с двусторонней пневмонией. Но Киркланд не мог согласиться с тем, что не снимет Тейлор. «Я сказал ей, что я новичок в журнале, и попросил представить, что будет значить для меня сфотографировать ее». И тогда сердце Тейлор дрогнуло, и она дала разрешение на съемку.
Три недели с Коко Шанель
В 1962 году Киркланд получил от редакции задание сделать фоторепортаж о повседневной жизни самого известного модельера того времени Коко Шанель. Фотограф полетел в Париж, где на протяжении 21 дня неотступно следовал за великой Мадемуазель. Киркланд снимал, как Шанель собственноручно подшивает рукав костюма, наблюдает за переодеваниями моделей в своем ателье на улице Камбон и едет в машине на прогулку в Версаль. Американец вспоминал, что поначалу француженка «не признавала его». «Прежде чем она начала доверять мне, она настояла на том, чтобы я запечатлел немного ее образов, обработал пленки и сделал отпечатки только для нее, чтобы оценить результат. Мне дали зеленый свет, и я начал проводить долгие часы с Мадемуазель и ее коллегами».
Одри Хепберн
Звездой мировой величины Одри Хепберн стала к 60-м годам XX века. А в 1966-м в Париже Дуглас Киркланд сделал одну из самых знаменитых ее съемок. В Париж фотограф прилетел, чтобы снять Хепберн накануне премьеры картины «Как украсть миллион». Уже после смерти актрисы Киркланд вспоминал об их тогдашней работе: «Очень многие работали с ней до меня: от Ричарда Аведона до Ирвина Пенна. Но казалось, что я как будто первый. Она была энергичной, радостной и работала на камеру. Мы вместе гуляли по Парижу. На Левом берегу на бульваре Сен-Мишель мы сели в кафе. В те дни, еще до папарацци, во Франции не было принято беспокоить знаменитостей. Поэтому мы сидели, пили кофе, и время от времени я поднимал камеру и делал снимки. Я был парень из Нью-Йорка, а Одри была Одри. И она была восхитительна».
Энди Уорхол без грима
В 1970 году Дуглас Киркланд сфотографировал «икону поп-арта» Энди Уорхола. Кадр, на котором знаменитый художник, экспериментатор и провокатор запечатлен в полосатой водолазке и кожаной куртке, был сделан уже после покушения на него. За полтора года до этого феминистка Валери Соланас трижды выстрелила Уорхолу в живот. Художник перенес пятичасовую операцию, пережил клиническую смерть, а после выписки из больницы еще в течение года носил специальный корсет, так как все его внутренние органы были повреждены.
Выставка «За кулисами» Дугласа Киркланда в Центре фотографии имени братьев Люмьер продлится с 17 января по 15 апреля 2018 года.