Стиль
Герои Основательница «МильФей» — о том, какие изменения ждут индустрию салонов
Стиль
Герои Основательница «МильФей» — о том, какие изменения ждут индустрию салонов
Герои

Основательница «МильФей» — о том, какие изменения ждут индустрию салонов

Фото: ПРЕСС-СЛУЖБА
Глава бьюти-корпорации «МильФей» Елена Темиргалиева рассказала «РБК Стиль» о том, какие тенденции в сегменте салонного бизнеса будут определяющими в ближайшие полгода

Бьюти-пространства «МильФей», основанные Еленой Темиргалиевой в 2007 году, на протяжении 15 лет негласно служат «знаком качества» в сегменте российского салонного бизнеса. Помимо прочего, Елена активно делится наработанным опытом с молодыми топ-менеджерами индустрии: за ее плечами — обучающий проект «СберБизнес» в поддержку малого бизнеса, участие в программе «Теперь я Босс» на телеканале «Пятница!» для молодых и опытных предпринимателей, выступления на десятках профильных бизнес-тренингов и мастер-классов для владельцев салонов красоты, а также креативных директоров и управляющих из различных сфер бьюти-индустрии. О том, какие векторы развития сейчас определяют салонный бизнес, Елена поделилась с «РБК Стиль».

Какие главные бьюти-тренды с точки зрения салонного бизнеса можно выделить на сегодняшний день? Какие тенденции в косметологии будут определяющими? Куда мы движемся?

Прежде всего, надо понимать: салонный бизнес был, есть и будет. Даже если непросто, даже если кризис. Бьюти-услуги и уход за собой перестали быть роскошью — теперь это потребность современного человека, и это с нами, не побоюсь этого слова, навсегда.

Если мы говорим про аппаратную косметологию, безусловно, она очень популярна и останется востребованной на долгие годы вперед. Сегодня этот сегмент претерпевает ряд изменений. Главная задача, которую сейчас ставят перед собой производители бьюти-оборудования, — это безболезненность. Никто не хочет терпеть лишние неудобства. Между аппаратами, которые выполняют одну и ту же функцию, но были произведены, скажем, десять лет назад и сегодня, большая разница в плане комфортности ощущений в процессе процедуры. Современные аппараты доставляют минимум боли.

Немаловажен короткий срок реабилитации. Никто сейчас не готов сидеть две недели дома взаперти и ждать, когда лицо придет в норму: у современного человека просто нет на это времени.

Наконец, еще одна важная метаморфоза в сфере аппаратной косметологии — переход салонных методик в наши косметички: большинство профессиональных манипуляций мы в скором времени сможем делать в домашних условиях. Уже сейчас существует множество аппаратов, которые могут пусть не на 100%, но на 60% точно заменить профессиональный бьюти-агрегат. Это как с компьютерами: когда-то огромные ЭВМ стояли в специальных учреждениях и, чтобы на них работать, требовалось специальное образование. А сегодня почти у каждого школьника есть ноутбук или айпэд и никто не удивляется активному использованию всевозможных гаджетов. Ровно то же самое будет происходить и в сфере косметологии, причем в недалеком будущем. Постепенно бьюти-аппараты станут более портативными и будут рассчитаны на самостоятельное использование.

Какие тенденции и важные изменения прослеживаются в современной инъекционной косметологии?

Уже не в моде увеличение объемов лица — скул или губ. Уколы красоты теперь в большей степени реализуют не корректирующую, а ухаживающую и профилактическую функции, решая конкретные задачи: улучшение тургора кожи, ее увлажнение и питание. Большую популярность приобретают биоревитализанты, которые помогают поддерживать плотность кожи на должном уровне. Работа инъекционных методик сейчас движется именно в эту сторону, тогда как филлеры будут однозначно отходить на второй план. Контурная пластика как таковая потеряет актуальность, потому что, по сути, она подразумевает одинаковые лица. Мы уже пережили это лет десять назад: заходишь в ресторан, а вокруг сидят абсолютно одинаковые женщины, будто родные сестры. Плюс филлеры дают тканям избыточный объем и к тому же удерживают воду за счет повышенного содержания гиалуроновой кислоты, из-за этого лицо выглядит одутловатым. Это не то что не модно, это элементарно не привлекательно.

Не думаю, что куда-то далеко уйдут ботулотоксины, не верю в такой сценарий. Скорее люди просто разделятся на два лагеря: будут те, кто принимает инъекции, и те, кто их отрицает. Вторые возьмут курс на спа-массажи и уходовую косметику. Но все равно останутся любители инъекций. И я считаю, что эта любовь заслуженная, потому что ни один крем или сыворотка не смогут доставить питательные вещества на ту же глубину, на которую их доставляет игла косметолога.

