Стиль
Впечатления Каким получился фестиваль искусств «Дягилев P.S.»
Стиль
Впечатления Каким получился фестиваль искусств «Дягилев P.S.»
Впечатления

Каким получился фестиваль искусств «Дягилев P.S.»

Вечер современной хореографии «Танцуем для Дягилева»
Вечер современной хореографии «Танцуем для Дягилева»
Фестиваль искусств «Дягилев P.S.» провел свой 15-й сезон. Привнося заветы Сергея Дягилева в мир уже нового века, он продолжает жить по правилам своего вдохновителя, которые отражаются не только в программе, но и в самом фестивальном дыхании

На этот раз одним из главных мотивов стало 150-летие Всеволода Мейерхольда. С ним Дягилев, все время кипятившийся, по собственным словам, о постановках будущего сезона, собирался поработать в Париже, о чем писал в 1928 году Сергею Лифарю. Грандиозным планам сбыться не случилось, «Ревизор» приехал во Францию позже и при других обстоятельствах, о которых, как и о творческой и личной судьбе мастера, ведет речь большая выставка «Казус Мейерхольда, или «Ревизора» хочется всегда» в Музее театрального и музыкального искусства (открыта до апреля 2025 года).

Поделенная на три зала-главы, она рассказывает о строительстве Государственного театра имени Мейерхольда, которому тоже не суждено было завершиться, о связности замыслов художественно-архитектурных с замыслами театральными и посвященных как раз гоголевской комедии мозаиках. Они восстановлены и представлены на выставке впервые, что в каком-то смысле знаменует прямую соединенность экспозиции с мечтами и надеждами: Мейерхольд собирался украсить мозаиками угловую и акцентную «творческую башню» своего театра, в которой планировал сливать в едином порыве мастерских режиссерскую, композиторскую и художественную мысль. Не обходится «Казус Мейерхольда» и без заключительной главы жизни ее героя, самой лаконичной и самой трагичной, соединенной с историей всей страны, а вместе с тем — прямо или косвенно — с судьбами многих, принимавших решение вернуться с гастролей или нет, уехать из Петербурга или остаться.

Сергей Дягилев никогда не отделял хореографию от музыки, декораций и костюмов, которые имели для него такую же значимость, как танец. Ничего не существовало в отрыве от другого, ни в мыслях, ни на сцене, а, напротив, создавало общий ритм, через призму и неразрывность которого воспринимались постановки «Русских сезонов». Синтез искусств всегда был своеобразной «вотермаркой» Дягилева и его единомышленников, что, помимо творческих успехов и удач, влекло за собой гораздо более тесную (а значит, временами, и более сложную) работу композиторов, хореографов, танцовщиков и художников.

Перекидывая мостик от прошлого к настоящему, фестиваль собрал на паблик-ток «Современные хореографы и современные композиторы» авторов сегодняшнего дня, среди которых, к примеру, оказались Настасья Хрущева, Ольга Цветкова, Николай Попов, Владимир Горлинский, Ксения Тернавская, Максим Петров и Дмитрий Мазуров. Разговором, прошедшим оживленно и не без дискуссий, сам Сергей Павлович наверняка остался бы доволен. Вывод в процессе обсуждений был сделан довольно стремительно: универсального рецепта нет, каждый новый опыт сотворчества композиторов и хореографов строится, в том числе, и на резолюциях, сделанных в прошлом, в процессе работы над предыдущими постановками.

Паблик-ток «Современные хореографы и современные композиторы»
Паблик-ток «Современные хореографы и современные композиторы»

Фраза, обращенная однажды Дягилевым к Жану Кокто — «Удиви меня!», давно стала крылатой. Отлично подходившая к образу импресарио, она кажется логичной и в соединении с «Дягилев P.S.», окутывая своим «удивительным» флером фестивальные контексты. Например, дягилевскими оттенками смыслов наполнился гранд-отель «Мойка 22», в чайной гостиной которого в фестивальные месяцы можно было отложить телефон подальше, придвинув поближе к себе книги (посвященные, разумеется, фигуре Сергея Павловича). Впрочем, умение впечатлять не носит здесь временный характер, а имеет постоянное свойство. Об этом, как никто, знает и швейцар Игорь, из кармана которого всегда готов появиться предназначенный гостям сюрприз.

Свою новую главу «Дягилев P.S.» начнет уже в феврале премьерой спектакля «Две Анны» на сцене Большого драматического театра имени Товстоногова. В нем в декорациях Марии Трегубовой хореография Юрия Посохова соединится с музыкой Сезара Франка, а Павла Глухова — с новым сочинением Ильи Демуцкого. За костюмы, рассказывающие историю «двух Анн», отвечает Светлана Тегин. Кажется, что вновь все элементы спектакля по-настоящему соединятся, как и завещал своим творческим наследием Дягилев.

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»