Основатель центра М.О.С.Т. — о ретро-автомобилях и машине Сергея Шнурова
Центр М.О.С.Т. — пожалуй, одно из самых необычных выставочных пространств, открывшееся в середине года неподалеку от парка Горького прямо под Крымским мостом. Рядом с Музеем пинбола здесь открылся Музей культовых автомобилей. Экспонаты самых разных эпох не только тщательно отреставрированы, но и максимально прокачаны. За рулем этих авто можно утроить неспешное ретро-ралли или порвать конкурентов на гоночном треке. Выставка как живой организм — экспонаты постоянно меняются, и в первую очередь потому, что все эти автомобили на ходу и активно эксплуатируются хозяевами. Помимо музея в центре М.О.С.Т. работают бар, тату-студия и барбершоп.
— Мне кажется, что все мальчишки в детстве переболели автомобилями, но у некоторых эта страсть сохранилась на всю жизнь. Вы явно из таких.
— Абсолютно точно отмечено. (Смеется.) В детстве я сильно заболел, и меня отправили в Венгрию в санаторий на лечение. И там, гуляя по городку, я наткнулся на стоящий на улице автомобиль — большой, черный, двухдверный. Мне тогда было лет 12, и я, конечно, не знал ни марки машины, ни модели. Но этот детский восторг от увиденной красоты отпечатался во мне на всю жизнь. Годы спустя наткнулся на эту модель в интернете. Это оказался Pontiac Firebird — культовый американский автомобиль 1980 года выпуска, который снимался в фильме «Смоки и Бандит 2» и во многих других. И снова в душе всколыхнулся детский восторг. Примерно семь лет назад я приобрел в Омске за сравнительно небольшие деньги старый Сhevrolet Сamaro, который случайно нашел по объявлению. Он был сделан на одной платформе с Pontiac, но это модель следующего поколения со съемной крышей. Машина была в чудовищном состоянии и требовала реставрации.
— И вы начали восстанавливать былую красоту?
— Понимаете, мне хотелось, чтобы этот автомобиль ездил так же круто, как он выглядел изначально. Проблема автомобилей тех лет в том, что они ездили не очень быстро, управляемость хромала, да и тормозили они неважно. Поэтому я сразу настроился, что этот проект будет связан не только с реставрацией, но и с технической доработкой характеристик.
— То есть с тем, что на языке ортодоксальных реставраторов именуется «колхоз»?
— Да, есть такое понятие. (Смеется.) Многое тогда делал сам — заказал запчасти в Америке, нашел людей, которые их оттуда привозили. В общем, потратил кучу времени, сил и средств, сменил пару мастерских и понял, что, к сожалению, никто не сможет сделать так хорошо, как я хочу. В результате я собрал команду и решил сделать мастерскую Big Boys’ Big Toys. Наш главный принцип — это активный отдых, то есть повседневная эксплуатация автомобиля и получение кайфа от процесса. А это не раз в месяц четверть мили на скорость прохватить и все (как в американских блокбастерах показывают). Кроме того, любому взрослому человеку необходима отдушина, некое увлечение, которое позволит ему реализовать свой творческий потенциал. Да и просто переключиться с семейных дел. (Смеется.)
— В таком случае надо было организовывать массы, начинать общественное движение и так далее. Выйти на федеральный уровень и устроить большую движуху — адреналина было бы выше крыши.
— Почти так и получилось. Мы организовали движение автомобильных фанатов и любителей старинных автомобилей Mad Buckets. Начали устраивать пробеги и гонки. В рекламу почти не вкладываемся, потому что большая часть расходов идет на организацию, безопасность, аренду треков. Но мы движемся вперед. В это время я начал ездить в Лас-Вегас на ежегодную тюнинг-выставку SEMA Show. И там мы познакомились с Максимом Боровковым, владельцем автомастерской с такой же идеологией. Взяли с ним на пару автомобиль, погоняли несколько дней по пустыне и окрестностям, потом взяли другой и еще погоняли. Отлично провели время. После этого решили, что надо делать в Москве музей. А тут так совпало, что друзья взяли в аренду помещение по соседству и предложили нам присоединиться. Мы с радостью ухватились за такую возможность — сделали ремонт, поставили свои автомобили и начали продумывать смену экспозиции. Ведь все наши «музейные» экспонаты — это автомобили, на которых ездят реальные люди, получающие от процесса огромное удовольствие.
— Я понимаю, что коллекционный ретро-автомобиль в классическом автомузее стоит космических денег. Насколько дешевле обходится вам реставрация развалины и доведение ее характеристик до нужного уровня?
