Стиль
Герои «Номеров много, спроса мало». Отельер — о переизбытке курортов на Мальдивах
Стиль
Герои «Номеров много, спроса мало». Отельер — о переизбытке курортов на Мальдивах
Герои

«Номеров много, спроса мало». Отельер — о переизбытке курортов на Мальдивах

Фото: пресс-служба
О вызовах, с которыми сталкивается туристическая индустрия Мальдив, и о концепции гостеприимства разряда «ультралюкс» «РБК Стиль» рассказал совладелец одного из самых дорогих отелей в мире
«Номеров много, спроса мало». Отельер — о переизбытке отелей на Мальдивах

Мохаммед Халил, совладелец отеля The Nautilus Maldives

О зарождении люксового туризма на Мальдивах

У Мальдив никогда не было экономических оснований взлететь в качестве люксового направления для туризма — здесь, как в ОАЭ, нефть никогда не находили. Никаких природных ресурсов, только рыба, которую ловили на немногих обитаемых островах. Но Мальдивы позиционируют себя так, словно суперлюкс здесь был всегда. И главную роль в этом сыграл Ибрагим Умар Манику, которого здесь с почтением называют доктор Манику. Бывший врач-анестезиолог в 1970-е открыл первый отель на ближайшем от Мале острове Курумба. Это сложно назвать отелем в сегодняшнем понимании — 20 хижин-бунгало с кокосовыми крышами, без туалетов и с соленым душем. Меню состояло из карри, самболы (пюре из кокосов, рыбы, лайма и чили) и того, что гости поймали на удочку и поджарили на барбекю.

Кто бы мог подумать, что это станет началом большого туризма в сегменте ультралюкс? До этого даже приезжали международные эксперты, чтобы оценить шансы на зарождение туриндустрии. Острова в океане, где нет пресной воды — затея показалась им совсем безнадежной.

Но благодаря стараниям доктора Манику подтянулись итальянские туроператоры — они продавали по предоплате туры под лозунгом «Продли отдых на Шри-Ланке», брали с туристов оплату вперед и быстро возводили на эти деньги самые простые виллы. Местные тоже начали строиться и возить опресненную воду из Мале на гидропланах. На этой волне в 80-е доктор Манику стал одним из самых влиятельных в стране бизнесменов. Правительство при этом вело себя консервативно — оно пустило туристов всего на 88 из 1192 островов.

Фото: пресс-служба

О концепции отеля «вне времени»

Вместе с братьями и племянниками доктор Манику открыл на Мальдивах десять люксовых отелей. Узким кругом семьи, с сыном Санджеем, он управлял отелями группы Pulse: Kandima и Nova. В юности он «построил» Мальдивы, а перед уходом на пенсию решил построить то, что до него никто не делал — отель The Nautilus. Классом выше, чем самые люксовые отели. The Nautilus построили всего четыре года назад — это сбывшаяся мечта доктора Манику, его визионерский взгляд на то, как именно должен быть устроен суперлюксовый отель будущего и чем он принципиально отличается от других. А именно timeless-концепцией.

Завтрак в 19:00 на пляже, дайвинг в полночь по первому требованию, спа без записи, японская еда оказу или любая другая в какое угодно время суток. Меню в ресторанах имеется, но оно существует лишь для направления мысли — готовят то, что попросишь. Если очень хочется блюда, для которого нет ингредиентов на кухне (а это маловероятно), то их закажут из-за границы, и на это уйдет не больше суток. Любое желание может исполнить личный house master — например, он может устроить приватный кинопоказ на пляже.

О переизбытке отелей

Из-за экономического кризиса в Европе растут цены, повышается уровень расходов. Количество людей, которые могут позволить себе роскошный отдых, будет уменьшаться, но не в сегменте люкс. Кстати, представление о том, что Мальдивы — это исключительно отели категории люкс, не совсем верное. На Мальдивах около 500 номеров в ультралюксовом сегменте (1500-3000$ за ночь), основная же часть курортов доступна по гораздо меньшей стоимости. Но люди по всему миру зачастую не знают об этом.

