Стиль
Жизнь Антон Уткин — о том, как найти свое счастье, занимаясь чем-то эфемерным
Стиль
Жизнь Антон Уткин — о том, как найти свое счастье, занимаясь чем-то эфемерным
Жизнь

Антон Уткин — о том, как найти свое счастье, занимаясь чем-то эфемерным

Фото: Виктория Шибаева
Режиссер, сценарист и колумнист «РБК Стиль» разбирается, что такое личный бренд и почему порой горящие глаза гораздо важнее всех правил
Антон Уткин — о том, как найти свое счастье, занимаясь чем-то эфемерным

Антон Уткин, режиссер, сценарист, публицист

Этот текст — совсем не пособие по достижению «успешного успеха» и построению «личного бренда». В конце концов, про это есть миллион учебников и курсов. Другое дело, что миллиона историй успеха после этих пособий как будто бы не случается. То есть это сложно? Да, это очень сложно. Особенно для творческого человека — траекторий движения много, очертания профессий и занятий очень размытые, ситуация с проектами шаткая, вечнозеленый вопрос «где там деньги?» всегда висит дамокловым мечом, и так далее, и тому подобное. Правда жизни такова, что всем и всегда нужен фуллстек разработчик, но далеко не все хотят этим разработчиком быть. Как найти свое счастье, занимаясь чем-то эфемерным и как будто бы плохо продаваемым? Давайте попробуем вместе помедитировать на тему — в особенности если то, что вы умеете и любите, едва ли укладывается в резюме.

С резюме, кстати, любопытная история — способность уложить свою жизнь в успешное резюме это, как будто, обратная функция от личного бренда. Резюме помогает вам попасть в ящички, коробочки и ожидания HR-менеджеров, и делает вас универсально продаваемым человеком, хорошо попадающим в шаблоны. И ничего плохого в этом нет — такой карьерный путь про уверенность и стабильность. «Личный бренд», напротив, раскрывает вас как уникального и особенного специалиста, которого, правда, нужно совершенно отдельным образом продавать, а это очень непросто. Исключением в этой формуле становятся rock stars, звезды, но у звезды в большинстве случаев нет большой проблемы выбирать — идти на очень комфортных условиях в найм или же растить собственное имя или бизнес. Но как выбрать, какой вариант ваш, а главное, чем же заняться?

Как найти свое счастье, занимаясь чем-то эфемерным и как будто бы плохо продаваемым?

Во-первых, начать можно с прояснения того, что в современной психологической науке называется истинными потребностями — проще говоря, к чему душа лежит. Это всегда непростой разговор, потому что ему мешают обязанности и давящая ответственность: «Но у меня четверо детей, ипотека, больные родители, жена-домохозяйка, и еще мама всегда хотела, чтобы я был юристом». Этот непростой разговор тянет даже не на отдельный материал, а на серию практических книг. Но если с его ограничивающими частями вы все же справились, то дальнейшее погружение в себя можно делать или самостоятельно, путем проб и ошибок перебирая увлечения, или вместе со специалистом. Коуч, психолог, старший товарищ в той профессии, которая вас манит, — кто угодно, лишь бы они помогли вам по-настоящему соприкоснуться с вашими желаниями, которые могут оказаться глубоко закопанными под чужими надеждами, модой, хайпом и так далее. Перебирать варианты самому в режиме «драмкружок, кружок по фото» тоже действенный способ, особенно если у вас много времени, энергии и денег, и вы молоды.

Во-вторых, капля камень точит — невозможно стать хорошим сценаристом или врачом за год, а уникальным специалистом можно не стать и за пять. В этом месте я обычно рассказываю историю про девушку, которая однажды начинает вязать синих зайцев, потому что чувствует, что это «ее». Первый год на нее никто не обращает внимания, на второй год друзья над ней смеются, на третий год они же ей сочувствуют, через пять лет у нее первая персональная выставка, а через десять лет она дает интервью большому бизнес-изданию, потому что она — главный эксперт планеты по вязаным синим зайцам. Парадоксально, что в этом моменте мы, как правило, ограничены собственной фантазией — например, выпускница Британки Дарья Федорова больше известна как «ДашаПлесень», потому что много лет выращивает микроорганизмы, и да, персональные выставки у нее тоже есть.