Много говорят о так называемом естественном взрослении — его можно реализовать в первую очередь через уходовые инъекционные препараты. Речь о биоревитализантах, которые при введении в кожу наполняют и поддерживают ее, помогая ей надолго оставаться эластичной.

Большинство салонных манипуляций мы в скором времени сможем делать в домашних условиях.

Сейчас все чаще встречаются упоминания инъекций, которые нацелены на стимуляцию синтеза коллагена. Что они собой представляют? Почему про них стали так активно говорить?

Медицина не стоит на месте: каждый день ведутся разработки, компании ищут все новые эффективные антиэйдж-решения. Если раньше было слишком много гиалуронки и плотность ее зашкаливала, сейчас мы приходим к некоему балансу и пониманию, что коже нужна не только гиалуроновая кислота, но и полисахариды, коллаген, эластин — некая синергия и гармония. Увы, пока не существует единого универсального препарата, который разом решил бы все проблемы. Но грамотный специалист поможет сбалансировать различные инъекционные формулы — немного этого, немного того. Это как питание: мы же не едим только белки, жиры или углеводы. А что из них полезнее? Все хорошо в рамках нормы и нужной пропорции. То же самое в косметологии. Инъекции — это питание для нашей кожи. Идти к красивой коже через желудочно-кишечный тракт — очень долгий путь. Вместе с тем, чтобы поддерживать кожу в наилучшем виде, опять же нужно сбалансированное питание вкупе с приемом различных добавок.

Вы упомянули тренд на естественное взросление. Что еще он подразумевает?

Конечно, всевозможные массажи, например лицевую остеопатию. Мануальные техники будут пользоваться популярностью, притом я уверена, что это будет стоить дорого. Мы все же отдадим дань человеческому труду и ручной работе. На Западе ручной труд всегда ценился гораздо дороже, чем аппаратные методики. Думаю, это будет популяризироваться и у нас, и определенная прослойка людей будет готова заплатить за ручной труд хорошие деньги.

Многоступенчатые уходы из салонов начнут также переходить в плоскость домашней бьюти-рутины: нанести поэтапно маску, сыворотку и крем вполне можно и самому. Салонные услуги такого рода будут больше рассматриваться не как необходимость, а как бьюти-ритуал и приятное излишество.

Наши мамы в свое время ходили раз в неделю к косметологу в первую очередь потому, что на тот момент не было достаточного количества средств, которые сегодня в избытке есть в свободном доступе. Сейчас каждая косметическая компания работает над тем, чтобы продаваться в ретейле. Уход за собой в кабинете косметолога перейдет в разряд домашних удовольствий.

Фото: ПРЕСС-СЛУЖБА

Что будет происходить со спа-процедурами?

Спа как сегмент будет активно развиваться — особенно с учетом неспокойной ситуации в мире. Ведь что такое спа? Это в первую очередь расслабление, которое необходимо современному человеку. Сегодня приходит понимание важности ментального здоровья, которое невозможно без раскрепощения физического. Сейчас, как никогда, люди ищут пути, чтобы избавиться от стресса, убрать телесные зажимы, которые не позволяют нам снять ментальные блоки. Поэтому спа как метод и один из важных инструментов такого раскрепощения будет на пике. Человек — социальное животное, нам нужны прикосновения, нам необходимо жить «в стае», ведь мы не одиночки по своей природе. Масла, ароматы, текстуры, запахи, тактильность — сегодня все это очень сильно влияет на душевное состояние и будет еще больше популяризироваться.

А что ждет категорию «макияж»?

Мы живем в такую эпоху, когда можно все. И люди самовыражаются через прически и макияж так, как им хочется. Но из трендов, я думаю, в ближайшем будущем будет главенствовать нюд, но не простой, а с одним ярким акцентом. Это могут быть какие-то неординарные стрелки, рисунок на лице, умопомрачительный цвет лака на ногтях, смелый оттенок волос или, например, эксперименты с бровями. Словом, игра контрастов, самовыражение.

Как сделать нюдовый макияж для разных типов внешности

Какие процедуры на сегодняшний день можно назвать морально устаревшими? И что приходит им на смену?

Как я уже сказала, филлеры и гиалуроновая кислота высокой плотности — это уже вчерашний день. Мезонити ушли, потому что показали свою малую эффективность. Да, сегодня это уже не так травматично, особенно если мы говорим про нити Aptos. Ушли их более «агрессивные» разновидности — те, которые не рассасываются. Сейчас косметологи используют преимущественно биодеградирующие нити, которые со временем выводятся из организма. Надо понимать, что, даже когда ты ставишь нити, все равно через полтора года идет опущение тканей. Так что это уже устаревший метод.