Нам не сравниться с индустрией Бали, куда приезжает 30 млн туристов в год. На Мальдивах это число составляет 1,2 млн. Чтобы создать спрос и заполнить наши отели, нужен хороший маркетинг на уровне государства. Его отсутствие и создает дисбаланс — примерно 40% номеров на курортах простаивают. Инвестиции в маркетинг должны создать не просто знание, но и спрос на Мальдивы как туристическое направление.

Фото: пресс-служба

О пресыщенности Мальдивами

В мире около 47 млн миллионеров. Даже одного процента от этого числа уже достаточно, чтобы Мальдивы процветали как туристическое направление. А также, если мы говорим об ультралюксе, это значит, что каждый новый опыт посещения такого отеля будет уникальным и незабываемым для гостя. Не думаю, что поток обеспеченных людей на Мальдивы когда-то закончится.

О проблемах мальдивской туриндустрии

Основные проблемы в туротрасли возникают по политическим причинам. Например, плохо контролируется баланс спроса на отели и их постройка — то есть свободных номеров много, а нормального спроса на них нет, это, пожалуй, ключевая особенность. Я бы предложил ввести мораторий на строительство и расширение на три-четыре года и сосредоточиться на создании спроса. Столица (Мале) сильно перезастроена. Конечно, развивать инфраструктуру нужно, но в разумных пределах. Мы продаем естественную красоту Мальдив, а не искусственные нагромождения.

Есть большая конкуренция с глобальным рынком — мальдивские курорты очень сильно конкурируют с Бали, Занзибаром, Таиландом. Нам сложно привлечь на свои курорты людей из определенных стран, которые обычно предпочитают вышеперечисленное. Здесь мы должны развиваться и думать, как идти вперед.

Также правительство должно перестать повышать налоги. Нужно наложить мораторий на повышение налогов на предстоящие лет пять. Если они продолжат расти, то цены на наше направление будут расти, а значит, еще меньше туристов смогут себе позволить провести отпуск на Мальдивах.

Об уникальности Мальдив

Я много ездил по миру, чтобы получить представление о гостеприимстве в разных странах. Могу сказать, что гость больше нигде не переживет такой опыт, как у нас, — это абсолютная приватность и защищенность. Один остров — один курорт. Это очень интересная концепция, такого нет нигде. Ваш личный пляж, ваш личный уголок природы, где вас никто не побеспокоит — как минимум не придут пляжные продавцы, чтобы продавать ненужные вещи. Такой приватности вы не встретите ни на Маврикии, ни в Занзибаре. Плата за отдых на Мальдивах — это гарантия безопасности и личного пространства. Вот что такое в нашем понимании гостеприимство.

Об атолле Баа

Остров, где находится The Nautilus, очень зеленый. Он входит в состав одного из самых красивых атоллов страны и находится под охраной ЮНЕСКО. Кокосовые пальмы, с которых служащие регулярно срезают кокосы, чтобы они не падали на голову, росли здесь всегда. У острова свой большой домашний риф, и для плавания с маской среди цветных рыбок, мурен, безопасных рифовых акул и акул-нянек достаточно просто шагнуть в воду. Морской живности там очень много — 25% биоразнообразия Земли обитает в коралловых рифах.

The Nautilus — чуть ли не последний, кому досталась такая возможность. Правительство сейчас разрешает строить курорты только на насыпных островах, чтобы сохранить экологию. Поэтому мы как резорт несем двойную ответственность за сохранение природы. Мы занимаемся переработкой твердых отходов, у нас есть система по очистке воды, мы используем 30% энергии из солнечных батарей, изучаем редкий вид скатов манта (одного из самых крупных морских обитателей — до 4 м в ширину и до 700 кг весом), который водится в бухте Ханифару неподалеку. В бухте скапливается много планктона, и образуются особой формы водовороты, в которые с мая по ноябрь приплывают кормиться манты. Мы ведем просветительскую деятельность об экологии острова для наших гостей, морской биолог всегда готов ответить на вопросы во время экскурсии, как для детей, так и для взрослых. Гости всегда уезжают под большим впечатлением и с желанием больше разбираться в вопросах экологии.

