Бельперрон, Туссен, Пюиссан и другие гранд-дамы ювелирного дела
![Бельперрон, Туссен, Пюиссан и другие гранд-дамы ювелирного дела](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/38/756087207086388.jpg)
В 1917 году в Париже скончался Рене Буавен, основатель довольно известного в то время ювелирного дома René Boivin. Однако его супруга Жанна Буавен, старшая сестра именитого кутюрье Поля Пуаре, овдовев, не стала закрывать фирму и продавать имущество. Она скрыла факт смерти мужа и продолжила его дело под его же именем. Украшения René Boivin в разные годы создавали исключительно женщины: Сюзанн Бельперрон, Жюльетт Мутар, дочь Жанны Жермен Буавен. Их невероятный талант, фантазия и преданность ювелирному искусству позволили дому прожить долгую жизнь, вплоть до начала 1990-х. История знает немало случаев, когда в тени больших брендов стояли женщины, лишь немногие из них могли работать под своим именем.
Жанна Туссен (1887–1976)
![Фото: пресс-служба](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/77/756087175007779.jpg)
Имя этой женщины неразрывно связано с Cartier. Именно ей прославленный дом обязан своим главным символом в виде пятнистой хищницы. Любовь и муза Луи Картье, сильная, независимая, артистическая особа, Туссен и сама носила прозвище Пантера. Свою первую пантеру, на портсигаре из оникса, она получила из рук возлюбленного в 1917-м, а два года спустя сама заказала у Картье несессер из кантонского лака с изображением дикой кошки. В начале 1920-х Туссен поступила на работу в семейную фирму: сперва возглавив департамент товаров из кожи, а потом и новое подразделение S (Silver) по производству доступных коллекций. Не прошло и десяти лет, как она стала креативным директором ателье Cartier на Rue de la Paix — редкий для того времени случай стремительной женской карьеры. Под ее артистическим началом созданы самые эмблематичные драгоценности: брошь Flamingo (1940 год) и брошь со скульптурной пантерой на сапфире (1949 год) — обе по заказу четы герцога и герцогини Виндзорских, колье с аметистами и бирюзой для Дэйзи Феллоуз (1953 год), колье Serpent для Марии Феликс (1968 год).
![Браслет-наручник, Cartier, 1939 год](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/71/756087196379710.jpg)
![Колье Hindu, Cartier, 1936 год](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/08/756087196495084.jpg)
![Брошь Panthère, созданная Cartier по заказу герцогини Виндзорской, 1948 год](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/95/756087196674953.jpg)
![Кольцо Boule, Cartier, 1964 год](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/53/756087196770530.jpg)
Сюзанн Бельперрон (1900–1983)
![Фото: пресс-служба](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/11/756087198902118.jpg)
Одна из самых талантливых и оригинальных ювелиров появилась на свет в Бургундии. Выпускница Школы изящных искусств Безансона, она переехала в Париж, где устроилась рисовальщицей эскизов в дом René Boivin (к тому моменту основатель фирмы Рене Буавен уже скончался — супруга покойного, Жанна Буавен, скрыла этот факт и приняла на себя управление компанией). Начиная c 1920 года в коллекции марки появляются украшения по дизайну Бельперрон. Ее стиль разительно отличался от господствовавшего в тот момент ар-деко смелыми формами и необычными материалами. Из горного хрусталя она вырезала выразительные завитки, сочетала в пределах одного кольца цитрин и сапфир, помещала рубин внутрь кварца. Еще полнее ее стиль раскрылся в компании Herz, для которой она создавала эксклюзивные вещи. «Мой стиль — это моя подпись», — говорила дизайнер. Она никогда не подписывала своих украшений и не держала магазина, принимая клиентов по предварительной договоренности в своем салоне на улице Шатоден. Сюда к ней приходили Жан Кокто, Эльза Скиапарелли, герцог и герцогиня Виндзорские (для последней Бельперрон создала знаменитый комплект из голубого халцедона с минимумом сапфиров и бриллиантов). После войны фирма получила название Herz-Belperron, и это тот редкий случай, когда имя женщины фигурировало на логотипе компании.
![Колье Leaves, Suzanne Belperron, 1930-е годы](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/43/756087199278436.jpg)
![Серьги, Suzanne Belperron, 1950-е годы](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/22/756087199349223.jpg)
![Кольцо Godrons, Suzanne Belperron, ок. 1940 года](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/61/756087199476618.jpg)
Габриель Шанель (1883–1971)
![Фото: Evening Standard/Hulton Archive/Getty Images](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/09/756087191279099.jpg)
«Я выбрала бриллианты потому, что они воплощают в себе величайшую ценность в самом малом объеме», — написала Коко Шанель в далеком 1932 году, предваряя показ своей первой и единственной ювелирной коллекции Bijoux de Diamants. В ней Великая Мадемуазель раз и навсегда запечатлела главные темы Chanel: кометы, звезды, перья, банты, бахрому. О той легендарной коллекции известно немного: по некоторым сведениям, в ней было 37 украшений из платины и бесцветных бриллиантов. Оригинальных эскизов не осталось, а из коллекции уцелела лишь брошь Comète в виде звезды. Зато история сохранила фотографии, а семь лет назад обнаружилась черно-белая кинохроника с той презентации. Уже этих свидетельств достаточно, чтобы понять, насколько новаторским и модным был подход Мадемуазель к ювелирному делу: она страстно хотела, чтобы ее вещи носили, причем разными способами. Поэтому на манекенах колье были надеты как диадемы, а броши приколоты на пояс или украшали прическу. Уже долгие годы личность и биография Шанель служат источником вдохновения для создателей всех без исключения коллекций Chanel Fine Jewelry.
