Стиль
Впечатления Снег, фастфуд и лоси: кто и зачем приезжает в Россию из стран Ближнего Востока
Стиль
Впечатления Снег, фастфуд и лоси: кто и зачем приезжает в Россию из стран Ближнего Востока
Впечатления

Снег, фастфуд и лоси: кто и зачем приезжает в Россию из стран Ближнего Востока

Тревел-блогеры Sarah Malass, Ziad Abou Shaar и Rhea Jacobs

Тревел-блогеры Sarah Malass, Ziad Abou Shaar и Rhea Jacobs

На улицах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов видно все больше туристов с Ближнего Востока. О том, откуда они приезжают в Россию и как проводят здесь время, мы расспросили представителей отелей и принимающих туристических компаний

По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), в первой половине осени компании, занимающиеся приемом туристов, отметили рост числа бронирований по сравнению с аналогичным периодом 2023 года в полтора-два раза. На второе место после традиционно лидирующих китайцев (65% всех иностранных туристов) вышли путешественники с Ближнего Востока, на которых, по данным АТОР, суммарно составили 23% от иностранного въездного потока. Из них 10% приходится на ОАЭ, 8% на Иран и 5% — на Саудовскую Аравию и другие страны Персидского залива, в числе которых принимающие компании чаще других называют Иран, Катар, Бахрейн, Оман и Кувейт.

По словам генерального менеджера отеля «Балчуг Кемпински Москва» Лады Самодумской, в августе впервые за последние 25 лет количество россиян, проживающих в отеле, было меньше, чем доля гостей из иностранного государства — в данном случае из ОАЭ.

Как рассказала гендиректор компании «Тари Тур» Марина Левченко, Россия популярна у ближневосточных туристов с 2021 года — с момента, когда в Москве и Санкт-Петербурге ковидные ограничения были сведены к минимуму. Туристы приезжали, чтобы спокойно гулять, ходить в рестораны и торговые центры, в то время как во многих других европейских странах все еще было закрыто. Дальнейшим стимулом стало введение Россией электронной визы, получить которую стало проще и быстрее, чем бумажную в паспорт. По мнению Лады Самодумской, гостей также привлекают безопасность, чистота, удобная городская инфраструктура, высокий уровень сервиса. Не последнюю роль играют и цены — из-за падения рубля они выгодно отличаются от дорогой еврозоны. Не обошлось без лидеров мнений — блогеров с Ближнего Востока, которых стали приглашать российские отели.

Пики «ближневосточного» сезона в России — с мая по сентябрь, а с недавнего времени еще и с конца ноября по конец января. Летом туристы приезжают, чтобы сменить климат, — в это время температура в странах Персидского залива поднимается до +50. Зимой туроператоры, выражаясь профессиональным сленгом, «продают снег» — для арабских гостей это настоящая экзотика.

По словам представителей принимающих компаний, если раньше ближневосточные туристы нередко, особенно летом, проводили в России месяц и больше, то в последние два года сроки поездок сократились в среднем до двух недель из-за невозможности платить на месте картами зарубежных банков; плюс ко всему это максимальный срок действия электронной визы.

Летом туристы приезжают, чтобы сменить климат, — температура в странах Персидского Залива поднимается до +50. Зимой туроператоры «продают снег» — для арабских гостей это настоящая экзотика.

Овертуризм как антитренд: где и почему путешественникам не рады местные

Кто куда

Едут в Россию как индивидуальные туристы, так и группы. Большинство — пары или семьи с детьми. Семьи, как правило, многочисленные — бывают даже по 20-30 человек. Еще приезжают молодожены на медовый месяц, правительственные делегации, деловые путешественники. Как утверждают в турфирмах, бронируют отели 4-5 звезд. В 4-звездочных останавливаются представители среднего класса, а в 5-звездочных — крупные бизнесмены, высокопоставленные чиновники и члены королевских семей.

Вопреки стереотипам, женщины далеко не всегда путешествуют в сопровождении мужчин — например, среди клиентов «Тари Тур» есть различные женские ассоциации из Катара, которые приезжают группами по 20-40 человек. Бронируют туры и просто компании друзей — как женские, так и мужские. Средний возраст туристов 25–45 лет, хотя некоторые семьи привозят бабушек и дедушек. Клиенты 5-звездочных отелей нередко приезжают с нянями. Как рассказала генеральный менеджер The Carlton, Moscow Оксана Леоненко, летом она не без удивления обнаружила целую волну бронирований от гражданок Филиппин, а позже выяснилось, что это няни, которые сопровождают ближневосточные семьи.

По словам Марины Левченко, самые популярные города у индивидуальных туристов — Москва и Санкт-Петербург. Летом к ним присоединился Сочи, куда летали чартеры из Бахрейна. Среди групповых запросов также встречаются Казань, Мурманск, Карелия, короткие туры по Золотому Кольцу, но пока таких меньшинство.