Об экологии островов

Многие журналисты в заголовках ставят существование Мальдив под угрозу из-за изменений климата и развивающейся инфраструктуры на островах. Обычно в таких статьях апеллируют к тому, что Мальдивы в течение следующих 20-30 лет из-за повышения уровня воды в океане и разрушения систем коралловых рифов затонут. Но коралл — это живой организм, он имеет свойство постоянно расти. Это значит, что Мальдивы будут продолжат расти, потому что кораллы будут расти. За последние 50 лет я не видел, чтобы хоть один остров затонул, наоборот, я видел, что острова образовывались. Но я согласен, с точки зрения науки исследователи должны постоянно поднимать этот вопрос. Разумеется, глобальное потепление оказывает влияние и на Мальдивы, хотя мы в этом смысле еще далеко не самый репрезентативный кейс.

Фото: пресс-служба

О регулировании отрасли с точки зрения экологии

Мальдивская туриндустрия — одна из самых жестко регулируемых в мире в вопросах экологии. Есть множество деклараций и строгих гайдлайнов, посвященных строительству и регуляции курортов. Например, строгие запреты на строительство — только 35% территории Мальдив может быть застроено, остальная площадь должна оставаться нетронутой.

Каждый курорт ответственен за постройку системы очистки воды на острове, который выделен под туризм. То есть сточные воды путем ресайклинга преобразуются в пресную воду. В океан не должны попасть никакие твердые отходы, это очень строго регулируется. Сами отели идут дальше — помимо очистки воды они, например, используют солнечные панели в качестве источника энергии и практически не сжигают ископаемое топливо, чтобы генерировать энергию. Таким образом, курорты не угрожают экосистеме вокруг островов.

Ведь что мы продаем туристам? Мы продаем красоту и естество Мальдив. Задача акционеров и инвесторов тоже в первую очередь состоит в том, чтобы сохранять и защищать среду, ведь так они защитят свои инвестиции. Безусловно, на некоторых островах есть ряд проблем, но индустрия вкладывает внушительные суммы денег в сокращение экологического следа. Так что все обвинения, что индустрия туризма плохо влияет на биосферу, на самом деле беспочвенны.

О коммуникации с гостями

The Nautilus не для массового туриста, мы таргетируемся на клиентов очень выборочно. Коммуникация — ключ ко всему. Когда гости приезжают, они прекрасно понимают, где они находятся и чего ожидать от «Наутилуса». Я не припомню случаев, чтобы сотрудникам отеля было тяжело объяснить гостям правила и нужно было идти на какие-то компромиссы с окружающей средой ради запросов и пожеланий гостей. Еще до приезда каждого гостя анкетируют лично и спрашивают о предпочтениях. Гости начинают этот экспириенс еще до того, как прибывают на остров. Они понимают, куда едут.

О конкуренции с мальдивскими курортами

Обычно создатели курортов сначала выбирают остров и только потом решают, что на нем построить и какую выбрать концепцию. Доктор Манику создал этот бренд и концепцию еще до того, как он выбрал остров — маленький, всего 6 га. На Мальдивах есть острова и по 10 га, а для люкса, как известно, чем больше — тем лучше. В других местах стараются увеличивать номерной фонд и стандартизировать логистику движений персонала — отель хочет, чтобы ему было удобнее и дешевле. К тому же природа человеческая такова, что, если дела идут хорошо, сразу хочется добавить больше номеров. Но чтобы реализовать такую концепцию, необходим был очень маленький остров, на котором нельзя произвести большую застройку и повысить номерной фонд. Индивидуальный подход возможен, если гостей максимум 70. В противном случае не получится быстро исполнить желание каждого.

У нас более 170 сотрудников на 26 номеров, что достаточно много. Дело в том, что к нам приезжают большие семьи: жена хочет одно, муж желает другое, дети — третье. То есть только для одной виллы может понадобиться три-четыре разных подхода. Поэтому мы не конкурируем ни с одним отелем здесь на Мальдивах, они стандартно имеют 40-50 номеров. Наша конкуренция — более глобальная, с другими странами в принципе.