«Садовая лопатка»: о чем говорит новая скульптура перед «ГЭС-2»

Произведение швейцарского скульптора Урса Фишера «Большая глина № 4» отметило спуск к Водоотводному каналу 15 августа 2021 года, еще за несколько месяцев до открытия Дома культуры ГЭС-2, и мало кого оставило равнодушным. Форма, представляющая акт созидания и творчества, рождала у публики разные ассоциации и интерпретации — от сдержанных до самых радикальных. Заранее было объявлено, что «Глина» на этом месте не навсегда, что будет ротация объектов. Но скульптура задержалась у Дома культуры на четыре года и в сознании москвичей успела стать частью города.
Когда 28 июля начался демонтаж скульптуры, мнения разделились вновь: кто-то злорадствовал, многие же не хотели прощаться. Однако объект Москву не покинул: 13-метровая «Большая глина № 4» из алюминия теперь установлена в парке у здания «Новотек» на Ленинском проспекте.
Что заменит скульптуру Фишера — художественная общественность гадала несколько месяцев. Некоторые даже пытались заключить разные пари.
Группа «Синие носы» (Александр Шабуров с соратником Вячеславом Мизиным) пришла на освободившееся от демонтированной «Глины» место и сфотографировалась там, назвав акцию «Прогулками по городу» как антипод акциям «Прогулки за город» группы «Коллективные действия».
Александр Петрелли не заставил себя ждать и оперативно устроил выставку фотографий акции под названием «Вместо Глины» в своей галерее «Пальто» на недавней ярмарке Cosmoscow. Спонтанный флэшмоб «Привет Синим носам. Я/мы — Большая глина» провели на том же месте поэт Андрей Родионов, художник Ирина Корина и драматург Екатерина Троепольская.
Но «ГЭС-2» все продолжал сохранять интригу. И вот октябрьским утром на постамент водрузили «Садовую лопатку» авторства творческой четы, американского скульптора, шведа по происхождению, Класа Олденбурга и его супруги искусствоведа, голландки Косье ван Брюгген.


«Лопатка» — во много раз увеличенный садовый инвентарь, произведение 2001 года. Семиметровая работа весом в тонну уже выставлялась в 2002 году в Нью-Йорке на крыше Метрополитен-музея. До Болотной набережной ее видели в Катаре, Португалии и Нидерландах. Существует четыре версии «Лопатки», в том числе ярко-синяя. В Москве представлена красная вариация работы.
Клас Олденбург познакомился с Косье ван Брюгген в Амстердаме в 1971 году. Искусствовед готовила большую ретроспективу тогда уже знаменитого поп-артиста в Городском музее, куратором которого она была. В 1977 они поженились и стали работать вместе. Совместная творческая практика, не правда ли, рифмуется с практикой семьи Кабаковых?
Ольденбург и ван Брюгген стали авторами скульптур — гигантского рожка мороженого, бельевой прищепки, английской булавки, воланчика для бадминтона, установленных в открытых пространствах. Художники ухватили тренд: урбанистический пейзаж явно нуждался в ярких пятнах. «Мы хотим общаться в публикой, но на наших собственных условиях...», — смело, но не без юмора утверждали Ольденбург и ван Брюгген.




В эти условия входила, к примеру, гигантская «Ложка и вишня» из нержавейки и алюминия в парке скульптур Миннеаполиса, 31-метровая бейсбольная бита из металлической решетки — в Чикаго, огромный бинокль, украсивший фасад здания авторства Фрэнка Гери в Санта-Монике, огрызок яблока с ярко-розовой кожурой — в парке Кентукки и в Иерусалиме.
Косье ван Брюгген, преподававшая в Гарвардской школе дизайна, ушла в 2009 году. Супруг, переживший ее на 13 лет, в Филадельфии установил «Факел из краски» (2011). Кисть, наклоненная над мостовой, явно символизировала мысль «жизнь коротка — искусство вечно». Столь же простая, ясно сформулированная идея заложена и в «Садовой лопатке». Слово cultura буквально означает «возделывание, обработка земли», а созидательный труд есть способ найти гармонию, столь необходимую в меняющимся мире.









