Глава Banyan Group — о жизни на Пхукете и комплексе резиденций Laguna Lakelands
Хо Квон Пинг, глава корпорации Banyan Group
Как изменился Пхукет за последние годы?
Туристическому Пхукету уже лет 30. И 25 из них это было приятное место для отдыха, остров мечты. Годами Пхукет развивался прежде всего как популярное туристическое направление. Но в последние пять лет мы видим, что вектор изменился, и сегодняшний Пхукет — это уже значимый международный хаб, куда переезжают со всего мира. Чтобы жить, работать, заниматься бизнесом, а не просто потусоваться и уехать, как раньше.
В экономике мы часто сталкиваемся с термином take off point — это момент отрыва, когда текущая ситуация выходит на качественно новый уровень. Как в случае с самолетом, который набирает скорость до предела и затем отрывается от земли. Как раз это происходит с Пхукетом. Последние 20 с лишним лет курорт привлекал все больше иностранцев. Сначала были европейцы, потом пришли японцы, корейцы, китайцы. Строилось все больше отелей, людям здесь все больше нравилось. Туристическое развитие породило развитие инфраструктуры. Сегодня у нас уже несколько престижных школ международного уровня.
С вашей точки зрения, какие факторы влияют на интерес к Пхукету?
Скажем, аэропорт Пхукета стал одной из главных туристических воздушных гаваней Азии. Сегодня он связан прямыми рейсами более чем с 70 аэропортами по всему миру. Это в разы больше, чем, например, у Бали. Так что первый фактор — доступность. Второй — географическое положение. Пхукет находится между двумя главными городами Азии — Бангкоком и Сингапуром. Сингапур набирает силу, и это тоже оказывает влияние. Наконец, с точки зрения геополитики Таиланд также стал актуальным направлением: страна столетиями держит нейтралитет.
Но, пожалуй, главным фактором роста популярности региона в последние годы стали все же внешние причины и прежде всего новый подход к стандартам здоровья. Ковид произвел настоящую революцию в общемировом сознании. Сегодня людям нужно место силы, чтобы чувствовать себя в безопасности. Свой рай, safe heaven. Он может быть где угодно: в Нью-Йорке, Пекине, Гонконге, любом мегаполисе мира. Или же ты можешь сбежать в свой safe heaven у моря. Таиланд стал как раз такой точкой мечты на карте. После ковида люди стали больше бояться городов. Плюс фактор усталости от жизни в мегаполисе, плюс возможность работать из дома. Последнее полностью перестроило сознание. Теперь можно отпуск продолжить работой и найти себе второй дом в новых, устраивающих тебя условиях. Не только на время отдыха, но и в обычном рабочем графике. Скажем, ты можешь остаться у моря на всю зиму.
В последние пару лет все эти факторы сошлись, и это стало точкой отсчета нового Таиланда и нового Пхукета. Скажем, Дубаю, чтобы стать тем, что он есть сейчас, понадобились многие годы подготовки. И сегодня Таиланд проходит похожий путь. Конечно, у Пхукета другой масштаб, но за счет длительного туристического интереса со стороны европейцев он и воспринимается по-другому. Как Майорка, Ибица, Карибы — на такой волне.
Увеличилась ли русская диаспора в последние годы?
Я могу привести вам пример. Мой друг, дирижер и промоутер, недавно устраивал здесь концерт русской классической музыки. Я был поражен, сколько на него пришло русских экспатов, тех, кто живет в Таиланде, не туристов, но именно представителей диаспоры, связанных в Пхукетом. Русская диаспора на Пхукете — из новых, она не так выделяется, как, скажем, британская или австралийская (они живут здесь давно). Но она уже довольно большая. Так, у нас появилось свое русское консульство, что уже о многом говорит. Тайцы — открытая нация, они с теплом встречают представителей любых культур и национальностей.
Я бы сказал, что сейчас есть три категории русских в Таиланде. Первая — собственно туристы, те, кто останавливается в отелях, приезжает в отпуск и вскоре возвращается домой. Вторая — туристы с недвижимостью. Когда вы приезжаете уже на более длительный срок, на месяц-два, но все равно не живете на Пхукете на постоянной основе. Третья категория — это те, кто переехал на Пхукет насовсем, чтобы начать здесь новое дело. Многие наши клиенты проходят последовательно все три стадии: в первую зиму просто присматриваются, во вторую уже что-то покупают, а проведя так несколько зим подряд, решают, что это идеальное место для релокации.
Расскажите о преимуществах Laguna Lakelands.
Это самый масштабный комплекс резиденций в Таиланде, единственный в своем роде. Нам принадлежит 4 кв. км в этой зоне, где 1 кв. км полностью отведен под Laguna Lakelands. Очень важный момент — вопросы устойчивого развития. Сегодня это пункт номер один для большинства застройщиков. Мы берем воду и энергию из возобновляемых источников. Но прежде всего нас выделяет глобальное желание сделать этот комплекс значимой частью местной культуры.
Многие проекты подобного рода — это такие «резервации» для богатых, за семью замками, отгороженные от окружающей их жизни, замкнутые на себе. В США или, если брать похожую на нас среду, на Филиппинах для этого есть даже специальный термин — gated community (условно, «проход запрещен»). Мы могли бы пойти по этому пути. Но мы думаем, что сегодня очень многие не хотят такого вакуума, а хотят чувствовать свою включенность в жизнь местного сообщества. (Конечно, не потеряв в вопросах безопасности.)
