От Константина Левина до Варвары Степановой: какие книги купить на non/fiction
Пол Шредер, «Трансцендентальный стиль в кино»
Издательство Des Esseintes Press
В этом году Московская школа нового кино запустила издательство Des Esseintes Press и зашла, ко всеобщему счастью, с козырей. «Трансцендентальный стиль в кино» великого режиссера и не менее великого сценариста («Таксист», «Бешеный бык») Пола Шредера — это must. Книгу о своих любимых религиозных режиссерах — Одзу, Брессоне и Дрейере — Шредер написал в 1972 году, когда ему было всего 26 лет, — в дополненном издании, которое как раз выпускает Des Esseintes Press, Шредер изучает, как они повлияли на Тарковского, Киаростами, Акерман и его самого. Страстная и умная книга, такая же, как и ее автор.
Харальд Йенер, «Волчье время. Германия и немцы: 1945–1955»
Издательство Individuum
Чтения актуальнее на русском в 2023 году и не придумаешь. Бестселлер (48 недель в книжных топах Германии по версии Der Spiegel) немецкого журналиста Харальда Йенера, вышедший в 2019 году, рассказывает о быте страны после поражения во Второй мировой войне и в том числе о людях, которые считали последовавшую за ним денацификацию позором и унижением. Впрочем, не только о них, а еще и о тех, кто придумывал, как стране жить дальше и как и какими словами говорить о том, что в ней произошло.
Линда Нохлин, «Почему не было великих художниц?»
Издательство Ad Marginem
Ad Marginem продолжает публиковать главные тексты в истории современного искусствоведения. На очереди — историческое (или, как аттестовали его в то время, «эпохальное») эссе писательницы и феминистки Линды Нохлин 1971 года со вполне говорящим названием, которое с тех пор ушло в народ и вошло в список обязательной литературы для курсов феминистской и любой другой арт-критики (небольшой спойлер: не было, потому что «великим художником» мог до недавнего времени стать только мужчина). В 2006 году Нохлин его дополнила, именно эту версию впервые выпускают на русском.
Джошуа Рубинштейн, «Последние дни Сталина»
Издательство «Альпина нон-фикшн»
Академический брат «Смерти Сталина» Армандо Ианнуччи, фильма, который в свое время запретили показывать в России. Но если у Ианнуччи была черная комедия про смерть диктатора, то у Рубинштейна — почтенный политический триллер. Рубинштейн, член Центра русских и евразийских исследований им. Дэвиса в Гарвардском университете, автор биографий Ильи Эренбурга и Льва Троцкого, редактор книг о Сахарове, который ко всему прочему долгие годы возглавлял отделение Amnesty International в Нью-Йорке, рассказывает о месяцах до и после смерти Сталина и главное о том, какие дилеммы после нее встали перед его союзниками.
Татьяна Шишкова, «Внеждановщина»
Издательство «Новое литературное обозрение»
Тоже самое что ни на есть актуальное чтение, похлеще любых новостных сводок — хоть и под видом научного исследования. О послевоенной культурной политике СССР, которая в сознании масс прочно связана с именем Андрея Жданова, человека, осуществлявшего руководство Управлением пропаганды и агитации и «осуждавшего» Ахматову с Зощенко. Почему актуальное? Потому что не без параллелей между «тогда» и «сейчас».
Варвара Степанова, «Человек не может жить без чуда»
Издательство Ad Marginem
К 130-летию со дня рождения одной из «амазонок авангарда» ее внук и правнучка Александр и Екатерина Лаврентьевы собрали в один том дневники, статьи и доклады. История советского искусства начала века от лица одной из ее главных участниц, при этом история не парадная, а настоящая. Татлин ругается с Малевичем, Малевич в свою очередь показывает ногой на картины Поповой, имажинисты «дерут» у футуристов, публика не понимает беспредметное искусство и так далее, и так далее — из этих ссор, споров и озарений складывалась легендарная эпоха.
Юн Фоссе, «Другое имя (Cептология I–II)»
Издательство Inspiria
Имя, которое хочешь не хочешь должно было появиться в этом списке. Свежий нобелевский лауреат, норвежец Фоссе (Академия после присуждения премии остросоциальной Анни Эрно в 2022 году решила вспомнить про «кабинетных» авторов) — крепкий орешек для неподготовленного читателя. Главный наследник Ибсена в современной литературе, приверженец «медленной прозы» (как Шредер — «медленного кино») со своим opus magnum о внутреннем мире художника. Без единой точки внутри.
Григорий Кружков, «Записки переводчика-рецидивиста»
Издательство «Иллюминатор»
Редкая возможность узнать, как работает, думает и что любит один из ведущих российских переводчиков, который ответственен за то, какими мы знаем Джона Китса, Льюиса Кэрролла, Роберта Фроста, Уильяма Йейтса и Эмили Дикинсон. Книга Кружкова, благодаря которой можно понять, что представляет собой обычно не очень публичная профессия переводчика, — на самом деле в первую очередь свидетельство того, что литература — это сначала приключение и только потом все остальное.
Никола Зелльмаир, «Мой дед расстрелял бы меня. История внучки Амона Гета, коменданта концлагеря Плашов»
Издательство «Альпина нон-фикшн»
Что делать, если узнаешь, что твой дед — военный преступник? Да никакой-то там, а тот самый садист Амон Гет, комендант концентрационного лагеря в Плашове, лично убивший как минимум 500 человек, некоторых из которых он расстреливал с балкона своего дома (в «Списке Шиндлера» Стивена Спилберга его сыграл Рэйф Файнс). А ты при этом учишься и живешь в Израиле. Попытка ответа на этот вопрос как раз и есть книга Николы Зелльмаир, которая после таких новостей отправилась расследовать историю своей семьи и таким образом практиковать самотерапию.
Павел Басинский, «Подлинная история Константина Левина»
Издательство «Редакция Елены Шубиной»
Павел Басинский продолжает свой великий поход за тайнами библиографии Льва Толстого. После «Подлинной истории Анны Карениной», за которую автор получил «Большую книгу», выходит «Подлинная история Константина Левина». Необходимая вещь для всех, кто хоть раз задавался сакраментальным вопросом, почему книга названа в честь Анны Карениной, а половину времени мы читаем про Левина.