— Вся прелесть нашей задумки в том, что кастомизация автомобилей подходит для любого бюджета. И при этом совершенно размываются социальные границы. В нашей мастерской с удовольствием общаются и простые автослесари, и долларовые миллионеры. Здесь все они забывают про статус и просто получают удовольствие. У нас большой штат, в основном это инженеры с высшим техническим образованием. Поэтому мы подходим к вопросу серьезно и никогда не начинаем отделку автомобиля, пока не закончим отладку «тележки» (подвеска, мотор, рулевое управление и т.д.). И после того как автомобиль проверен в пробеге, гонках на треке, мы начинаем наводить красоту, доводить до идеала салон. Да, это сложнее, чем восстановить по чертежам автомобиль таким, каким он был изначально. Но это наш путь! В кастомайзинге нашего типа огромные трудозатраты. Дело не только в железках, но и в том, что почти все делается вручную и контроль качества ведется на всех этапах. И каждый проект получается уникальным, у нас остается огромная стопка проектной документации. И этот самый «колхоз», как его часто пренебрежительно называют, на самом деле настоящее произведение искусства. Вы не можете просто пойти и купить такую машину, потому что это — unique piece.
— А что вы делаете с прогнившими кузовами? Ведь подвеска гораздо более прочная и ее восстановить легче.
— Если нет возможности приобрести оригинальные кузовные детали, то изготавливаем их по чертежам автопроизводителя в нашей мастерской. Что касается восстановления салона автомобиля, то в мире кастомайзинга принято ставить современное кресло и использовать современные детали салона. Я против такого подхода. Я хочу, чтобы машина, которую мы восстанавливаем, полностью передавала дух времени, в которое она создавалась. Поэтому мы по максимуму стараемся сохранять оригинальные салоны и возвращать их к первоначальному состоянию. Например, если в машине работают старый кондиционер и печка, то мы их восстановим, отрегулируем, но не будем менять на новые. Ведь такие оригинальные вещи дают тебе особый тактильный кайф. Поэтому даже когда ты стоишь в пробке, то получаешь удовольствие от автомобиля, а не думаешь, как бы скорее из него выбраться. Поэтому мы принципиально не ставим современные зеркала, а устанавливаем оригинальные, делаем их регулируемыми и обязательно с подогревом, потому что московской зимой незамерзшее зеркало заднего вида необходимо для вашей безопасности.
Еще один крайне важный, с моей точки зрения, момент. Есть автомобили, которые мы решаем не доводить до идеального состояния. Допустим, человек ездил на машине 30-40 лет подряд, что-то в ней сам доработал, и это выглядит настолько круто, что хочется все это сохранить. Иногда мы оставляем машину немного неидеальной, немного криво подкрашенной. И от этого она приобретает особый лоск! Машина с историей всегда цепляет.
— Сколько стоит входной билет в яркий мир кастомайзинга?
— Я люблю всем говорить, что есть выбор на любой кошелек. Но на самом деле это не совсем так. Минимум нужно иметь свободных 400-500 тыс. руб. Вы покупаете то, что мы называем «ведро» (например, от 150 тыс. руб.), и вам нужно будет потратить не меньше 300 тыс. руб., чтобы оно начало ездить. По моделям это могут быть Chevrolet Caprice или Ford Crown Victoria. Неплохой вариант для начала, чтобы получить удовольствие. Хороший исторический автомобиль, который сможет участвовать в ретро-ралли и будет котироваться среди коллекционеров, обойдется в 2,5-3 млн. руб. Интересные проекты, которыми мы обычно занимаемся, — это суперкары в костюме старой машины (стоят они соответствующе: на уровне 7-10 млн. руб.). Можно и 50-60 млн потратить, чтобы сделать себе фантастический Ford GT500. И важно помнить, что в России можно сделать или купить машину, скажем, за 3 млн руб. А в Америке примерно такая же будет стоить в 2-3 раза дороже. Недавно продавали Buick 1951 года выпуска в идеальном состоянии за 2,5 млн руб. В США вы такого просто не сможете найти.
Парадоксальная ситуация. Из-за того, что у нас нет нормального рынка исторических автомобилей, люди делают машину, потом покупают и делают следующую, а предыдущую продают дешевле. Потому что спрос есть, но все только начинает формироваться. И американские машины в России можно купить дешевле, чем в США.