Ушел термолифтинг Thermage, есть более новые и совершенные аналоги. Они менее травматичны и болезненны, реабилитация после них короче, а эффект лучше. Ультразвуковой лифтинг Ultherapy также стал менее популярным. Сейчас, по моим ощущениям, более востребован его аналог, аппарат Ultraformer. Принцип у него такой же, но действие немного другое, более мягкое. Он тоже достаточно болезненный, но не в такой степени.

А вообще знаете, чем у женщины определяется возраст? Тем, какие методики она использует. Дамы, которым сейчас около 50, продолжают ставить в лицо плотные филлеры, и им это кажется хорошей идеей. Женщины, которым около 40, уже другого мнения: они охотнее делают поддерживающие процедуры, что, на мой взгляд, более разумно. Надеюсь, когда девушки, которым сейчас 30, дойдут до определенного возраста, у них будет что-то еще более продвинутое. Это как начес в прическе — с кем-то он остается на всю жизнь.

Зумеры у косметолога: что хочет изменить в себе молодое поколение и почему

Как спланировать график процедур, чтобы они стали долгосрочной инвестицией в собственную внешность?

Прежде всего, важна регулярность. Не надо думать, что можно прийти к косметологу один раз, а потом не ходить месяцами и будет результат. Так не бывает. Это в равной степени справедливо и для эстетической хирургии — даже пластическая операция требует поддержания эффекта, а со временем и повторения. Системность — вот ключ к успеху. Вообще, грамотный уход за собой — это в первую очередь регулярность плюс дисциплина. Хочешь хорошо выглядеть — ты должен выбрать себе систему и придерживаться определенного ритма. Подразумеваются как регулярные визиты к профессионалам, так и самостоятельная бьюти-рутина. Всегда можно и нужно миксовать.

Если нет возможности часто посещать косметолога, есть масса домашних гаджетов, можно приобрести несколько моделей и регулярно ими пользоваться. Также совместно с косметологом можно подобрать определенную косметическую линию для ежедневного ухода. Какой бы вариант вы ни выбрали, если все делать регулярно, вы гарантированно получите положительный эффект. Если же ухаживать за собой от случая к случаю, результат будет недолгосрочным. Не нужно ждать чуда.

Фото: ПРЕСС-СЛУЖБА

Как сочетать процедуры для получения наилучшего результата? Быть может, есть какие-то золотые комбинации — одно плюс другое равно вау-эффект?

Если мы говорим про идеальный расклад: у вас есть врач-косметолог, он разработает персональную программу конкретно под вас. Все индивидуально, но, разумеется, есть и базовые беспроигрышные сочетания. Все, что я перечислила выше, это курсовые вещи. Классика — курс уколов красоты раз в полгода с частотой один раз в десять дней.

Если мы делаем серьезные аппаратные процедуры, например тот же Ultraformer, это всего два сеанса раз в полтора-два года. Если делать Heleo4, то это четыре процедуры в год. Процедура делается курсом один раз в месяц, если речь идет про омоложение и поддержание оптимального результата.

Если говорить про домашний уход, в идеале его должен подобрать косметолог. Должно быть обязательно хорошее очищение, уход на утро и вечер, дополнительно маски.

Самомассаж тоже никто не отменял: он улучшает лимфодренаж и кровообращение. Сейчас на рынке представлено множество самых разных моделей массажеров: гуаша, роллеры, гаджеты с микротоками. Например, когда у меня нет возможности ходить в салон на лазер, я беру с собой японский аппарат Artistic & Co. В его основе — воздействие светом. Я подарила такой же своей подруге в Испании — она планировала делать пластическую операцию. Увидев ее через неделю, я была поражена. Она выглядела просто потрясающе. Более того, она отменила операцию и теперь каждый день начинает с этим «артистиком». Когда я в поездке, то каждый день делаю себе такую процедуру. Никакой боли, все приятно и комфортно, достаточно нанести сыворотку на водной основе на 10–15 минут — и ты красотка. Сейчас достаточно инструментов, позволяющих превращать домашний уход в аналог салонной процедуры.

А если говорить про косметические ингредиенты, которые сейчас в топе, что хотелось бы отметить?

Я бы назвала несколько по-настоящему мощных антивозрастных компонентов — это кислоты, ретинол, пептиды и витамин С. Также сейчас популярен ниацинамид. Эти компоненты обновляют кожу, улучшают регенерацию и делают ее действительно молодой.

Есть ли какие-то бьюти-инновации, рассчитанные конкретно на мужчин?

