Краткий гид по современной поэзии: имена, книги, курсы
Актуальной поэзией принято называть стихи, которые неразрывно связаны с сегодняшним днем, написаны «от века» нынешнего, а не в подражание веку минувшему. Современный поэт может, как Пушкин или Есенин, говорить о любви или весне, но смотрит он на любовь и весну иначе — из мира, в котором существуют интернет, социальные сети, искусственный интеллект, думскроллинг и дейтинговые приложения. Не всегда актуальный поэт ищет новые темы, но он пытается найти им иное выражение при помощи средств, которые были недоступны поэтам прошлых веков.
Поэзия до сих пор не лишена сакральности, но с изобретением интернета оказалось сложнее отличать «хорошее» стихотворение от «плохого», элитарное от массового, а границы между «творцом» и «публикой» оказались размыты. Направлений в актуальной поэзии — десятки, имен — тысячи, но мы попробуем выделить главное.
Какие направления есть в современной поэзии
Популярная сетевая поэзия
Поэзия, возникшая в «Живом журнале» в начале нулевых, в 2020-х перекочевала в новые социальные сети. Многим из них удалось обзавестись внушительной аудиторией — так, на паблик поэтессы Стефании Даниловой, известной во многом благодаря поэтическим ток-шоу «Вечерние стихи», «Бабушка Пушкина», «СуперСтихи» на «ТНТ Music» и «Идеалогика», подписаны больше 40 тыс. пользователей «ВКонтакте». Некоторые критики называют Данилову продолжательницей традиции шестидесятников, эстрадников, которые выступали на стадионах. У одной из «самых популярных современных русских поэтов» (так написано на ее страничке во «ВКонтакте») Ах Астаховой — больше 500 тыс. подписчиков. Тематический диапазон чрезвычайно широк: любовь, потери, поиск себя, счастья, свободы, внутренний мир, путешествия и природа:
А у сетевой дивы Солы Моновой аудитория в социальных сетях составляет несколько миллионов человек. Сама она определяет свое творчество как «саркастические стихи о любви, семье, моде, «успешном успехе» и немного лирики на десерт». Или более лаконично — «поэтические антидепрессанты». Сола Монова выступает с квартирниками не только в России, но и за рубежом: например, 17 ноября ее можно будет услышать в известном среди русского комьюнити Дубая заведении Chalet BEREZKA. В этом месте логично процитировать отрывок стихотворения Моновой «песенка про Дубай»:
Литературные критики и исследователи поэзии упоминают «сетевых поэтесс» чаще всего для того, чтобы противопоставить их поэтам «настоящим», профессиональным, а журналисты пишут ироничные репортажи после вечеров «сетевой поэзии». Поэт и критик Лев Оборин о стихах популярных поэтесс высказывается категорично: «Это не то что вторичная, а третичная поэзия, полная дешевого мелодраматизма и не имеющая понятия о стилистике. Обратите внимание, что почти все комментаторы пишут, что Астахова выразила «прямо их чувства». Она не удивляет своих поклонников, а подтверждает то, что им уже знакомо».
Ах Астахову и Солу Монову сравнивают уже даже не с эстрадниками, а с Эдуардом Асадовым, творчество которого называли «рифмованными прописями» для неискушенных читателей.
Это не то что вторичная, а третичная поэзия, полная дешевого мелодраматизма и не имеющая понятия о стилистике.
Как бы ни были тому резистентны критики и литературоведы, благодаря интернету современная поэзия десакрализируется и демократизируется. Массово открываются поэтические клубы, устраиваются литературные чтения со свободным входом. Например, проект «3.6.9.» с подзаголовком «концептуальная серия нетривиальных поэтических вечеров» называет своей миссией «культурную консолидацию русскоговорящих людей на планете». Концепция вечера такова: звучат музыкальные композиции и стихи, а художники презентуют свои работы (три композиции, шесть поэтов, девять картин).
