«Божественная комедия»: каким получился альбом Канье Уэста «Donda»
На протяжении всей промокампании «Donda» Канье Уэст скрывал себя от слушателей. За три презентации он не проронил ни слова, а во время первых двух не снимал с себя маски Maison Margiela и массивных курток, напоминая робота-куклу. Последний год был для Канье кризисным: он пережил обострение биполярного расстройства, расстался с Ким Кардашьян и вернулся к размышлениям об утрате мамы, которая скончалась в 2007-м. В тот момент Уэста тоже покинула невеста (Алексис Фифер), и он остался в полном одиночестве, пережив душевное потрясение. Тогда Канье написал альбом «808s & Heartbreak», где погрузился в апатию, прикрыв душевную пустоту автотюном и строгими драм-машинами.
Новый кризис вернул отрешенность Канье, а сам артист вновь столкнулся с гештальтом потери, который решил закрыть с помощью пластинки, названной в честь мамы.
Сырая версия альбома была спонтанно презентована 23 июля в Атланте, но уже тогда было ясно, что проект не выйдет вовремя. Для завершения работы над релизом Канье арендовал помещения прямо на стадионе Mercedes-Benz, куда в течение нескольких недель подготовки съезжались артисты от Jay-Z до The Weeknd. С каждым новым «представлением» Уэст делился очередными правками — от измененного трек-листа до новых гостевых куплетов. До последнего момента оставалось загадкой, какие треки попадут в финальную версию альбома. Изменения вызывали восторг и негодование, а многие рокировки так и остались маркетинговым ходом, чтобы оживить обсуждение релиза в инфополе.
Для Канье собирать альбомы во время выхода — отдельная традиция. На «The Life of Pablo» 2016 года он не стеснялся урезать песни, обновлять миксы и вставлять новые строчки после релиза. Весь процесс создания был запечатлен слушателями, на чьих глазах студийные заготовки превращались в монументальный хип-хоп-альбом. Пристальное наблюдение зрителя стало частью работы.
Перформансы «Donda», казавшиеся жертвой перфекционизма и сумбурных решений Уэста, в итоге сложились в единый концепт. На закрытом прослушивании в церкви он «отпевал» маму, а на первом шоу в Mercedes-Benz ходил по пустому полю, повторяя кадры из аниме Akira — так выглядит ментальный ад, в который попал Канье после смерти близкого человека. За последующие ивенты отвечал Демна Гвасалия (Vetements, Balenciaga). Во время второй презентации в Атланте Уэст надел боевые доспехи и превратился в бога войны, собирающего армию союзников, чтобы затем вместо сражения вознестись к небесам на поиски Донды. Во время третьего шоу Канье совершил ритуал: после очередной встречи с Богом он сжег дом Донды и тем самым отпустил ее. В конце выступления Канье впервые показал лицо и встретил Ким Кардашьян в свадебном платье. Решив внутренний конфликт, он готов восстановить отношения с любимой женщиной и миром.
«Donda», посвященный принятию, показывает воссоединение Йе с утерянными друзьями. «The Jail», открывающий альбом после короткого вступления, обозначил примирение Канье и Jay-Z — вечного тандема, прошедшего через победы и поражения, ссоры и извинения. Спустя годы Джей возвращается к «младшему брату» и выступает наставником, обещая покойной маме, что проследит за Йе. Этот куплет задает тон всему альбому, на протяжении которого десятки музыкантов присоединяются к Канье, чтобы поддержать его в трудную минуту.
Путь терзаний Уэста длился 14 лет, поэтому вместо фокуса на конкретном звучании в «Donda» он переосмысляет почти всю свою дискографию, что позволяет ему достичь жанрового разнообразия «The Life Of Pablo». Несмотря на религиозные настроения, ставшие фундаментом релиза, Канье отходит от молитвенной чистоты «Jesus Is King» и принимает свое несовершенство. В песнях он обижается на Ким, страдает от суицидальных мыслей, гневается на предателей, задевает Дрейка и, конечно, с горечью вспоминает Донду. Но даже в такие моменты вера остается с ним, поэтому агрессивные трэп-трещетки («Praise God») соседствуют с жизнеутверждающим госпелом («Heaven and Hell»), а танцевальные хиты («New Again») с 9-минутными откровениями («Jesus Lord»).
Артист вновь столкнулся с гештальтом потери, который решил закрыть с помощью пластинки, названной в честь мамы.
Обилие личных тем не делает Канье солистом. Большую часть проекта занимает окружение музыканта, причем как преданные друзья, так и подающие надежды рэперы «с улицы», которые на время подбирают груз с плеч Йе и поддерживают его ношу. Уэст известен умением находить таланты и скрещивать их — для создания альбома «My Beautiful Dark Twisted Fantasy» он арендовал целый отель на Гавайях, где круглосуточно в импровизированных студиях велась работа над новым материалом. С таким подходом Йе взрастил немало звезд, однако подопечные последних лет (Ant Clemons, 070 Shake) не смогли завоевать коммерческого успеха. На «Donda» же большинство протеже — уже сформировавшиеся артисты с большой аудиторией. Кузен Кендрика Ламара Baby Keem зачитывает один из лучших рэп-куплетов в 2021 году на «Praise God», опиумный вампир Playboi Carti плюется в микрофон на «Off The Grid», Don Toliver отправляется в космос вместе с Kid Cudi на «Moon». Присутствие противоречивых персонажей вроде отмененных Мэрилина Мэнсона и DaBaby или антидуховного Carti превращает Уэста в пастора, готового принять любого в свой монастырь вне зависимости от мировоззрения и творческого подхода.
Канье Уэст определил звучание музыки 2010-х, но даже после девяти альбомов сохраняет статус визионера, голодного до открытий. Ажиотаж вокруг «Donda» вернул событийность в мир музыки, потерявшей счет новинок из-за скоротечности стримингов. Пользуясь хип-хопом как главным языком современной массовой культуры, Канье на глазах всего мира пишет свою «Божественную комедию», доступную каждому в прямом эфире. В 44 года он обыгрывает музыкальные тренды лучше многих новичков, претворяя их в нечто большее, чем просто популярный звук в TikTok. «Donda» совмещает духовность церквей, пафос модных домов, братский кодекс улиц и безмерную любовь к миру, который тебя отверг. И все ради того, чтобы вселить веру в тех, кто мог опустить руки так же, как Канье в 2007-м.