Сооснователь и CEO компании Business Booster — о плюсах удаленной работы

Валентин Василевский, Business Booster
Валентин Василевский — сооснователь и CEO акселератора для масштабирования бизнеса Business Booster, платформы для управления бизнесом Business Booster Platform и мастермайнда х100 Strategy, с 2012 года занимается бизнесом в сфере онлайн-образования. На основании своего опыта он построил компанию Business Booster, в которой удаленно работают больше 200 сотрудников из 25 стран. Мы поговорили о том, как устроена удаленка.
Расскажите, почему вы создали компанию с удаленной командой? Оказалось ли это следствием пандемии коронавируса или вы предугадали тренд на удаленную работу?
Я начал строить удаленные команды еще до пандемии — с 2012 года. Мне не хотелось жить в Омске (провел там большую часть жизни), но я еще не знал, где конкретно хочу обосноваться. Работал в команде стартапа, потерпевшего поражение, и решил, что пора создать свой бизнес. Выбор пал на онлайн-школу.
Для начала нужно было собрать команду. Как это сделать, если у меня нет постоянного места жительства и я работаю удаленно? Я начал нанимать первых сотрудников онлайн. Все работали из дома, что сокращало бизнес-затраты. Постепенно, когда появились деньги и возникла возможность открыть офис, я понял, что работа онлайн дает больше преимуществ и перспектив. В 2018 году я начал создавать команду Business Booster и строил ее по такому же онлайн-принципу. Сегодня в ней удаленно работает 200 сотрудников.
С началом пандемии плюсы такого подхода особенно проявились, потому что мы не останавливали работу ни на один день. Естественно, были заболевшие сотрудники, но в целом Business Booster продолжал работать. Мы могли поддерживать по всему миру наших клиентов, у которых были проблемы с локдаунами, например, у одной из крупнейших сетей фитнес-центров. Мы передавали им свой опыт и помогли запустить онлайн-занятия с фитнес-тренерами.
В итоге наш бизнес вырос в пять раз за 2020–2021 годы. Стало понятно, что такая модель гораздо более устойчива к сложностям, которые могут возникнуть.
Какие преимущества удаленной работы вы видите как для сотрудников, так и для компании?
Когда ты работаешь онлайн, у тебя есть доступ к талантам, которые находятся по всему миру. Отсутствие затрат на офис делает бизнес более конкурентоспособным. Часто для сотрудников возможность работать удаленно тоже большое преимущество. В компанию стали приходить люди, для которых важно быть гибкими, иметь возможность путешествовать и не терять время на поездки в офис.

Распространено мнение, что работа в офисе более эффективна, чем удаленная. Что вы думаете по этому поводу?
На самом деле работа онлайн, если ее правильно построить, более эффективна. Есть исследования, которые показывают, что в офисе 40-часовая рабочая неделя превращается в 30-часовую, потому что десять часов (а это четверть делового времени) тратятся на перекуры и общение, не относящееся к продуктивной деятельности. Когда мы работаем онлайн, то все это отсутствует. Поэтому 40 часов работы онлайн — это честные 40 часов в неделю.
Как вы организовали работу более 200 сотрудников из разных стран удаленно?
Мы используем не только IT-инструменты, но и фреймворк (программное обеспечение, облегчающее разработку и объединение разных компонентов большого программного проекта), определенный подход к работе поверх облачных IT-сервисов, так как только их будет недостаточно. Люди думают, что если они используют Zoom, Google Docs и Slack, то уже готовы к эффективной удаленной работе, но оказывается, что это не так. Вот почему многие американские компании в 2022–2023 годах начали ограничивать удаленную работу, а затем отозвали сотрудников обратно в офисы — они не смогли сделать онлайн-работу по-настоящему эффективной.
Что используем в работе мы:
- Management tools (инструменты для управления проектами) и management practices (управленческие методы), собственные ноу-хау и технологии, которые мы передаем клиентам. Например, в Business Booster все сотрудники знают всех, кто работает в компании, потому что у нас есть функциональная структура Business Booster Platform, доступная онлайн.
- Определенная система видеозвонков, которая обеспечивает координацию планов и взаимопонимание между разными подразделениями компании. Для того чтобы видеозвонки проходили эффективно, необходима правильная структура звонков и подготовка к ним.
- Система метрик. Бизнес измеряется системой ключевых показателей. Эти метрики заполняются еженедельно, и любой руководитель может в Business Booster Platform увидеть положение дел и состояние компании.
- Использование тайм-трекеров, делающих скриншоты рабочего стола сотрудника. Это непростое решение я принял еще в 2015 году. Использование тайм-трекера со скриншотами рабочего стола — это не отсутствие доверия, а, наоборот, наличие полного доверия между компанией и каждым сотрудником. Когда сотрудник работает в офисе, то его работа максимально прозрачна. Идея такая: когда ты начал работать, ты включаешь тайм-трекер, и это значит, что ты как будто бы сидишь в офисе и все видят, что ты делаешь. Если ты закончил работу, то выключаешь тайм-трекер и занимаешься своими делами.
Кажется, что в будущем важность удаленной работы только вырастет, учитывая вызовы, с которыми мы сталкиваемся. Как сохранить настрой команды при невозможности видеться вживую?
Во-первых, мы еженедельно проводим вдохновляющие встречи всей компании по нашим технологиям управления. На них мы делимся хорошими новостями, знакомимся с новыми сотрудниками, играем в игры, приводим кого-то из наших клиентов, чтобы они рассказали о своих достижениях в бизнесе благодаря акселератору Business Booster.
Во-вторых, мы устраиваем офлайн-встречи. Периодически делаем стратегические сессии — обычно собираемся в Турции, куда приезжают ключевые члены команды. Эти встречи не могут посетить все сотрудники, но по крайней мере мы привозим наших лидеров, ключевых членов команды, для того чтобы поддерживать персональный контакт и вовлеченность сотрудников.
Мы очень любим теплоту живого общения, но я убедился за 12 лет, что соотношение в работе должно быть таким: много онлайна и время от времени — офлайн-встречи.

Валентин Василевский
Какие новые технологии или инструменты упрощают удаленную работу?
Кроме Business Booster Platform, к таким инструментам можно отнести видеозвонки в Zoom или Google Meet, онлайн-документы, например Google Docs, тайм-трекеры и мессенджеры.
В своей работе мы используем не Slack, а Telegram — наша Business Booster Platform интегрирована с мессенджером. Мы видим, что за такими интеграциями будущее, потому что Telegram насчитывает уже почти 1 млрд пользователей и будет продолжать расти. Он дает нам инструменты гораздо более удобные, чем корпоративные мессенджеры. У нас также есть система документов на Business Booster Platform, которая помогает организовать работу.
Все инструменты довольно очевидные. На самом деле самое важное в удаленной работе — это не IT-инструменты, а подход к их использованию и организации работы команды.
Что заставляет вас двигаться к успеху?
Для меня самая большая ценность в жизни — это развитие. Я представляю себя и каждого человека как семечко, которое не знает, что из него может вырасти. Жизнь — это процесс открытия, узнавания того, кем ты можешь стать и чего достигнешь, какие способности получишь. И это меня восхищает.
Я получаю удовольствие, когда работаю с людьми, которые обладают выдающимися способностями или развили их в себе. Для того чтобы работать с такими людьми, нужно им соответствовать. Я хочу стать настолько сильным и компетентным человеком, чтобы талантливые и способные люди хотели со мной работать и создавать новые продукты, делать этот мир более безопасным, здоровым и счастливым.