Популярная сетевая поэзия начала попадать и в светскую хронику — так, журналист Алексей Зимин устраивает литературные стендапы, где на террасе московских ресторанов декламирует собственные стихи. У проекта Зимина есть даже личный мерч — лонгсливы со строками из стихотворений: «Где разведенка — там прицеп», «Быть нам с тобой — как неизбежность».
Ф-письмо
Фемпоэзией (феминистская поэзия, она же — феминистское письмо) принято называть стихи, написанные от лица женщин и отражающие феминистские идеи. Стихотворение, которое можно причислить к фемпоэзии, отличается от стихотворения, просто написанного женщиной, тем, что в феминистском письме затрагиваются вопросы гендерной и сексуальной идентичности, женских прав, присутствует рефлексия о языке, переосмысление авторитетов и традиций. Вот как с этими темами работает писательница и поэтесса Оксана Васякина:
(отрывок из сборника «Ветер ярости», 2019)
Сборник Лиды Юсуповой «Приговоры» (2020) называют первопроходцем в феминистском дискурсе о насилии — поэтесса, по словам критика Ильи Кукулина, «создает из языка бюрократических повторов новый поэтический язык»:
Деколониальная поэзия
Нередко фемписьмо находится в тесной связи с письмом деколониальным — то есть созданным представителями и представительницами этнических меньшинств. Задача деколониальной поэзии, как утверждает поэтесса Егана Джаббарова («Руки женщин моей семьи были не для письма», «Дуа за неверного»), не только «констатировать факт травмы, но и преодолеть его, предлагая читателю новый мир, реконструирующий действительность по иным законам». Вот как это воплощается в ее текстах:
Егана Джаббарова, цикл «Люди без вещей»
Социальная поэзия, или новая гражданская лирика
С начала 2010-х годов русскоязычная поэзия стала политизированной, некоторые поэты и поэтессы, отталкиваясь от лозунга «личное — это политическое», искали собственную идентичность и формировали самопрезентацию, изучая историческую проблематику, соотнося ее с современностью. Проговаривали то, что раньше замалчивалось. Некоторые представители новой гражданской лирики называют себя продолжателями советской неподцензурной поэзии — той, что противопоставлялась поэзии официальной, «разрешенной». Поэтические высказывания социальных поэтов сложны: они филологичны, философичны, наполнены множественными отсылками к событиям прошлого и настоящего.
Например, Кирилл Корчагин, филолог и литературный критик, в стихах рефлексирует о способах письма, обращаясь к поэтической и философской традициям прошлых веков:
Кирилл Корчагин, стихотворение из сборника «Пропозиции»
Помимо Корчагина к социальной поэзии можно отнести тексты Ильи Данишевского, Дениса Ларионова, Евгении Сусловой, Глеба Симонова, Алексея Кручковского.
Z-поэзия
Одни исследователи предпочитают называть «Z-поэтов» социологическим феноменом, другие — поджанром русской поэзии. Пишут патриотические стихи в основном те, кто был в горячих точках, жители Донбасса. Многие стремятся сконструировать некий национальный миф, связанный с «переделкой мира». В их стихах можно встретить культ войны, жертвенной смерти, обращение к фольклорной традиции. Многие Z-поэты обладают государственной поддержкой — их печатают в СМИ, показывают по телевизору: в августе 2022-го телеканал Russia Today посвятил «людям, чье творчество дает силы и вдохновляет на подвиги» документальный фильм «Культурный фронт», а в 2023 году сборник «ПоэZия русского лета» стал доступен для чтения на «Госуслугах». К современной военной поэзии относят творчество Анны Долгаревой, Анны Ревякиной, Марии Ватутиной, Игоря Караулова, Александра Пелевина.
