Стиль
Герои Режиссер Байбулат Батулла — о дебюте, соавторе Розе Хайруллиной и Татарстане
Стиль
Герои Режиссер Байбулат Батулла — о дебюте, соавторе Розе Хайруллиной и Татарстане
Герои

Режиссер Байбулат Батулла — о дебюте, соавторе Розе Хайруллиной и Татарстане

Фото: пресс-служба
В прокате — история из Татарстана под названием «Бери да помни», получившая фестивальный контекст комедия для самых разных возрастов и фильм-повод позвонить своим бабушкам и дедушкам

В прокат вышел фильм «Бери да помни» — недавний победитель фестиваля «Короче» и дебютный полный метр режиссера Байбулата Батуллы. Пример кино, с одной стороны, независимого и регионального (посмотреть его можно на татарском языке с субтитрами), а с другой, полностью зрительского. Своеобразным культурным кодом в этом сюжете оказываются и куриная косточка, и бутерброд с сахаром, сама же история выстраивается вокруг одноименной названию фильма игры-спора. Суть ее заключается в том, чтобы разломившие надвое v-образную куриную кость спорщики не забывали повторять фразу «Беру да помню», передавая друг другу любой предмет.

В одной татарской деревне, где проводит свое лето мальчик Ильхам, очень кстати эту игру вспоминает его дед. Кстати — потому что внук то и дело интересуется, когда же приедут родители, но возможности увидеть их у него уже не будет. По тонкой грани трагичности фильм проходит аккуратно, используя ее, скорее, как запускающий мотор поворот ключа, и оставляет для зрителя неотступным, но все-таки фоном.

В бабушку здесь превращается Роза Хайруллина, в дедушку — Рабит Батулла, драматург, режиссер и отец Байбулата. По словам последнего, кино и начиналось как семейное, но совсем в других контекстах и смыслах. Свой полнометражный художественный дебют он хотел использовать как метафору: показать родителям, что даже когда дети выросли и уехали, а сил на свершения уже не так много, как прежде, можно продолжать увлекаться жизнью и друг другом.

Эта самая жизнь, а если точнее — кинопроизводство, внесла свои коррективы. Рабит Батулла оказался не по предполагавшуюся сторону экрана и не в зрительском качестве. О том, как начиналась эта история, какую роль в ней сыграли Роза Хайруллина и деревня Малый Ошняк, об индустрии и бегстве от нее рассказывает сам режиссер.

Фото: kinopoisk.ru

О том, как начинался этот полный метр

Мы с основателем Bosfor Pictures и продюсером Иваном Яковенко обсуждали общий дебют. Мы давно знакомы, сняли, к примеру, короткий метр «Показалось» и несколько рекламных роликов. Иван предложил вместе поработать и над полным метром. К слову, эта история дебютная не только для меня и студии, но и для многих ее создателей. И мы договорились, что будем стараться быть честными, искренними друг перед другом и перед материалом.

У меня было две концепции: хай-концепт с игрой «Бери да помни» и ромком про кризис пожилого возраста. Концепт про пожилых появился из наблюдений за моими родителями. А образ косточки (ельчика) меня преследовал с детства, и мне казалось, что эта история обладает вирусным потенциалом. В итоге мы объединили эти две концепции в один сюжет.

Об индустрии и бегстве от нее

После выпуска из Московской школы кино я несмотря ни на что хотел попасть в индустрию. Снимал сериалы и рекламу, оттягивал дебют и в целом обидел творческую половину себя. Делал все как режиссер-исполнитель и редко обращал внимание на наполнение творческой чаши. Надо научиться выдерживать баланс, наверное, потому что помню, как было грустно. А в этом фильме мне дали свободу.

Я ленивый и поэтому люблю лабораторный подход. Мы с моими соавторами Тагиром Мингазовым и Дашей Бесединой писали втроем. Это очень здорово, когда есть диалог и совместная работа. Может это влияние учебы на «артиста ансамбля». (Смеется.) Я ведь закончил хореографическое училище, отделение как раз артистов ансамбля. Так что лучший способ работы для меня — это работа в ансамбле. Конечно, не то, чтобы всегда это получалось, но для меня каждый участник — соавтор. И как же здорово, когда периодически кто-то солирует, но без потери общего ритма и формы, как в танце.

В этом кино я убегал от того себя, который снимал сериалы и рекламу. В этом помогала и Роза Хайруллина. Она полноценный соавтор. И оператор Макс Аркатов и художник Марфа Гудкова — они все соавторы, и мы убегали от «яркости», от «штампов», от скуки вместе.

Фото: пресс-служба

О работе с собственным отцом

Отец оказался самым послушным артистом. Но он, конечно, по-настоящему со мной познакомился. На площадке ведь остаешься «голым». И думаю, чтобы познакомиться с человеком, надо снять вместе кино. Было сложнее не работать вместе, а решиться взять его. Мы долго искали актера на роль дедушки, и все никак не могли определиться с кандидатурой. Вокруг все шутили, что «у тебя же отец есть», но я не принимал эти шутки всерьез.

На съемочной площадке уже начали строить декорации дома, приехала исполнительница главной роли Роза Хайруллина, и мы с ней вместе смотрели кандидатов. Вдруг она говорит: «Ты так часто рассказываешь про своих родителей, покажи, как выглядит твой отец». Я показал ей фотографию, а она и говорит: «Давай с ним знакомиться». Мне в тот момент казалось, что Роза его увидит и поймет, что ему это все неинтересно.

Мы с Розой приехали в гости к родителям: мой папа приоделся, приосанился, покурил с Розой сигаретку, пока мама не видела. Они стали вспоминать прошлое, у них оказалось много общих знакомых. И Роза вдруг спросила: «Раньше был такой драматург — Рабит Батулла. Вы не знаете, жив ли он?» — «Так это и есть он», — сказал я. И у отца будто рассеялся туман прошлого, он вспомнил Розу, она — его. Стало понятно, что между ними есть химия, и вот таким образом актер на роль дедушки был утвержден.

Фото: пресс-служба

О деревне Малый Ошняк

Как же классно, что мы нашли деревню Малый Ошняк. Там как-то многое мистически совпало. И расположение было киногеничное, и не было несуразных коттеджей. Мы приехали и как-то сразу все поняли. И первым человеком, кого мы там встретили, была председатель деревни. Очень волнительно будет представить жителям деревни фильм, мы планируем поехать прямо в деревню и посмотреть кино вместе с ее жителями. Не знаю, как они примут. Во время съемок они очень помогали нам, готовили реквизит, снимались сами. Думаю, в какой-то момент они уже устали от нас, вся романтика кино для них пропала. (Смеется.) Но они с пониманием относились к нам, а особенно я благодарен тем, кто пустил снимать у себя дома.

Под конец монтажа ты даже не ненавидишь свой фильм, а заражаешься безразличием к нему, но когда мы узнали дату выхода в прокат, я вновь окрылился. Возможно, через наш фильм индустрия сможет проверить, насколько региональное кино, в нашем случае кино с татарской начинкой, может занять собственную нишу в индустрии. Если вдруг мы докажем, что есть спрос, продюсеры будут чаще снимать фильмы в Татарстане и других регионах.