Стиль
Герои Бельперрон, Туссен, Пюиссан и другие гранд-дамы ювелирного дела
Стиль
Герои Бельперрон, Туссен, Пюиссан и другие гранд-дамы ювелирного дела
Герои

Бельперрон, Туссен, Пюиссан и другие гранд-дамы ювелирного дела

Бельперрон, Туссен, Пюиссан и другие гранд-дамы ювелирного дела
Историю ювелирного искусства XX века творили не только знаменитые марки, но и нередко стоявшие за ними талантливейшие женщины-дизайнеры. Рассказываем о них подробнее

В 1917 году в Париже скончался Рене Буавен, основатель довольно известного в то время ювелирного дома René Boivin. Однако его супруга Жанна Буавен, старшая сестра именитого кутюрье Поля Пуаре, овдовев, не стала закрывать фирму и продавать имущество. Она скрыла факт смерти мужа и продолжила его дело под его же именем. Украшения René Boivin в разные годы создавали исключительно женщины: Сюзанн Бельперрон, Жюльетт Мутар, дочь Жанны Жермен Буавен. Их невероятный талант, фантазия и преданность ювелирному искусству позволили дому прожить долгую жизнь, вплоть до начала 1990-х. История знает немало случаев, когда в тени больших брендов стояли женщины, лишь немногие из них могли работать под своим именем.

Жанна Туссен (1887–1976)

Фото: пресс-служба

Имя этой женщины неразрывно связано с Cartier. Именно ей прославленный дом обязан своим главным символом в виде пятнистой хищницы. Любовь и муза Луи Картье, сильная, независимая, артистическая особа, Туссен и сама носила прозвище Пантера. Свою первую пантеру, на портсигаре из оникса, она получила из рук возлюбленного в 1917-м, а два года спустя сама заказала у Картье несессер из кантонского лака с изображением дикой кошки. В начале 1920-х Туссен поступила на работу в семейную фирму: сперва возглавив департамент товаров из кожи, а потом и новое подразделение S (Silver) по производству доступных коллекций. Не прошло и десяти лет, как она стала креативным директором ателье Cartier на Rue de la Paix — редкий для того времени случай стремительной женской карьеры. Под ее артистическим началом созданы самые эмблематичные драгоценности: брошь Flamingo (1940 год) и брошь со скульптурной пантерой на сапфире (1949 год) — обе по заказу четы герцога и герцогини Виндзорских, колье с аметистами и бирюзой для Дэйзи Феллоуз (1953 год), колье Serpent для Марии Феликс (1968 год).

Сюзанн Бельперрон (1900–1983)

Фото: пресс-служба

Одна из самых талантливых и оригинальных ювелиров появилась на свет в Бургундии. Выпускница Школы изящных искусств Безансона, она переехала в Париж, где устроилась рисовальщицей эскизов в дом René Boivin (к тому моменту основатель фирмы Рене Буавен уже скончался — супруга покойного, Жанна Буавен, скрыла этот факт и приняла на себя управление компанией). Начиная c 1920 года в коллекции марки появляются украшения по дизайну Бельперрон. Ее стиль разительно отличался от господствовавшего в тот момент ар-деко смелыми формами и необычными материалами. Из горного хрусталя она вырезала выразительные завитки, сочетала в пределах одного кольца цитрин и сапфир, помещала рубин внутрь кварца. Еще полнее ее стиль раскрылся в компании Herz, для которой она создавала эксклюзивные вещи. «Мой стиль — это моя подпись», — говорила дизайнер. Она никогда не подписывала своих украшений и не держала магазина, принимая клиентов по предварительной договоренности в своем салоне на улице Шатоден. Сюда к ней приходили Жан Кокто, Эльза Скиапарелли, герцог и герцогиня Виндзорские (для последней Бельперрон создала знаменитый комплект из голубого халцедона с минимумом сапфиров и бриллиантов). После войны фирма получила название Herz-Belperron, и это тот редкий случай, когда имя женщины фигурировало на логотипе компании.

Габриель Шанель (1883–1971)

Фото: Evening Standard/Hulton Archive/Getty Images

«Я выбрала бриллианты потому, что они воплощают в себе величайшую ценность в самом малом объеме», — написала Коко Шанель в далеком 1932 году, предваряя показ своей первой и единственной ювелирной коллекции Bijoux de Diamants. В ней Великая Мадемуазель раз и навсегда запечатлела главные темы Chanel: кометы, звезды, перья, банты, бахрому. О той легендарной коллекции известно немного: по некоторым сведениям, в ней было 37 украшений из платины и бесцветных бриллиантов. Оригинальных эскизов не осталось, а из коллекции уцелела лишь брошь Comète в виде звезды. Зато история сохранила фотографии, а семь лет назад обнаружилась черно-белая кинохроника с той презентации. Уже этих свидетельств достаточно, чтобы понять, насколько новаторским и модным был подход Мадемуазель к ювелирному делу: она страстно хотела, чтобы ее вещи носили, причем разными способами. Поэтому на манекенах колье были надеты как диадемы, а броши приколоты на пояс или украшали прическу. Уже долгие годы личность и биография Шанель служат источником вдохновения для создателей всех без исключения коллекций Chanel Fine Jewelry.

Рене Пюиссан (1896–1942)

Фото: пресс-служба

Дочь основателей дома Van Cleef & Arpels Альфреда Ван Клифа и Эстель Арпельс стала арт-директором семейной марки в 1926 году, после гибели мужа Эмиля Пюиссана. Ее близким творческим партнером стал талантливый иллюстратор и дизайнер Рене Сим Лаказ, который работал в Van Cleef & Arpels с 1922 года. Сама Рене не умела рисовать, но Лаказ подхватывал любую ее идею и воплощал на бумаге, а потом они вместе дорабатывали эскизы. Блестящий творческий дуэт просуществовал с 1926-го по 1939-й, ознаменовав собой самый плодотворный период в истории марки. За эти годы были созданы многие предметы, сформировавшие узнаваемый стиль ювелирного дома: брошь Panier Fleuri, браслеты Ludo, часы в виде замочка Cadenas. В это же время была придумана техника «невидимой закрепки» и минодьер. Жизнь Рене трагически оборвалась в Виши в 1942 году, во время фашистской оккупации.

Эльза Перетти (род. 1940)

Фото: пресс-служба

Итальянка из богатой флорентийской семьи Эльза Перетти пришла в ювелирный дизайн через моду. В 1969 году (к тому моменту она уже была известной моделью и начинающим ювелиром) ее украшения использовал для своего модного показа Джорджо ди Сант-Анджело. Тогда же Эльза познакомилась с легендарным Роем Холстоном, который вскоре представил ее главе Tiffany & Co. Уолтеру Ховингу. Контракт был заключен мгновенно: пластичные органические формы ее украшений из серебра произвели фурор. Свой главный бестселлер — эргономичный браслет-кафф Bone — Эльза придумала в 1970-м. Лента из полированного серебра в деталях повторяла очертания женского запястья с выступающей косточкой. Дизайн браслета на правую и левую руку отличался, поэтому их приобретали парой и носили на обеих руках. «Стиль должен быть простым! — говорит Перетти. — А правильная форма существует вне времени». Неудивительно, что спустя полвека культовый браслет Bone перевыпущен в новых версиях: из меди с покрытием ярко-красного, синего и зеленого оттенков металлик, а также из серебра или желтого золота со вставками из жадеита и бирюзы.

Директора по наследию — о винтажных драгоценностях в архивах брендов.