Пять произведений искусства, оживших после реставрации
Реставрация — затратный и трудоемкий процесс, который может растянутся на годы. Хорошая новость заключается в том, что технологии не стоят на месте, и с каждым годом удается спасти все больше произведений искусств.
«Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» Ивана Репина
Эту картину пришлось спасать дважды, причем в обоих случаях на нее совершали нападения. Сначала в 1913 году ее изрезали ножом, однако к реставрационным работам присоединился сам художник и шедевр удалось спасти. В 2018 году произведение искусства снова пострадало. Нетрезвый вандал не только разбил защитное стекло, но и повредил раму с холстом. Почти четыре года понадобилось реставраторам, чтобы вернуть «Ивану Грозному» прежний облик. Сейчас картина снова выставлена на всеобщее обозрение в Третьяковской галерее.
«Ангел с душой Тамары и Демон» Михаила Врубеля
Эту иллюстрацию Михаил Врубель написал специально для сборника к 50-летию со дня смерти Лермонтова. У произведения искусства непростая судьба: сначала оно кочевало по частным собраниям, затем оказалось в Музее русского искусства в Ереване. Однажды в здание пробрались воры, которые похитили этот рисунок. Работу Врубеля 18 лет искал Интерпол, и в 2017 году поиски увенчались успехом. Однако рисунок почернел и развалился на множество кусков. По счастью, рисунок попал к реставраторам Третьяковской галереи, которые собрали его буквально по крупицам. Шедевр преобразился и сейчас по праву считается жемчужиной коллекции ереванского музея.
«Святая Русь» Михаила Нестерова
Картина Михаила Нестерова десятилетия считалась самой проблемной в экспозиции Русского музея. Ее врагом были не вандалы, а само время. «Святая Русь» умирала на глазах: из-за того, что художник в течение шести лет не раз перерабатывал свою работу, оказалась нарушена связь между слоями краски, авторский подрамник рассохся, а само полотно пошло волнами. Реставраторы поддерживали состояние шедевра с помощью профилактических «латаний», но с каждым годом увеличивался риск того, что картина рассыплется на глазах посетителей. Перед началом полномасштабных реставрационный работ «Святую Русь» исследовали с помощью УФ-лучей и под микроскопом с применением специального рентгена сантиметр за сантиметром. Всего за полгода картину спасли от гибели. Сейчас она снова выставляется в Русском музее.
«Оборона Севастополя» Франца Рубо
Ни война, ни пожар, ни подтопление не смогли уничтожить панораму «Оборона Севастополя» Франца Рубо
Автор произведения — основоположник русского панорамного искусства Франц Рубо изобразил эпизод Крымской войны (1853–1856) — бой на Малаховом кургане. Одними из первых зрителей панорамы стали ветераны, которых поразила реалистичность изображенных событий.
Знаменитая панорама серьезно пострадала от бомбардировки и артиллерийского обстрела в Великую Отечественную войну. В музее начался пожар, который частично затронул и полотно. Его пришлось экстренно эвакуировать по воде, в результате часть панорамы была еще и затоплена. Однако советские реставраторы сумели спасти сохранившиеся фрагменты и восстановить художественную работу. В работе им помогали фотографии, авторские этюды и старые буклеты. Панораму впервые показали после реставрации в 1954 году.
«Последний день Помпеи» Карла Брюллова
Картина Карла Брюллова создавалась в Италии, а затем прибыла в Санкт-Петербург. В 1989 году «Последний день Помпеи» чуть ли не первой поселилась в новом здании Русского музея. Когда сто лет спустя в музее начался капитальный ремонт, полотна стали помещать в специальное хранилище. Тогда-то и выяснилось, что состояние шедевра Брюллова оставляет желать лучшего. Полотно сильно «перегорело» от масла, прошедшего на тыльную сторону, и стало очень хрупким. На тыльной стороне также обнаружили свыше 50 заплаток, которые, по-видимому, ставили в разное время в местах прорывов. Лаковый слой помутнел, что особенно особенно бросалось в глаза на темных участках картины.
В ходе реставрации к шедевру применяли самые современные технологии. Места утрат авторского холста заделали новым вставками, провели регенерацию лака. Работы заняли около года, и картина начала новую жизнь в экспозиционных залах музея.
Читайте также: