Стиль
Герои Мать сына Илона Маска: кто такая Граймс и почему она крутая
Стиль
Герои Мать сына Илона Маска: кто такая Граймс и почему она крутая
Герои

Мать сына Илона Маска: кто такая Граймс и почему она крутая

Кадр из клипа «Delete Forever»
Кадр из клипа «Delete Forever»
В среду 17 марта певице Граймс, имя которой чаще всего пестрит в СМИ в привязке к бойфренду Илону Маску, исполнилось 33. Объясняем, почему Граймс и без Маска супер и почему их союз закономерен

В последнее время новости о Граймс появляются чаще, чем оповещения Clubhouse на экране блокировки: то певица делится милыми видео с подросшим сыном X Æ A-12, то записывает для него нейроколыбельную, то за 20 минут распродает собственную коллекцию NFT-токенов и зарабатывает $5,8 млн, то надевает маску, или, как она ее называет, шлем из полупрозрачных бусин работы московской художницы Насти Пилепчук, — одним словом, держится на радарах.

Русский код

2009 год. Сумасбродная парочка сплавляется по Миссисипи в самодельном шестиметровом плавучем доме, груженном несколькими десятками мешков картошки и живыми курицами. Спустя неделю путешественники встают замертво — двигатель выходит из строя. Вот вам хороший зачин для инди-ромкома и рядовой эпизод из жизни Граймс — уроженки Канады с украинскими корнями Клэр Буше.

Тут стоит вытащить первый козырь из рукава, чтобы расположить к артистке читателей, искренне умиляющихся иностранным селебрити, когда те пытаются выговорить любое русское слово или пародируют акцент. Клэр училась в русской школе в Ванкувере и занималась балетом, бабушка привила ей любовь к Тарковскому, Достоевскому, Набокову и борщу. Подросшая Граймс поставила на обложку своего третьего альбома «Visions» строки Анны Ахматовой «Но я предупреждаю вас, что я живу в последний раз», а в 2019-м выложила в Twitter видео, на котором исполнила песню Янки Дягилевой «Печаль моя». Теперь, когда 12 баллов от России по системе «Евровидения» улетели в копилку Буше, вернемся к ее карьере.

Обложка альбома «Visions»
Обложка альбома «Visions»

Клэр мечтала стать астрофизиком, не поступила и в итоге пошла изучать философию и нейробиологию. К музыке пристрастилась случайно: в 2007 году один друг позвал ее на бэк-вокал в стихийно образовавшуюся рок-группу, а другой научил работать в GarageBand. Первые музыкальные экзерсисы не нашли широкого слушателя, признание к Граймс пришло спустя три года упорной работы. В 2010-м певица дебютировала с альбомом «Geidi Primes», через несколько месяцев последовал «Halfaxa». Спустя год девушка окончательно поняла, что хочет посвятить себя музыке, вылетела из университета и сняла первый виральный клип «Vanessa» — не в пример визуально стерильный по сравнению с последующими. В то время артистка еще не планировала становиться селебрити. Ей хотелось быть как Фил Спектор — непубличным человеком, безумцем и гением, у которого есть артист, воплощающий его идеи. Но пришлось стать и тем, и другим.

Скорость света

Чтобы записать третий (и самый хитовый) альбом «Visions», певица на месяц заперлась в доме, зашторила окна, запаслась наркотиками (позже Клэр написала в блоге на Tumblr, что просит журналистов сопровождать эту информацию пометкой «Я хочу, чтобы люди знали, что я ненавижу тяжелые наркотики. От них умирали мои друзья, а я не могла продуктивно работать»), не ела и не спала — проще говоря, активировала режим терминатора. «Visions», сделанный от и до руками Буше (она и сводила треки, и нарисовала обложку, и даже сама себя стригла и красила для клипов), вышел в 2012-м на инди-лейбле 4AD и буквально околдовал критиков (так охарактеризовал пластинку All Music Guide). А Pitchfork в 2019 году назвал трек «Oblivion» второй главной песней десятилетия после «Alright» Кендрика Ламара. В 2013-м Граймс подписала контракт с лейблом Джея Зи Rock Nation.

Такой фидбэк неудивителен: во-первых, Граймс в «Visions» изучила японскую культуру и важный для нее архетип — милой маленькой девочки-борца (вроде Сейлор Мун, в образе которой певица предстала в клипе «Genesis»). Для американской культуры это было ново. Во-вторых (и это главное), Граймс сумела сублимировать в музыке пережитый травматический опыт — насилие, после которого она долго боялась мужчин. К слову, в 2019-м «Oblivion» стал саундтреком к ролику Софии Копполы о выставке Chanel в Токио.