Blackout poetry (затемненная поэзия)
Форма поэзии, которая создается путем стирания слов из существующего текста. В среде современных русскоязычных авторов технику блэкаута использует Андрей Черкасов, а первопроходцем в этом жанре принято считать американского писателя и художника Остина Клеона, который сначала работал над своими рассказами, вычеркивая лишнее из газет, а потом понял, что оставшееся после зачеркиваний превращается в самостоятельный поэтический текст, и стал публиковать эти опыты в соцсетях, назвав их «газетными блэкаутами».
Found poetry (найденная поэзия)
Стихи, построенные путем заимствования слов и фраз из уже существующих источников: например, текстов в СМИ, рекламы, вывесок. Эдакий литературный коллаж. Одним из ярчайших представителей found poetry среди писавших на русском языке можно назвать Дмитрия Пригова с его сборниками «По материалам прессы». В качестве примера — его стихотворение «Преступление»:
Бот-поэзия, или поэзия нейросетей
Это стихи на скриншотах, образованные в онлайн-диалоге с нейросетью. Доцент Школы лингвистики НИУ ВШЭ Борис Орехов в 2018 году провел эксперимент — натренировал нейросеть на стихах классических поэтов. По результатам вышел сборник «Нейролирика. Стихотворения и тексты», составленный Владимиром Коркуновым. Это издание Борис Орехов назвал «легитимацией нейронных стихов в литературе». Например, вот стихотворение нейросети, обученной на четырехстопных ямбах разных авторов:
Активно развивает бот-поэзию пишущий на русском языке белорусский поэт и медиахудожник Юрий Рыдкин.
Что почитать или послушать, если с современной поэзией захотелось познакомиться поглубже
В русскоязычном литературоведении еще нет учебника, который бы представил современную поэзию во всем ее многообразии. Но попытки написать его предпринимались. В 2016 году в издательстве ОГИ вышел учебник поэзии, составители которого поставили перед собой сложную задачу — научить читать и понимать стихи. Вместо привычного хронологического принципа, как в обычном школьном учебнике литературы, исследователи предложили принцип «проблемный», который позволял «последовательно обращаться к различным элементам устройства поэтического текста и показывать, как именно они могут воплощаться в творчестве разных поэтов». Учебник стал событием в литературном мире, но при этом подвергся критике: рецензенты критиковали саму идею популяризации поэзии, «умолчание» имен некоторых поэтов (что неизбежно в любой антологии), отсутствие ссылок на филологические источники, отмечали уязвимость в выборе корпуса современных поэтических текстов, который отражал позицию авторов сборника и не учитывал альтернативную точку зрения на литературный процесс.
Азарова Н.М., Корчагин К.М., Кузьмин Д.В. и др. Поэзия. Учебник
Попытку новой поэтической антологии в 2023–2024 году предпринял образовательный проект «Полка», запустив курс «История русской поэзии». Исчерпывающие лекции Льва Оборина посвящены поэзии нового, «свободного», времени (1990–2000) и, можно сказать, времени новейшего — двум последним десятилетиям. Оборин выстраивает хронологию «новой поэзии», попутно обозначая тенденции, издательства, площадки для высказывания, а перечисляя имена поэтов, стремится к объективности и всеохватности.
Где читать стихи современных поэтов в интернете
- «Вавилон» — одна из самых популярных площадок для интересующихся поэзией последних 50 лет, а также — энциклопедия для исследователя современной русскоязычной литературы.
- «Стихи.ру» — литературный портал, в котором отсутствует модерация, поэтому каждый поэт может свободно опубликовать собственное произведение. На сервере зарегистрированы 880 тыс. авторов. Рейтинг ведется на основании оценок читателей. Можно получить мгновенный отклик, а то и рецензию от зарегистрированных пользователей. Существование этого портала вызывало множество дискуссий в литературном сообществе — от ценности публикуемых там стихотворений до опции «Помощник поэта» (который помогает подобрать рифму и написать стихотворение) и предлагаемых платных услуг.
- «полутона» — литературный портал, где публикуется современная поэзия, короткая проза, фотографии и живопись. Основан участниками калининградской арт-группы «РЦЫ», которые при создании площадки следовали художественному направлению urban pop poetry (популярная городская поэзия).