Куда поехать осенью в России: выбор визионеров и экспертов

Чем занимаются туристы из стран Ближнего Востока в Москве

Как рассказала шеф-консьерж отеля St. Regis Nikolskaya, вице-президент российского отделения ассоциации консьержей «Золотые ключи» Инна Белоус, самый популярный запрос от ближневосточных гостей — брони столиков в ресторане, иногда в два-три ресторана в день. На втором месте — билеты в цирк. Как утверждают в принимающих компаниях, летом путешественники любят гулять по городу, заказывают речные круизы, походы в зоопарк, катание на лошадях, квадроциклах и даже на танках. Зимой предпочитают снегоходы, хаски, лыжи, наблюдение за северным сиянием. Особенно нравится туристам российская природа — парки, фермы с животными, в общем, все то, чего им не хватает у себя дома в пустынном климате.

По словам Марины Левченко, одним из самых запоминающихся пунктов программы для туристов из Катара прошедшим летом стало посещение Лосиного острова, где они с восторгом кормили лосей морковками. Еще один неизменный номер программы — фото с дрессированным медведем Степаном, который живет там же и даже имеет собственный сайт. Среди популярных детских развлечений — парки «Сказка» и «Остров мечты». В последний год-два большим спросом стали пользоваться поездки в загородные отели в Подмосковье и Ленобласти, где рядом есть леса и озера.

Любят арабские гости и шопинг, причем покупают в основном одежду российских дизайнеров и, конечно же, теплые вещи для морозной зимы, которые, по словам сотрудников отелей, нередко после отъезда оставляют в номерах. У клиентов 5-звездочных гостиниц большой спрос на медицину и эстетические услуги, от «уколов красоты» до пластической хирургии. А вот в музеи ближневосточные гости не ходят — не интересуются ни Кремлем, ни Эрмитажем и вообще не любят, когда программа слишком насыщена.

Тревел-блогер Sarah Malass в Москве
Тревел-блогер Sarah Malass в Москве

От базы до деми-кутюра: топ-7 брендов, формирующих модный ландшафт Петербурга

Вызовы и перспективы

Как утверждает сотрудник компании «Чайна Трэвел» Елена Волкова, практически все ближневосточные гости требуют к себе индивидуальный подход, им хочется чувствовать себя уникальными, не такими, как другие туристы. Туроператоры считают, что прием таких клиентов больше привлекателен для отелей, чем для принимающих компаний, поскольку, в отличие, например, от китайцев, арабы редко бронируют пакеты услуг и предпочитают заказывать экскурсии и развлечения уже на месте, в отеле через ресепшн или консьержей.

Основные вызовы, с которыми сталкиваются отели, — пожелания заселиться большой семьей в один номер, не рассчитанный на столько человек, запросы на соединяющиеся номера. Как утверждают отельеры, гости с Ближнего Востока очень любят заказывать доставку еды в номер и обедать прямо в кровати. Многие привозят с собой кофейники, чтобы готовить кофе в номере, а также благовония, которыми щедро опрыскивают комнаты. Еще одна особенность — отсутствие планирования поездок, запросы на экскурсии в последний момент, иногда буквально за час. Нормой считается опоздание на 15-30 минут.

Несмотря на то что ближневосточные туристы активно бронируют столики в ресторанах, для местного общепита они не слишком доходные гости, поскольку практически не пьют алкоголь и не оставляют чаевых, могут забронировать столик и не прийти, не отменив бронь. Многие, включая тех, кто останавливается в отелях класса люкс, предпочитают ресторанной еде фастфуд. Известны случаи, когда туристы, которые бронировали на две недели президентский люкс стоимостью почти 2 млн. руб. в сутки, регулярно заказывали доставку из «Вкусно и точка».

От Петрозаводска до Сахалина: куда поехать за гастровпечатлениями в России

Сотрудникам отелей приходится помнить про гендерный этикет — например, в номер к женщине не может войти сотрудник мужчина. В холодное время гости нередко заходят в общественные места в верхней одежде и головных уборах, не отдавая себе отчет, что в помещениях совсем не холодно. Далеко не все туристы могут объясняться по-английски, хотя большинство базово понимает этот язык. По мнению сотрудников, сложнее приходится отелям категории 4 звезды, поскольку клиенты «пятерок», как правило, имеют больший опыт путешествий и хорошо знакомы с западной культурой.

Многие, включая тех, кто останавливается в отелях класса люкс, предпочитают ресторанной еде фастфуд.

Как рассказал Станислав Ивашкевич, руководитель управляющей и консалтинговой компании в сфере гостиничного бизнеса Ivashkevich Hospitality, с похожими проблемами российские отели и принимающие операторы столкнулись, когда в Россию массово поехали туристы из Китая, однако благодаря просветительской работе за несколько лет ситуация изменилась. Вызовы можно свести на нет, если отели и принимающие компании будут рассказывать будущим туристам и своим ближневосточным коллегам-туроператорам про местные культурные особенности. Например, про то, что в большинстве ресторанов в России, в отличие от Ближнего Востока, сервис не включен в счет, а во всех помещениях есть центральное отопление, и в верхней одежде не принято сидеть за столом. Что найти гида в Москве за час довольно проблематично, а опоздание на полчаса в определенных случаях может сократить продолжительность экскурсии, так как есть другие брони. Что планировать отпуск в России лучше всего заранее — и тогда все будут довольны и рады.

Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Стиль»