![Фото с презентации коллекции Bijoux de Diamants, 1932 год](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/55/756087200350551.jpg)
![Колье Franges из коллекции Bijoux de diamants, созданной Шанель, 1932 год](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/49/756091782983495.jpg)
![Колье Comete из коллекции Bijoux de diamants, созданной Шанель, 1932 год](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/11/756091784217112.jpg)
![Приглашение на презентацию коллекции Bijoux de Diamants, 1932 год](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/30/756087200455301.jpg)
![Релиз коллекции Bijoux de Diamants, подписанный Габриэль Шанель, 1932 год](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/1/81/756087200583811.jpg)
![Фото с презентации коллекции Bijoux de Diamants, 1932 год](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/73/756091783753730.jpg)
![Подвеска The Icons of 1932, Chanel Fine Jewelry, 2020 год](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/00/756087200989002.jpg)
Рене Пюиссан (1896–1942)
![Фото: пресс-служба](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/56/756087201551564.jpg)
Дочь основателей дома Van Cleef & Arpels Альфреда Ван Клифа и Эстель Арпельс стала арт-директором семейной марки в 1926 году, после гибели мужа Эмиля Пюиссана. Ее близким творческим партнером стал талантливый иллюстратор и дизайнер Рене Сим Лаказ, который работал в Van Cleef & Arpels с 1922 года. Сама Рене не умела рисовать, но Лаказ подхватывал любую ее идею и воплощал на бумаге, а потом они вместе дорабатывали эскизы. Блестящий творческий дуэт просуществовал с 1926-го по 1939-й, ознаменовав собой самый плодотворный период в истории марки. За эти годы были созданы многие предметы, сформировавшие узнаваемый стиль ювелирного дома: брошь Panier Fleuri, браслеты Ludo, часы в виде замочка Cadenas. В это же время была придумана техника «невидимой закрепки» и минодьер. Жизнь Рене трагически оборвалась в Виши в 1942 году, во время фашистской оккупации.
![Эскиз броши Flower Bouquet, 1938 год](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/73/756087202122735.jpg)
![Эскиз украшения Flower Passe-Partout, 1938 год](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/41/756087202261412.jpg)
![Колье-трансформер Passe-Partout, Van Cleef & Arpels, 1939 год](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/0/14/756087202345140.jpg)
Эльза Перетти (род. 1940)
![Фото: пресс-служба](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/25/756087203844252.jpg)
Итальянка из богатой флорентийской семьи Эльза Перетти пришла в ювелирный дизайн через моду. В 1969 году (к тому моменту она уже была известной моделью и начинающим ювелиром) ее украшения использовал для своего модного показа Джорджо ди Сант-Анджело. Тогда же Эльза познакомилась с легендарным Роем Холстоном, который вскоре представил ее главе Tiffany & Co. Уолтеру Ховингу. Контракт был заключен мгновенно: пластичные органические формы ее украшений из серебра произвели фурор. Свой главный бестселлер — эргономичный браслет-кафф Bone — Эльза придумала в 1970-м. Лента из полированного серебра в деталях повторяла очертания женского запястья с выступающей косточкой. Дизайн браслета на правую и левую руку отличался, поэтому их приобретали парой и носили на обеих руках. «Стиль должен быть простым! — говорит Перетти. — А правильная форма существует вне времени». Неудивительно, что спустя полвека культовый браслет Bone перевыпущен в новых версиях: из меди с покрытием ярко-красного, синего и зеленого оттенков металлик, а также из серебра или желтого золота со вставками из жадеита и бирюзы.
![Браслеты Elsa Peretti Bone Cuff, Tiffany & Co., 2020 год](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/93/756091790594938.jpg)
![Браслеты Elsa Peretti Bone Cuff, Tiffany & Co., 2020 год](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/03/756087203143033.jpg)
![Браслеты Elsa Peretti Bone Cuff из серебра и меди с покрытием, Tiffany & Co., 2020 год](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/01/756091799359016.jpg)
![Браслеты Elsa Peretti Bone Cuff из серебра с вставками из черного и зеленого жадеита и бирюзы, Tiffany & Co., 2020 год](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/59/756091799582595.jpg)
![Браслеты Elsa Peretti Bone Cuff, Tiffany & Co., 2020 год](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/30/756087203230302.jpg)
![Реклама браслета Bone, Tiffany & Co., 1980-е годы](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/74/756091790860744.jpg)