Образ героини анимэ артистка эксплуатировала еще год — вспомнить хотя бы ее наряд для показа Chanel Haute Couture в 2013 году. Но стиль Граймс, как и ее музыка, меняется со скоростью света (недаром в 2018 году певица официально сменила имя на «C» — обозначение скорости света в физике). Си невозможно уличить в логомании или пристрастии к растиражированным брендам. Хотя в 2015 и 2016 годах у нее случилась пара провальных выходов: на открытие выставки «Шепот Китая: Сказки Востока в искусстве, кино и моде» певица выбрала леопардовое мини Louis Vuitton, а на выставку «Мода в эру технологий» того же Института костюма Метрополитен-музея — отливающее серебряным блеском синее платье (снова Louis Vuitton). Фэшн-редакторы заклеймили Граймс позором — по большей части оттого, что та не удосужилась подогнать весь образ (укладку и макияж) под творения дизайнера бренда Николя Гескьера.

С 2016-го Си помогает стилист Тернер. Для видео на песню «California» с альбома «Art Angels» она подобрала Граймс пять разных образов — от блестящей кантри-американы в духе Долли Партон до розововолосой школьницы-неформалки в черном балахоне и полосатых колготках. А в клипе «Violence» нарядила артистку в платье Iris Van Herpen.

Судьбоносный Василиск

Вернемся к музыке: в 2014 году Граймс написала песню «Go» для Рианны — хороший мейнстримный поп — и выпустила ее самостоятельно после того, как Рири не включила трек в новый альбом. Фанаты впервые обрушились на Граймс с критикой: мол, нечего потакать устоявшимся форматам. Певица извинилась за то, что не оправдала их ожидания, и полностью пересмотрела трек-лист грядущего релиза. Под «грядущим релизом» имеется в виду альбом «Art Angels», вышедший осенью 2015-го. На нем есть ни много ни мало судьбоносный для Граймс трек «Flesh Without Blood». Специально для него певица придумала персонажа Василиска Рококо — искусственный интеллект в теле Марии-Антуанетты.

А теперь перенесемся на три года вперед: в начале апреля 2018-го Илон Маск задумал твитнуть шутку на тему мысленного эксперимента «Василиск Роко» (Roko’s Basilisk), размещенного на сайте интернет-сообщества Less Wrong. Эксперимент заключался в следующем: что если в будущем появится злобный и могущественный искусственный интеллект, который будет вечно мстить тем, кто мешал его созданию? Илон, придерживающийся мнения, что нужно строго следить за возможностями и властью ИИ, решил пошутить и назвать Василиска Роко Василиском Рококо (Rococo’s Basilisk), но прежде проверить, не использовал ли кто-то такую игру слов прежде. Так он наткнулся на клип Граймс и написал певице, а та обрадовалась — Маск первый за три года существования песни понял, что Граймс имела в виду.

Любовь и смерть от ИИ

Действительно, кому, как не колонизатору Марса, понять девушку, описывающую собственную музыку эпитетом «пост-интернет»? Граймс имеет в виду, что интернет породил полную музыкальную эклектику и смешение жанров — из-за глобального и неограниченного доступа. «Я просто всегда представляю, что, если бы Мэрайя Кэри и Aphex Twin объединились, это была бы величайшая группа на свете», — объясняет певица. Она сама объединяет IDM, индастриал, техно, эмбиент с поп-музыкой и искренне не понимает, почему так не делает Мэрайя Кэри.

Обыватели же нередко не понимают саму Граймс. Особенно когда речь заходит о ее гражданской позиции.

В 2016 году в разгар президентской гонки в США Граймс опубликовала знаменитую рекламную кампанию 36-го президента США Линдона Джонсона с лозунгом «Ставки слишком высоки, чтобы сидеть дома», призвав тем самым идти голосовать за Хиллари Клинтон (Клинтон — демократ, как и Джонсон). Когда в 2017-м Дональд Трамп наложил ограничения на въезд в США для граждан нескольких мусульманских стран, певица твитнула, что перевела $10 тыс. в Совет по американо-исламским отношениям.

Уже в 2018 году пресса обрушилась на пару Маска и Граймс именно из-за политической позиции артистки. В статье New Yorker «В чем проблема Илона Маска и Граймс» их союз называли «символом гибели инди-культуры» и допускали, что Граймс убрала слово «антиимпериалистка» из биографии в Twitter с подачи республиканца Маска. Автор вопрошала: «Были бы они вместе, если бы идеологические различия сегодня имели хоть какой-то вес и не смывались капиталом?»

Илон Маск и Граймс на Met Gala в 2018 году 
Илон Маск и Граймс на Met Gala в 2018 году 

В интервью изданию Crack в 2019-м Буше смачно послала журналистов к черту, подчеркнув, что она не читает статьи о себе, потому что мы живем в обществе постправды. «Не думала, что меня считают образцовой социалисткой, — ухмылялась артистка. — Мои политические взгляды довольно безумны. Я в конце концов проиграю. Графа "обо мне" в Instagram года два гласила: "Я клянусь в верности роботам-повелителям". Думала, людям очевидно, что я верю в неизбежную диктатуру искусственного интеллекта. Человечеству все равно хана. [...] Но думаю, что капитализм может решить какие-то проблемы».

В интервью Rolling Stone, продолжая мысль, Си заявила, что единственный способ выжить — эволюционировать в межгалактический вид. «Человечеству предстоит решить очень много проблем. Правительство ему не помогает — этим занимается мой парень. Вы не можете этого отрицать», — нахваливала Маска девушка.

И если о неизбежности восстания машин можно спорить, то о преданности певицы генеральному директору Tesla Motors вряд ли. Вопреки собственным убеждениям, Си вступила в отношения с мужчиной, зарабатывающим несоизмеримо больше нее. «Что если человек берет и вкладывает все деньги в исследования и разработки, чтобы сделать мир лучше, просто встает на гребаном рассвете каждый день, а ложится за полночь, не берет отпуск, просто вкладывает каждый грамм своей энергии в то, что ему важно, в то, чтобы сделать мир лучше? Я сделаю исключение ради него. Я очень восхищаюсь такой позицией, считаю ее замечательной», — объяснила певица Rolling Stone. Следом девушка подчеркнула, что не просит у Илона ни цента: «Граймс финансирует Граймс. Я не хочу отнимать средства, скажем, у Tesla на свои глупые арт-проекты. Я не могу говорить вещи, которые говорю, верить в то, во что верю, а потом брать деньги у парня… Но я не откажусь от няни».

Еще одно подтверждение любви артистки к Илону — собственно, общий сын. По мнению Си, беременность и рождение детей — огромная жертва со стороны женщин, и на нее должны идти далеко не все. «Незащищенный секс был для меня серьезным решением. Я чувствовала, будто отдаю все свои силы Илону в этот момент. Я капитулировала, хоть всю жизнь и избегала этого», — призналась певица все в том же интервью.

Граймс с сыном X Æ A-12
Граймс с сыном X Æ A-12

Лед и пламя

Несмотря на сильные чувства, идеальная пара все-таки расставалась: в 2018 году после конфликта Илона Маска с Комиссией по ценным бумагам и биржам (SEC). Когда миллиардер написал в Twitter, что планирует выкупить акции Tesla с фондовой биржи по $420 за штуку, Маск и Граймс отписались друг от друга в соцсетях, что общественность моментально приняла за разрыв. Этому эпизоду предшествовал куда более неприятный конфликт с Азалией Бэнкс. Известная скандалистка приехала в дом Маска в Лос-Анджелесе, чтобы поработать над совместными треками с Граймс. Дальнейшие события рэперша сравнила с хоррором о расизме «Прочь».

«Я все выходные ждала Граймс, пока она нянчилась со своим бойфрендом, который оказался слишком глупым, чтобы понять, что не стоит заходить в Twitter под кислотой», — написала певица в сторис. Позже Маск опроверг слухи о том, что употреблял наркотики. Следом Бэнкс обвинила Граймс в том, что та слишком много треплется о бизнесе Маска, и назвала ее «наркоманкой в грязных кроссовках». Илону тоже досталось — Бэнкс грубо прошлась по его внешности, акценту и семье. После взаимного анфолловинга с Граймс Маск вовсе удалил свой Instagram-аккаунт, потому что «ему надоело».

На этом история не кончилась: спустя некоторое время Азалия Бэнкс опубликовала несколько сторис, в которых рассказала, что ее телефон находится у Маска, и потребовала его отдать. Рэперша добавила, что две недели провела в Лос-Анджелесе и уже хочет вернуться домой в Нью-Йорк и больше «не желает иметь ко всему этому отношения». К сентябрю 2019-го Азалия не успокоилась и выпустила дисс (хейтерский трек) под названием «96 ‘Corolla (Motorman)» о неком технократе Алоне Дасте, «чье эго не помещается в штанах».

Граймс позже рассказала, что чувствовала себя виноватой в конфликте: «Я была уверена, что подставила любимого человека и разрушила все, что мне дорого». Но именно Илон подтолкнул девушку к тому, чтобы простить Азалию Бэнкс.

Пожалуй, это будет последний штрих в выразительном портрете девушки, которую журналисты взяли моду подписывать не иначе как «мать ребенка Илона Маска». Хотя историческую справедливость уже попытались восстановить несколько лет назад. После первого совместного выхода Граймс и Илона Маска — в 2018 году на Met Gala — певицу так усердно обсуждали в сети и прессе, что через три дня появилось расширение для Google Chrome, меняющее имя «Илон Маск» на «парень Граймс».