Фото: Дарья Федорова / DashaPlesen

И поэтому, в-третьих, стоит хорошо взвешивать свою специфичность. Синие зайцы кому-то нужны, но не каждый день — и, пока вы не звезда заметного масштаба, свести концы с концами будет непросто. Но можно выбрать и менее точный «ящичек» — именно так несколько лет назад я со своим постоянным соавтором Натой нащупал нишу интерактивного кино, которым занимается хорошо если пара дюжин людей на планете. Мы сделали несколько интерактивных кинопроектов и написали про это учебник (тоже, кстати, хороший способ!) — и теперь два-три раз в год нас редко, но метко находят интересные люди с не менее интересными проектами, причем именно потому, что у нас такая вот своеобразная репутация.

В-четвертых, к успеху стоит быть готовым. Мне всегда было любопытно, как люди становятся звездами, поэтому я много раз разговаривал об этом с известными актерами и актрисами российского кино, пока снимал их в своих проектах. Все до одного рассказывали, что, конечно же, нужна удача — чтобы звезды сошлись (pun intended), и«тот самый» проект, который впоследствии станет удачным и громким, совпал с отличной ролью. Чем занимались будущие звезды до этого проекта мечты (который может никогда в отдельной карьере не случиться — это тоже нужно понимать)? Очень, очень много и упорно работали. И когда та самая роль случалась, они были к ней на сто процентов готовы.

В-пятых, вместе веселее — я почти всегда работаю с соавторами или в команде. Моя кудрявая подруга Саша Шевелева, из журналистки ставшая совладелицей сети салонов для кудрявых «Так и ходи», соглашается: в одиночку все сделать невозможно, поэтому у нее партнерский бизнес, а будущего партнера она нашла, сделав ей стрижку. Но как лучше: стать лицом своей компании и ее именем, или оставаться в тени серым кардиналом? Кажется, это тоже дело вкуса. Саша делится, что выбрала срединный путь: «у меня есть репутация и личный бренд, но я не готова делать из своей личной жизни реалити-шоу». Другой важный, если не важнейший момент, который отмечает Саша, — это умение делегировать. Именно на этом пункте многие талантливые одиночки замирают, не превращая свое дело в масштабируемый бизнес.

Окей, если все очевидно, то почему же так плохо работают пособия по достижению «успешного успеха»? Думаю, что тут как с похудением: в подавляющем большинстве случаев никакие диеты вдолгую не работают, а те немногие из нас, кто смог добиться постоянных изменений, меняли в первую очередь свои привычки, что сделать очень и очень непросто, — как человек, который однажды похудел почти на 30 кг, а потом на много лет зафиксировал свой вес, я могу говорить об этом с горькой уверенностью. Хорошо, а как поменять свои привычки по поводу того, чем вы занимаетесь или хотите заниматься?

Фото: Дарья Федорова / DashaPlesen

И здесь мы возвращаемся к началу: мой десятилетний опыт преподавания и карьерного консультирования студентов показывает, что главное — найти то, от чего вы будете гореть по 16 часов в сутки (с обязательными паузами на сон), и то, ради чего вы будете готовы постепенно переучить себя и радикально развернуть свою жизнь. Про свое необычное увлечение плесенью, ставшее узнаваемым «личным брендом», Даша Федорова рассказывает с большим энтузиазмом — она точно нашла себя, и, разговаривая с Дашей, я буквально чувствую, как внутренний огонь провел ее через сомнения и неудачи, а их было немало.

Открыть в себе этот внутренний огонь истинных потребностей и живой любознательности к жизни мне кажется важнее, чем инвестиции в любые знания и «скиллы». Он проведет вас через неизбежно возникающие сомнения и удушающий синдром самозванца и поможет, когда руки будут опускаться. Ну, а если вас будут поддерживать те, кто разделит этот огонь — друзья, близкие, партнеры по бизнесу, — счастливым билетиком могут стать и вязаные синие зайцы, и плесень в чашке Петри. Лишь бы ваша мечта зажигала вас.