- «Флаги» — культурный проект, название которого созвучно с заголовком поэтического сборника Бориса Поплавского, поэта «незамеченного поколения» русской эмиграции (сборник был издан в 1931 году в Париже). Редакция «Флагов» называет свой проект «поколенческим» и ставит перед собой задачу «деколонизировать мышление», для чего обращает внимание на этические нюансы, переосмысляет «функционирование литературной модели периферии и центра», пытается выработать способы коммуникации между поэтами из разных культурных и языковых сфер.
- «Воздух» — журнал поэзии, который редактирует поэт, культуртрегер, один из составителей учебника «Поэзия» Дмитрий Кузьмин. Главной задачей издания Кузьмин называет «поиск новых возможностей русского стиха», «стремление сделать шаг за пределы уже освоенного национальной поэтической традицией пространства». Опубликованные в журнале подборки поэтов с различными эстетическими взглядами объединяет стремление к стилистическим экспериментам.
Современная поэзия на бумаге
Оксана Васякина, «О чем я думаю»
В сборник вошли стихи, которые лауреат премии «НОС» и автор важнейшей для современного литературного процесса автофикшен-трилогии («Рана», «Степь», «Роза») Оксана Васякина писала с 2021 по 2024 год. Исследование памяти, семейной истории, взросления и меняющейся действительности.
Оксана Васякина «О чем я думаю»
Татьяна Стоянова, «Контур тела»
Второй сборник поэтессы Татьяны Стояновой, в который вошло больше сотни стихотворений. Исследование собственной телесности перемежается с мифологемой дома, осознанием границ между земным и вечным, одиночеством и единением, родством и сиротством.
Татьяна Стоянова «Контур тела»
Дмитрий Данилов, «Как умирают машинисты метро»
В сборник верлибров вошли тексты, написанные поэтом, драматургом, прозаиком, известным по пьесе «Человек из Подольска» и роману «Саша, привет!», Дмитрием Даниловым в 2015–2022 годах. Медитативная поэзия, позволяющая внимательно рассмотреть детали обыденности и полюбить их.
Вместе со своим поездом
На конечную станцию «Новокосино»
Поезд почти пустой
Зато на противоположной стороне платформы
Толпятся пассажиры
Утро, час пик
Сейчас надо будет заехать в тупик
Перейти в противоположный головной вагон
И выехать обратно на станцию
Открыть двери
Пассажиры наполнят собой вагоны
И вперед, в центр
До станции «Третьяковская»
Все как обычно
Все как всегда
Дмитрий Данилов «Как умирают машинисты метро»
Мария Степанова, «Священная зима 20/21»
В книге-поэме Мария Степанова, известная по философско-документальному роману «Памяти памяти», освежает мифы о ссыльных поэтах и влюбленных царицах, вписывая их в новую реальность снежной и страшной ковидной зимы.
Мария Степанова «Священная зима 20/21»
Где учат писать стихи
Конечно, научиться писать стихи невозможно, но поэтические семинары нужны для того, чтобы обрести новую оптику, узнать побольше об истории русской поэзии, попрактиковаться в различных жанрах.
- Высшие литературные курсы Литературного института рассчитаны на людей, имеющих высшее образование любого профиля (срок обучения — два года), пять лет займет учеба на очном отделении, а шесть — на заочном.
- Creative Writing School. На сайте CWS можно, например, купить записи лекций Дмитрия Данилова, где он рассказывает о том, как «овладеть искусством свободного стихосложения».
- «Пишем на крыше» — проект журнала «Вопросы литературы» предлагает поучиться офлайн и онлайн у Дмитрия Воденникова.
- Ассоциация союзов писателей и издателей ведет список конкурсов, которые дают возможность оказаться в поэтической мастерской, где стихи обсуждают как начинающие поэты, так и опытные.