Стиль
Репост Пять произведений искусства, оживших после реставрации
Стиль
Репост Пять произведений искусства, оживших после реставрации
Репост

Пять произведений искусства, оживших после реставрации

Фото: Shutterstock
Музейные стены не всегда могут защитить произведение искусства от рук вандалов или времени. И тогда на помощь приходят реставраторы, день которых отмечается 1 июля. Рассказываем о произведениях искусства, которые получили вторую жизнь благодаря их работе

Реставрация — затратный и трудоемкий процесс, который может растянутся на годы. Хорошая новость заключается в том, что технологии не стоят на месте, и с каждым годом удается спасти все больше произведений искусств.

«Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» Ивана Репина

Реставрация шедевра «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» Ивана Репина заняла четыре года
Реставрация шедевра «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» Ивана Репина заняла четыре года

Эту картину пришлось спасать дважды, причем в обоих случаях на нее совершали нападения. Сначала в 1913 году ее изрезали ножом, однако к реставрационным работам присоединился сам художник и шедевр удалось спасти. В 2018 году произведение искусства снова пострадало. Нетрезвый вандал не только разбил защитное стекло, но и повредил раму с холстом. Почти четыре года понадобилось реставраторам, чтобы вернуть «Ивану Грозному» прежний облик. Сейчас картина снова выставлена на всеобщее обозрение в Третьяковской галерее.

«Ангел с душой Тамары и Демон» Михаила Врубеля

Картину «Ангел с душой Тамары и Демон» Михаила Врубеля чудом удалось спасти после похищения и долгих поисков
Картину «Ангел с душой Тамары и Демон» Михаила Врубеля чудом удалось спасти после похищения и долгих поисков

Эту иллюстрацию Михаил Врубель написал специально для сборника к 50-летию со дня смерти Лермонтова. У произведения искусства непростая судьба: сначала оно кочевало по частным собраниям, затем оказалось в Музее русского искусства в Ереване. Однажды в здание пробрались воры, которые похитили этот рисунок. Работу Врубеля 18 лет искал Интерпол, и в 2017 году поиски увенчались успехом. Однако рисунок почернел и развалился на множество кусков. По счастью, рисунок попал к реставраторам Третьяковской галереи, которые собрали его буквально по крупицам. Шедевр преобразился и сейчас по праву считается жемчужиной коллекции ереванского музея.

«Святая Русь» Михаила Нестерова

Шедевр «Святая Русь» Михаила Нестерова умирал и мог рассыпаться на глазах посетителей
Шедевр «Святая Русь» Михаила Нестерова умирал и мог рассыпаться на глазах посетителей

Картина Михаила Нестерова десятилетия считалась самой проблемной в экспозиции Русского музея. Ее врагом были не вандалы, а само время. «Святая Русь» умирала на глазах: из-за того, что художник в течение шести лет не раз перерабатывал свою работу, оказалась нарушена связь между слоями краски, авторский подрамник рассохся, а само полотно пошло волнами. Реставраторы поддерживали состояние шедевра с помощью профилактических «латаний», но с каждым годом увеличивался риск того, что картина рассыплется на глазах посетителей. Перед началом полномасштабных реставрационный работ «Святую Русь» исследовали с помощью УФ-лучей и под микроскопом с применением специального рентгена сантиметр за сантиметром. Всего за полгода картину спасли от гибели. Сейчас она снова выставляется в Русском музее.

«Оборона Севастополя» Франца Рубо

Ни война, ни пожар, ни подтопление не смогли уничтожить панораму «Оборона Севастополя» Франца Рубо

Ни война, ни пожар, ни подтопление не смогли уничтожить панораму «Оборона Севастополя» Франца Рубо

Автор произведения — основоположник русского панорамного искусства Франц Рубо изобразил эпизод Крымской войны (1853–1856) — бой на Малаховом кургане. Одними из первых зрителей панорамы стали ветераны, которых поразила реалистичность изображенных событий.

Знаменитая панорама серьезно пострадала от бомбардировки и артиллерийского обстрела в Великую Отечественную войну. В музее начался пожар, который частично затронул и полотно. Его пришлось экстренно эвакуировать по воде, в результате часть панорамы была еще и затоплена. Однако советские реставраторы сумели спасти сохранившиеся фрагменты и восстановить художественную работу. В работе им помогали фотографии, авторские этюды и старые буклеты. Панораму впервые показали после реставрации в 1954 году.

«Последний день Помпеи» Карла Брюллова

Опыт реставрации картины «Последний день Помпеи» Карла Брюллова помог обновить и другие шедевры музея
Опыт реставрации картины «Последний день Помпеи» Карла Брюллова помог обновить и другие шедевры музея

Картина Карла Брюллова создавалась в Италии, а затем прибыла в Санкт-Петербург. В 1989 году «Последний день Помпеи» чуть ли не первой поселилась в новом здании Русского музея. Когда сто лет спустя в музее начался капитальный ремонт, полотна стали помещать в специальное хранилище. Тогда-то и выяснилось, что состояние шедевра Брюллова оставляет желать лучшего. Полотно сильно «перегорело» от масла, прошедшего на тыльную сторону, и стало очень хрупким. На тыльной стороне также обнаружили свыше 50 заплаток, которые, по-видимому, ставили в разное время в местах прорывов. Лаковый слой помутнел, что особенно особенно бросалось в глаза на темных участках картины.

В ходе реставрации к шедевру применяли самые современные технологии. Места утрат авторского холста заделали новым вставками, провели регенерацию лака. Работы заняли около года, и картина начала новую жизнь в экспозиционных залах музея.

Читайте также: