Стиль
Герои Как модели с инвалидностью покоряют фэшн-индустрию
Стиль
Герои Как модели с инвалидностью покоряют фэшн-индустрию
Герои

Как модели с инвалидностью покоряют фэшн-индустрию

Аарон Роуз Филип в клипе Майли Сайрус «Mother's Daughter»
Аарон Роуз Филип в клипе Майли Сайрус «Mother's Daughter»
В последнее время на показах, обложках журналов и в рекламных кампаниях все чаще появляются люди на колясках или с протезами. Разбираемся, насколько искренно желание брендов работать с особенными моделями

Осенью 2020 года на показе Versace впервые прошлись три плюс-сайз модели: Прешес Ли, Альва Клэр и Джилл Кортлев. Для бренда, который в 90-х утвердил строгие модельные стандарты и с тех пор работал только с теми, кто им соответствовал, это было революционным решением, вместе с тем повлиявшим на всю индустрию моды. Если такой непреклонный модный дом наконец склонился в сторону плюс-сайза, то проблему с разнообразием на подиуме можно считать решенной. Но как бы не так.

Спустя год на Неделе моды сезона весна-лето 2022 креативный директор Moschino Джереми Скотт закрыл показ вместе с моделью Аарон Роуз Филип, передвигающейся на коляске. Для многих этот выход стал откровением: оказывается, на подиуме могут быть представлены модели не только с нестандартными фигурами, но и с особенностями здоровья.

Аарон Роуз Филип на показе коллекции Moschino, весна-лето 2022
Аарон Роуз Филип на показе коллекции Moschino, весна-лето 2022

В младенчестве Филип, уроженке островного государства Антигуа и Барбуда, диагностировали церебральный паралич. Однако она едва ли когда-нибудь считала это своим изъяном. В 14 лет Филип написала книгу «This Kid Can Fly: It's About Ability (Not Disability)», «Этот ребенок может летать: про способность (не про недееспособность)», в которой рассказала об опыте взросления с ДЦП. С обложки улыбался темнокожий мальчик в рубашке и с короткой стрижкой: это тоже Филип, но за три года до трансгендерного перехода. Мальчиком она позировала и для своих первых модельных тестов, набравших 20 тыс. ретвитов. «Когда меня обнаружит модельное агентство, это будет прецедентом для всех. Настоящая инклюзивность», — говорилось под фото.

Долго ждать не пришлось: подруга Филип — трансгендерная модель и звезда сериала «Эйфория» Хантер Шаффер — познакомила ее со скаутами модельного агентства Elite. «Они сказали, что никогда не видели кого-то, похожего на меня. Их глаза словно загорелись», — рассказывала нью-камер в разговоре с Indie Mag. Подписав контракт с агентством, 17-летняя Филип стала сотрудничать с журналами i-D, Dazed, Allure и Paper, причем в последнем было опубликовано ее интервью, взятое самой Наоми Кэмпбелл. Кроме того, Филип появилась в каталогах и рекламных кампаниях Dove, Sephora, Nike, Marc Jacobs и Moschino, который затем единственным из люксовых брендов пригласил ее участвовать в шоу.

Однако поворотный момент в модельной карьере и медийном весе Филип случился чуть раньше выхода на подиум, в 2019 году, когда она снялась в клипе Майли Сайрус «Mother's Daughter», набравшем более 120 млн просмотров на YouTube. Модель в белоснежном парике, блестящем топе и латексной юбке гипнотизировала зрителя под строчки из песни Сайрус «I’m nasty, I’m evil» («Я скверная, я дьявол»). Уникальная способность продавать себя одним лишь взглядом, имеющая особое значение для соцсетей, привлекла Gucci, Prada и Thom Browne, которые если и не позвали Филип участвовать в показах, то стали присылать ей одежду и сумки как Instagram-инфлюэнсеру.

Аарон Роуз Филип — действительно первая темнокожая модель-трансгендер с церебральным параличом, но далеко не первая модель с особенностями. Сама она называет своим кумиром 34-летнюю подписантку агентства IMG Models Джиллиан Меркадо, которая из-за диагностированной мышечной дистрофии с 12 лет передвигается на коляске. Это не помешало Меркадо вслед за родителями (ее мать была портной, а отец некоторое время работал продавцом обуви) построить карьеру в фэшн-индустрии. Начав с практики в журналах Allure и Veranda и волонтерства на Неделе моды в Нью-Йорке в 2010-х, она познакомилась со своими первыми фотографами и тогдашним креативным директором Diesel Николой Формикетти, который снял Джилл в беспрецедентной рекламной кампании. После этого ее портфолио стало стремительно пополняться: от баннеров люксового универмага Nordstrom и промо сайта Бейонсе до съемки в CR Fashion Book Карин Ройтфельд, а также журналов Glamour, Cosmopolitan и Posture.

Джиллиан Меркадо в рекламной кампании Diesel, весна-лето 2014
Джиллиан Меркадо в рекламной кампании Diesel, весна-лето 2014

Сегодня Меркадо все так же часто появляется в медиа, но уже не как модель, а как актриса и активистка. Она снялась в сериале «Секс в другом городе: Поколение Q» о жизни представителей ЛГБТК+, а также создала креативное агентство CAA, которое представляет таланты, не вписывающиеся в существующие стандарты. Решение сменить сферу деятельности во многом связано с разочарованием Джилл в моделинге. Как объясняла она в разговоре с Vogue в 2015 году, должно пройти много времени для того, чтобы моделей с особенностями приглашали к участию в показах Chanel, Alexander McQueen и других крупных домов, причем делали это не для галочки в строке инклюзивности.

Интересно, что у Alexander McQueen такая попытка была. В 1998 году бренд объединился с Бобом Уоттсом, специалистом протезно-ортопедического центра Dorset Orthopaedic, для создания протезов по мотивам резных деревянных ножек стола XVII века. Для этого в бревнах из ясеня сделали точные отверстия, которые позволяли носить протезы без дополнительных ремней. Демонстрировать результат трудоемкой работы доверили Эйми Маллинз, легкоатлетке, участнице Параолимпийских игр 1996 года, которой в годовалом возрасте ампутировали обе ноги ниже колен. На то, чтобы научиться бодро дефилировать на деревянных ногах, ей выделили всего семь часов, что обернулось испытанием даже для спортсменки. Однако все это не имело никакого смысла: как позже признавалась Маллинз, гости показа даже не поняли, что это были протезы, а не сапоги.

Эйми Маллинз на показе коллекции Alexander McQueen, весна-лето 1999
Эйми Маллинз на показе коллекции Alexander McQueen, весна-лето 1999

Сотрудничество с особенными моделями, при котором прячутся их особенности, — распространенная тенденция. Например, Tommy Hilfiger снял в лукбуке коллаборации с Зендеей Киару Маршалл с бионической ногой, прикрыв верхнюю часть протеза юбкой, словно это кружевные колготки. А на показе Teatum Jones дефилировала Келли Нокс, родившаяся без левого предплечья и сознательно отказавшаяся носить протез, но из-за рубашки с длинным рукавом этого совершенно не было видно. То же самое происходит с плюс-сайз моделями, которых наряжают в несколько слоев одежды, чтобы скрыть истинные параметры. Кажется, будто бренды стараются не травмировать консервативную аудиторию, но при этом подстраховаться на случай, если их обвинят в недостаточной инклюзивности (ведь все мы помним кейс Victoria's Secret).

Подобное отношение вынуждает моделей искать новую работу. Келли Нокс, как и Джиллиан Меркадо, занялась активизмом и сегодня работает над проектом по расширению эстетических прав инвалидов Disability Aesthetics. Джессика Келлгрен-Фозард, коллега Нокс по проекту «Britain's Missing Top Model» 2008 года (вариация популярного телешоу «America's Next Top Model», только для моделей с особенностями), вопреки врожденной глухоте ведет YouTube-канал о винтажной моде с 885 тыс. подписчиками. В свою очередь, Джессика Келлгрен-Фозард, ставшая первой женщиной с ампутацией, когда-либо представленной в съемке Playboy, и вовсе придерживается непубличного образа жизни: воспитывает детей и увлекается туризмом.

Впрочем, проблема здесь не только в лицемерии индустрии. Многие бренды сознательно отказываются от работы с особенными моделями, поскольку они требуют особенного отношения, которое в условиях быстрой подготовки к показу или малобюджетной съемки лукбука довольно трудно обеспечить. Сэмми Джабраиль, оставшаяся без ноги после аварии и сегодня вдохновляющая на подвиги 235 тыс. подписчиков в инстаграме, честно говорит, что при работе как над коммерческими, так и над социальными проектами у нее есть «четкий, но гибкий райдер».

«Я знаю, как сильно извожу на съемках свои и без того измученные организм и тело. Каждая съемка для меня похожа на пытку, но в силу ответственности я не показываю, как трудно мне стоять в кадре. Я хорошо делаю свою работу и никогда не говорю "нет", если могу выполнить поставленную задачу. Здесь важно понимать и принимать разницу между обычным человеком и человеком с особенностями и не лишать помощи второго. В этом и заключается отсутствие дискриминации. Мне, например, крайне необходимо подать руку, чтобы помочь выйти из машины (отсутствие колена не дает встать), а на съемках и в личных делах меня всегда сопровождают личный ассистент и агенты. К тому же я часто и с треском падаю: внешние раздражители меня дезориентируют, поэтому я забываю сосредоточиться на ноге. При этом я самостоятельно справляюсь с бытом, собакой и кошкой», — объясняет Сэмми.

В начале сентября девушка опубликовала в своем инстаграме подборку недавних кампаний и обложек с особенными девушками (от Аарон Филип до Зайнаб Аль-Экаби, аквалангистки с одной ногой), однако в разговоре с «РБК Стиль» отметила, что для изменения восприятия и расширения прав «фотографий никогда не будет достаточно». Как считает Сэмми, необходимо просвещать людей в вопросе инклюзии, проводить конференции и лекции с глубоким погружением в тему. Только в этом случае можно разрушить представления о сверхчеловеке, зарожденные предками и устаревшие в прогрессивном XXI веке.

Тем не менее уже сам факт того, что бренды начинают жертвовать таймингом ради участия в шоу модели на коляске (как Moschino) или даже частью аудитории ради reels с моделью с ампутированной ногой (как Area), можно назвать большим шагом. Он мотивирует новое поколение людей с инвалидностью не отказываться от мечты, демонстрируя, что их представленность в мире моды может расти как количественно, так и качественно. И если в этом сезоне Lacoste и Balenciaga пригласили профессиональную модель Лорен Вассер, передвигающуюся на двух протезах, в первый ряд, то не исключено, что в следующем позовут на подиум. В конце концов, на ней отлично смотрится одежда брендов.