Стиль
Герои Империя должна умереть: почему Джейми Оливер закрывает рестораны
Стиль
Герои Империя должна умереть: почему Джейми Оливер закрывает рестораны
Герои

Империя должна умереть: почему Джейми Оливер закрывает рестораны

Фото: Simon Dawson/Bloomberg via Getty Images
Самый узнаваемый шеф-повар, которого еще в 2010-х чествовали за прагматичный подход, постепенно теряет свой бизнес. Разбираемся, что пошло не так.

История Джейми Оливера всегда казалась милой сказкой про талантливого добряка, радеющего за здоровье людей и также честно зарабатывающего баснословные миллионы фунтов стерлингов. Будущий шеф-повар номер один (по крайней мере по узнаваемости) родился в поселке Клаверинг графства Эссекс в семье владельцев паба The Cricketers. Судьба мальчика была предопределена: с восьми лет Джейми сутками пропадал на кухне заведения, помогал родителям с выпечкой и рубил мясо. Масла в огонь подливали учителя, в один голос твердившие, что у ребенка решительно нет способностей ни к чему, кроме готовки, — Оливеру диагностировали дислексию (нарушение способности к овладению чтением и письмом при сохранении способности к обучению) и не стали искать к нему особый подход.

Мальчик, не способный самоутвердиться в учебе, вырос в мужчину, самоутверждающегося в профессии: за время, проведенное на кухне, Джейми так поднаторел, что впервые вышел на работу не каким-нибудь рядовым подмастерьем, а шеф-кондитером ресторана Neal Street итальянца Антонио Карлуччо — автора кулинарного бестселлера Pasta. В это же время начались два серьезных романа Оливера — с Италией и с телевидением: от Карлуччо повар перебрался в итальянский ресторан The River Café, куда, по счастливой случайности, заглянула съемочная группа BBC. В 1999-м розовощекий энерджайзер Оливер впервые вышел в эфир BBC с собственным шоу «Голый повар» — что-то вроде отечественного «Едим дома!» с Юлией Высоцкой. Шоу продержалось три сезона, а в 2002-м уже полноценная телезвезда придумал реалити Jamie's Kitchen, в котором обучал кулинарному искусству 15 малообеспеченных участников. Пятерка победителей в качестве приза трудоустраивалась в новый ресторан Оливера Fifteen. Параллельно с мельканием в телевизоре Джейми появился в рекламе британского супермаркета Sainsbury's, пополнившей кошелек повара на $12,8 млн за 10 лет.

Положительные качества самого медийного кулинара Европы приумножались быстрее слоев теста в лазанье. Джейми пролоббировал усовершенствование школьных обедов (Британское правительство выделило $280 млн на исключение фаст-фуда из детского рациона), а в 2015-м, подключившись к общей истерии насчет сахара, снял документалку «Сахарная лихорадка», в которой наглядно объяснил, к каким заболеваниям приводит злоупотребление сладким.

Оливер вообще прослыл непреклонным борцом с лишним весом (вспомнить хотя бы его наезд на «Макдоналдс», мол, людям такое есть нельзя) и с климатическими изменениями. На этом фронте, правда, случился казус: в конце 2018 года «зеленые» ополчились на повара за то, что он заключил пятимиллионный контракт с топливным гигантом Shell. С одной стороны, такую сделку с совестью можно понять: к тому моменту Оливер уже закрыл 12 из 37 ресторанов и лишился £20 млн. Но вернемся ненадолго в прошлое.

Империя Оливера

В 2012 году газета Independent написала восторженный текст о короле вкусной и здоровой пищи, помимо прочего подсчитав его состояние — £150 млн (110 из которых приходились на сеть Jamie's Italian, состоящую из 44 ресторанов) — и поместив его в топ «500 самых богатых людей Великобритании». В том году империя Jamie Oliver Holdings, помимо итальянских заведений, пополнилась тремя Fifteen, одним Barbecoa, двумя Union Jack, двумя Recipease, кулинарными школами, кейтерингом Fabulous Feasts, продакшен-студией и издательством, печатавшим книги и журнал Jamie. Годовой доход холдинга по разным подсчетам достигал £30 млн, в нем трудилось 6400 сотрудников, а каждый новый ресторан обходился Оливеру в смешные £2 млн. Автор текста восхищенно подчеркивала, что еженедельно у Джейми завтракают, обедают и ужинают 100 тыс. довольных посетителей, а суммарные продажи книг уступают только «поттериане».        

Джейми Оливер
Джейми Оливер

Вплоть до 2018-го «голый шеф» подтверждал свое финансовое первенство и словом, и делом. Например, в 2015-м оборот Jamie’s Italian вырос на 9%, до $149,5 млн, а общая выручка империи поднялась до $203 млн. Но это оказалось лишь румяной корочкой пирога с сырой начинкой: в 2014-м Оливер краснел перед СанПиНом за просроченное мясо, плесень и мышиный помет на кухне ресторана Barbecoa на Пикадилли, в 2015-м закрыл все кулинарии Recipease, в 2017-м — шесть ресторанов сети Jamie's Italian и кулинарный журнал, а в 2018-м избавился еще от 12 ресторанов и набрал долгов на £71,5 млн.

Фото: Leon Neal/Getty Images

И вот теперь из 25 оставшихся ресторанов Оливер вынужден закрыть 22, оставив на улице 1 тыс. работников. При этом повар искренне пожимает плечами, отвечая на вопрос, как это случилось: «Я благодарен всем, кто переживает за меня, — приводит слова кулинара The Guardian. — Мы открыли Jamie’s Italian в 2008-м с целью приучить англичан к качественной средиземноморской кухне с вменяемым ценником. Мы работали с самыми высококачественными продуктами, я собрал лучшую команду, полностью разделяющую страсть к хорошей еде и безукоризненному обслуживанию. У меня все получилось». Оказалось, не все. Эксперты приходят к выводу о том, что Джейми сам вырыл себе яму, не сумев вовремя остановиться и решив брать количеством. Имя Оливера, еще семь лет назад служившее знаком качества, превратилось в печать ширпотреба. Аудиторская компания KPMG, под управление которой были переданы 25 заведений, найдет новых владельцев для трех оставшихся, включая Jamie's Diner в аэропорту Гатвик. Рестораны за пределами Великобритании, работающие по франшизе, останутся целы и невредимы.

Из чего состоит империя Джейми Оливера

Jamie Oliver Holdings

Подразделение, отвечающее за медиаактивность Оливера, выпускающее книги, журнал Jamie и ТВ-программы. В 2017-м книга «5 ингредиентов: Быстрая и простая еда» была продана миллионным тиражом только в Великобритании.

Jamie Oliver Restaurant Group

Подразделение, сформированное в конце 2017-го, должно было объединить Jamie’s Italian, Fifteen, Barbecoa, но потеряло 18 ресторанов за два года.

Jamie Oliver Licensing

Подразделение, помогающее Оливеру вести сотрудничество с крупными брендами техники типа Tefal и Hotpoint.