Сегодня все процедуры гендерно-нейтральны. Из особенностей — по статистике, у мужчин чаще случаются высыпания, это связано с повышенным тестостероном и со строением сальной железы. Например, специально для них выпускаются ампулы (такие есть у Arcaya). В «МильФей» мы купили аппарат безынъекционной мезотерапии Dermadrop — у этой компании есть целая линия для мужчин именно с проблемной кожей. Все-таки высыпания у женщин и у мужчин имеют разную этиологию.

А делают ли мужчины Ultraformer?

Еще как делают! И инъекции ботулотоксина делают, и биоревитализацию. Даже филлеры ставят. Основная мужская аудитория салонов — категория с 36 до 45 лет. Хотя есть и бьютиголики элегантного возраста 60+.

Какие современные антиэйдж-стратегии вы считаете грамотными?

Нужно регулярно, хотя бы раз в полгода, проходить чекап и следить за результатами анализов — в первую очередь важен гормональный профиль. Иногда эстетические проблемы возникают лишь только потому, что организму чего-то не хватает. Например, у меня низкий белок, что нехорошо, поскольку мои клетки изначально рождаются не совсем здоровыми из-за нехватки питания. Если я не буду своевременно повышать этот белок, рано или поздно дефицит отразится на коже, и ни один косметолог меня не спасет. Поэтому важно отслеживать все общеклинические анализы крови плюс уровень витаминов и микроэлементов (хотя бы раз в год делать такой срез и смотреть). Это необходимо делать всем независимо от пола. И я бы сказала, что даже независимо от возраста. После 30 я бы делала это на регулярной основе, потому что питаемся мы не всегда качественными продуктами. Кроме того, в нашей жизни слишком много стресса. И если что-то уходит, нужно это вовремя восполнять.

Фото: ПРЕСС-СЛУЖБА

Какие бизнес-модели сейчас наиболее успешны в салонной индустрии?

Очень важно наличие у бьюти-бизнеса правильного вектора развития. Успешна будет та стратегия, которая точно вычленяет своего целевого клиента. Когда создатель бизнеса понимает, для кого он открывает салон, это уже полдела. Отсюда вытекает сразу несколько нюансов: где он его открывает, какие процедуры будут там представлены, чем он его наполнит. Если же он не понимает, для кого он это делает, начинание обречено на провал. Понимаете, это не просто вопрос денег. Да, я знаю несколько новых центров красоты и здоровья, которые хотят объять все — от эстетики до лечения. Но, к сожалению, так размывается фокус потребления. А значит, нужный результат, скорее всего, не будет достигнут. Поэтому очень важно четко понимать, для кого ты это делаешь, — и все остальное сложится в нужный пазл, стратегия будет успешной.

Если же ты открываешь салон просто ради открытия, но не продумываешь детали, это заведомо проигрышный вариант. Например, ты хочешь премиальный сегмент, а твой салон находится в бизнес-центре на окраине. Согласитесь, это очень странно. Так не найти «своего» клиента, и реклама в этом случае будет неэффективной. Аналогичным образом не совсем верно открывать в бизнес-центре высокого уровня салон эконом-класса. Это диссонанс.

А как понять с первого или хотя бы со второго взгляда, что перед тобой салон, заслуживающий доверия, и что нестрашно довериться людям, которые там работают?

В первую очередь на уровне интуиции: ты должен прийти, посмотреть и понять, твое ли это место. Там должны быть люди. Должна быть плотная запись на процедуры. Если вы заходите в абсолютно пустой салон, пусть трижды невероятно красивый, если там никого нет и к вам кидается сразу весь персонал, я бы хорошенько подумала, почему у них нет клиентов. Это важный момент. Если что-то смущает, не стесняйтесь попросить у администратора нужную документацию: копии дипломов работающих там специалистов, сертификаты. Почему-то люди стесняются спрашивать документы. У нас это не принято — и очень зря. Сейчас, например, развелось большое количество «подологов». Зачастую это может оказаться специалист даже без среднего медицинского образования. А вообще, подолог — это два высших медицинских образования, хирург и ортопед, плюс дополнительно к этому курс подологии. Стопа — это не так просто, от неправильного обращения со стопой человек может лишиться ноги. А у нас в каждом салоне сплошные «подологи».

Еще почему-то люди не удивляются тому, что один и тот же специалист делает обертывания, массаж тела и тут же колет вам губы. Это должно наводить на мысли и настораживать. Парадоксально, но человек с медицинским образованием всегда опасается за возможные риски, а человек, не имеющий медицинского образования, не боится ничего. Такие псевдопрофи абсолютно бесстрашные. Знаете почему? Потому что они не догадываются о масштабах последствий. Поэтому с большой долей вероятности они вам предложат все и сразу — и эпиляцию, и губы, и массаж. Многостаночность в косметологии меня пугает.