Как ни странно, но у нас совсем нет парков. Ландшафтный дизайн в отелях — да, но парков, прогулочных зон вне их нет. Есть заповедники, которыми занимается государство. Но они вдали от жилых зон, и ты не будешь гулять там каждый день. Мы же хотим создать прогулочную зону в 15 км, с дорожками для бега, возможностью трекинга. Она будет доступна как для резидентов комплекса, так и для местного сообщества. Русских, тайцев, японцев, всего мультикультурного Пхукета. У Laguna Lakelands будет свой ботанический сад, в проекте — заповедная зона с кемпингом и прочими вариантами досуга. А также бухты, где можно будет заниматься водными видами спорта. На лодках смогут ходить и нерезиденты.
Далее мы хотим создать клуб сообщества, с разными возможностями досуга. Скажем, на Пхукете есть пять или шесть отличных гольф-клубов. Но они открыты только для их членов. Ты можешь поиграть в гольф, это прекрасно. Но что делать людям с детьми, которые хотят провести время с семьей. У нас будет возможность каждому найти занятие по душе. Дети смогут ходить на музыкальные классы или в школу плавания, пока мама встречается с подругами, а отец играет в гольф. Вариант community club.
Так что наше восприятие устойчивого развития глубже, чем просто забота об окружающей среде. Это еще и блок серьезных социальных инициатив. Laguna Lakelands — пока один из немногих, если не единственный проект такого рода в мире, и мы, как пионеры этой новой бизнес-модели, стремимся сделать ее востребованной.
Опишите архитектурную концепцию комплекса.
Имея преимущество как девелоперы, мы хотим показать местные таланты. Мы не стали приглашать звездных дизайнеров. Это тоже наша доля ответственности перед страной. В Таиланде масса хороших архитекторов, и мы хотим поддержать эти таланты. Также мы привлекаем местных художников и скульпторов, чьи работы будут задействованы в оформлении комплекса. Хотим стать площадкой, которая покажет все лучшее, что есть в стране и чем Таиланд может гордиться.
Когда вы планируете закончить проект?
Он рассчитан на пять-восемь лет. Мы еще даже не запустили официальные продажи, а уже получили заявок на 1 млрд батов. Я думаю, дело в том, что нас уже хорошо знают в среде покупателей. Конечно, цены на Пхукете за последние годы выросли почти в два раза, но все равно до сих пор это значительно более приемлемый вариант, чем Дубай, Лондон или Сингапур. С московскими я не стал бы даже сравнивать.
В том же Дубае ты купишь дом за $30–40 млн. Это может себе позволить далеко не каждый. Таких людей совсем немного. Нашу же недвижимость может купить уже обеспеченный средний класс. Стартовая цена резиденции начинается с 6,8 млн батов (17,2 млн руб.). Первый взнос ограничивается 20%. И мы даем рассрочку, причем не только на время строительства, но и после его завершения: до пяти лет на 50%.
Каким вы видите обычный день резидента Laguna Lakelands?
Мы предполагаем, что большая часть наших резидентов не будет жить здесь круглый год. Скорее люди будут приезжать каждый год на сезон. Для вас это будет, скорее всего, зима — чтобы сбежать в лето. Я знаю, что в России есть такое понятие, как «дача» и даже «дальняя дача». Еще с дореволюционных времен, как у Толстого. Вот тут такая дальняя дача — только в тропиках. Так что это будет очень расслабленный, приятный образ жизни. Полное ощущение того, что ты живешь, как дома. Просыпаешься, делаешь себе кофе, настраиваешься на свой день, идешь плавать, работаешь. В сущности, это будет то же, что в Москве. Но только с совсем другой дозой солнца, моря и пляжного отдыха.
Какой рецепт успеха вы могли бы дать? Если вычленять ДНК успеха.
Я могу сказать молодым бизнесменам: вы должны понимать, что успех в бизнесе и в жизни в целом на 50% зависит от удачи. Мы часто заблуждаемся на этот счет, считая, что мы многого достигли в отличие от тех, кто меньше преуспел в жизни, только потому, что мы великие, что у нас столько блестящих идей. На самом деле такая самоуверенность ведет как раз к провалу. Чем раньше это понять, тем легче будет двигаться вперед.
Я часто сравниваю бизнес с серфингом. Идет волна, человек десять ждут ее, готовятся, и вот настал момент подняться. Кто-то делает это слишком рано, кто-то запаздывает. А у пары людей получается. Да, у них уже были навыки, но они смогли поймать момент.
Бывали ли вы в России и какое у вас осталось впечатление?
Даже лето у вас — довольно холодный сезон! Я не раз бывал в Москве и Санкт-Петербурге. Интересовался историей, связью России с Азией. Литература, музыка у вас глубже, чем где бы то ни было. Я люблю вашу классику и современных авторов. Солженицына, например. Я думаю, что ваша психология — глубинных пластов. И это находит отклик во мне. У меня китайские корни, а китайская культура столь же глубока. В ней много трагедии и боли — на протяжении всей истории. Более молодым и оптимистичным народам этого не понять. Так что я думаю, что однажды Россия, имея в виду духовное начало, окажется на уровне одной из главных цивилизационных моделей.