Сейчас, к сожалению, действуют таможенные пошлины на ввоз: любой исторический автомобиль старше семи лет приравнивается к старью и облагается пошлиной в €5 за 1 куб. см объема двигателя. В результате машина, которую можно купить за $2 тыс., вложить в нее $5 тыс. и получить отличный аппарат, обойдется вам в несколько десятков тысяч долларов. Поэтому люди либо, скрепя сердце и кошелек, берут ту машину, о которой мечтали, либо находят что-то с советской историей и погружаются в кропотливейшую реставрацию на много лет. Есть еще вариант — купить что-то массовое, что ввозилось в 90-е годы: Chevrolet Caprice, Camaro и т.д. Этих моделей еще достаточно много, можно сделать неплохой проект. Сейчас мы стараемся продвинуть в правительство новый ГОСТ, который бы определял, что такое классическое транспортное средство и что такое ржавая помойка, которую пытаются дешево ввезти в Россию, и очень рассчитываем на снижение пошлин на ввоз исторических автомобилей в страну.
— Как жить коллекционеру в таких условиях?
— Крупный коллекционер — человек, который живет не в рамках своей юрисдикции, а в рамках глобальной истории. Такие люди обмениваются своими машинами и даже организуют инвестиционные портфели из коллекционных автомобилей. Но как только такая машина попадает в Россию, то конкурентное преимущество пропадает, так как максимально затрудняется пересечение ею границы. Поэтому серьезные коллекции в основном хранятся за рубежом. И владельцы летают туда, чтобы полюбоваться своими машинками. А в России полтора музея и три с половиной калеки. Эту ситуацию необходимо менять. Мы начали заниматься этим вопросом 3-4 года назад и медленно, но неуклонно движемся к светлому будущему. (Смеется.)
— Какими экспонатами музея вы готовы похвастаться?
— Фургон Chevrolet 1969 года выпуска. Чем он интересен? У него центральная моторная компоновка. Мотор, который в нем стоит, устанавливался в Chevrolet Camaro модификации ZL1. В этой машине пятилитровый карбюраторный двигатель мощностью 360 лошадей. Она оснащена механической коробкой передач и весит всего 1200 кг.
Ford Crown Victoria, так называемая машина шерифа, которую часто и глубоко тюнинговали, превращая в ракету на колесах. В музее представлены две Chevrolet Nova из фильма Квентина Тарантино «Доказательство смерти». Это отличная модель для кастомайзинга, полноценный заднеприводный автомобиль со штатным мотором в 2,8 л. У нее просто огромный моторный отсек, в который можно засунуть даже мотор от грузовика. И чтобы вы понимали, это максимально дешевый вариант, как в 90-е годы «восьмерка» для дворовых пацанов.
Драгстер — машина с системой впрыска закиси азота, которая предназначена только для гонок. В другом режиме она ездить не способна. Владелец приезжал к нам на гонки из Питера, вернулся домой, а машина пока осталась постоять. Это второй автомобиль каскадера Майка из фильма Тарантино. Она в идеальном заводском состоянии, с механической коробкой передач. Это та самая машина, которая олицетворяет собой массовые muscle car'ы. Типа спортивного купе для офисных работников, но очень брутальный вариант. И размером с современный удлиненный Range Rover. Огромная машина с огромным мотором — кайф неимоверный от нее. Но про расход топлива спрашивать не стоит. (Смеется.) В зависимости от манеры езды он колеблется от 30 до 50 л на 100 км. Правда, низкооктановый 92-й бензин несколько уменьшает дыру в кошельке.
А вот машина Сергея Шнурова, о чем он просит никому не рассказывать, кроме как посетителям. Chevrolet 1955 года. Кстати, она продается, так что можно купить при желании. Полный кастом. Если спуститься в ремонтную яму, то можно увидеть, что в ней установлена современная автоматическая коробка передач, дисковые тормоза. А внутри — современный салон с раздельными сиденьями вместо дивана. Даже навигация встроена. Под капотом мотор в 400 лошадок. Причем мастера использовали прием clean look — в моторном отсеке установлен только двигатель, а все остальное оборудование (аккумулятор, тормозной цилиндр) — на раме внизу. Да, красиво выглядит, но, по моему мнению, затрудняет обслуживание. При этом подвеска современная, поэтому ездить на такой машине — одно удовольствие.
У каждого автомобиля в музее свой яркий внешний вид и стиль. Многие говорят, мол, выглядит слишком ярко, «колхозно». Но если преодолеть барьер «что другие обо мне скажут», то перед вами открывается смысл кастом-культуры. Плевать, что думают другие, — я так хочу, мне так нравится! Главное, чтобы это был твой автомобиль и ты был с ним счастлив. Все остальное — ерунда.