Почему-то люди не удивляются тому, что один и тот же специалист делает обертывания, массаж тела и тут же колет вам губы.

Какие личные наработки позволяют вашим салонам удерживаться в числе лидеров рынка уже столько лет?

Во-первых, я сама подбираю специалистов. Прежде чем пригласить кого-то на собеседование, проверяю документы этого человека. Каждый специалист, который работает в салонах «МильФей», имеет право делать то, что он делает, у него есть на это документы. Кажется, это такая простая и очевидная вещь, но это болезнь всей индустрии — очень много псевдоврачей и псевдоспециалистов. Мы тратим много времени и сил, чтобы подобрать квалифицированный персонал.

Во-вторых, в меню наших салонов нет ни одной услуги, которую бы я не сделала себе сама. Если я не уверена в процедуре, в салоне ее не будет. Как, например, очень модной и такой популярной сегодня лепки лица, которая может оставлять синяки и давать отеки под предлогом того, что после сеанса «все натянется». У нас ее нет и никогда не будет по той простой причине, что ее придумали люди, которые, судя по всему, от медицины далеки. Неистовые движения, с которыми тебе трут лицо, нарушают кровоток и лимфосистему, ломают сосуды, дают отечность, которая потом якобы должна перейти в лифтинг.

Клиенты чувствуют, что мы как минимум не навредим и как максимум знаем, что делаем, и гарантируем результат.

Также у меня очень развит клиентский сервис. Мы индивидуально работаем практически с каждым клиентом. Это забота, которую мы даем человеку сверх процедуры, ведем его. Специально обученные люди собирают обратную связь, и мы знаем все, что происходит с точки зрения реакции клиентов. Иногда они не говорят на стойке ресепшен, нравится им тот или иной специалист или процедура, но свои пожелания или даже претензии они могут озвучить нашим сотрудникам клиентского отдела. У нас есть возможность собрать все эти негативные моменты, чтобы устранить их. Для меня это очень важно.

И еще один момент — грамотное ведение клиента. Мы не работаем с людьми один день, мы составляем комплексные программы, которые иногда доходят до года, и врач подробно расписывает все манипуляции на каждом этапе этого пути. Есть процедуры, которые имеют длительные промежутки, и чтобы человек не запутался и не потерялся, ему об этом напоминают. Любые процедуры наиболее результативны только тогда, когда они в системе. Когда человек начинает ходить регулярно, он логично получает наилучший результат. А мы получаем постоянного клиента.

Фото: ПРЕСС-СЛУЖБА

Какие точки роста вы видите сейчас в это непростое кризисное время? И есть ли они?

Безусловно, есть. Очень много салонов сегодня закрывается. Идет передел рынка. Сейчас на авансцену выйдут сильные игроки, я в этом не сомневаюсь. Не будет непонятных заведений, которые откровенно портят рынок. Самый простой способ открыть салон — переманить мастеров у конкурентов. Как это сделать? Пообещать им более высокие проценты. И сейчас это доходит до абсурдных цифр. Но эти салоны не имеют будущего, так как в наше непростое время бизнес должен быть в первую очередь рентабельным. Я это знаю, потому что тоже такое проходила, тоже в эту игру играла. Такой подход дает следующую ситуацию: у тебя как бы есть некий оборот, но живых денег по факту у тебя нет. Сейчас этого никто не сможет и не захочет себе позволить — иметь бизнес ради бизнеса, пожалуй, никому уже не интересно. Поэтому будет меньше открываться непродуманных проектов. Как следствие — текучка мастеров будет меньше.

Нерентабельные салоны будут закрываться. Это логично. И сейчас они будут это делать быстрее, потому что мы все оказались в крайне непростых жизненных и экономических обстоятельствах. Соответственно, на рынке будет больше специалистов, и можно будет выстраивать работу салонов более профессионально за счет введения стандартов качества, регламентов, профессиональных правил.

И естественно, идет активный передел клиентуры. Я думаю, что салонный бизнес условно разделится на два основных потока — эконом и премиум. Причем эконома будет больше, и эконома качественного. Причина — в этот сегмент неизбежно трансформируется средний класс.

Я думаю, что эта рыночная борьба приведет к тому, что останутся только самые сильные. Уйдет плохой продукт, и выживут только достойные варианты в различных ценовых сегментах. Соответственно, салонная индустрия будет оказывать только качественные услуги. Все в выигрыше: и клиенты, и мы.