Стиль
Впечатления Летний дождь, гроза и крики чаек: культурная афиша марта
Стиль
Впечатления Летний дождь, гроза и крики чаек: культурная афиша марта
Впечатления

Летний дождь, гроза и крики чаек: культурная афиша марта

Сцена из спектакля «Двадцать третий»
Сцена из спектакля «Двадцать третий»
Комическое, лирическое, трагическое и все, что между. Рассказываем, что ждет нас в театрах, музеях и на концертах в первый месяц весны

«Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту. Коллекция Наталии Опалевой»

3 марта — 29 мая
Русский музей, Мраморный дворец, Санкт-Петербург

Увлеченный и проницательный коллекционер Наталия Опалева, словно из шкатулки, «достает» из своего собрания жемчужины — работы художников-нонконформистов, в числе которых, к примеру, Анатолий Зверев, Дмитрий Плавинский, Олег Целков, Лидия Мастеркова, Эрик Булатов, Гриша Брускин. Свобода самовыражения, свойственная московской и ленинградской неофициальным арт-сценам в 60-х — 80-х годах прошлого века, отражается в этой экспозиции сполна, а название оказывается весьма точным навигатором по всему здесь происходящему: от абстракции к артефакту — это не только результат, но и путь, который зритель сможет пройти вместе с художниками и их работами, а их в Мраморном дворце соберется больше двух сотен.

«Елизавета Бам»

29 марта
На сцене Школы драматического искусства

Можно ли понять Даниила Хармса или можно ли хотя бы к попытке понимания подступиться — задается вопросом молодой режиссер Гоша Мнацаканов, поставивший для «Сатирикона» спектакль «Елизавета Бам». Абсурдистская неизбывность, юмор, спасающий от жизни вокруг — все это верные приметы сюжетов Хармса, которые царят и на сцене, где играется этот трагифарс.
Сцена из спектакля «Елизавета Бам»
Сцена из спектакля «Елизавета Бам»
 

«Я — Сергей Образцов»

12 марта, 28 марта
Театр кукол С.В. Образцова

Портрет на фоне века — таким оказывается биографический спектакль «Я — Сергей Образцов», в котором Евгений Цыганов превращается в знаменитого кукольника, изменившего представление о кукольном театре. Его главные герои — куклы — и составляют компанию артисту, помогая рассказать историю влюбленности, взросления, творчества и целого мира вокруг. Лирическое здесь соединяется с эпохальным, а судьба человека — с историей всей страны.

Сцена из спектакля  «Я — Сергей Образцов»
Сцена из спектакля  «Я — Сергей Образцов»

«Двадцать третий»

3, 12, 20, 30 марта
Мастерская Петра Фоменко

Эта история о «человеке, который в ситуации расшатанного мира, несмотря на трудности и нищету, старается не терять человеческого обличия; любит, страдает, сомневается и пытается верить», — так формулирует суть своей премьеры Мастерская Петра Фоменко. Поставленный художественным руководителем театра Евгением Каменьковичем по мотивам романа Эриха Марии Ремарка «Черный обелиск», «Двадцать третий» действительно погружает в эпоху безвременья и сомнений, когда чувства — в противовес происходящему — остры и удивительны.

Сцена из спектакля «Двадцать третий»
Сцена из спектакля «Двадцать третий»

«Июльский дождь»

5, 6 марта
Музей Москвы
 

Выпускники мастерской Олега Кудряшова в ГИТИСе под руководством актера, режиссера и преподавателя Григория Добрыгина решили объединиться в собственный театральный проект, названный «а39» по номеру той самой гитисовской аудитории, откуда родом все курсовые и дипломные спектакли, не так уж редко добирающиеся впоследствии до больших сцен. Первой постановкой нового творческого объединения станет «Июльский дождь» Мурата Абулкатинова, основой которого стал сценарий Марлена Хуциева. Это попытка поразмышлять о времени и человеке в нем, о нас сегодняшних, ничуть не отличающихся от героев-шестидесятников. Все так же мы жаждем новых открытий, любви и веселья, все так же, отправляясь куда-то, ищем их, все так же убегаем и думаем, что следующий раз точно станет тем самым. Мир несется вперед на больших скоростях, меняется и не всегда оглядывается назад, но человек в нем остается тем же, по-прежнему переживающим и надеющимся на пусть личное, но чудо.

Сцена из спектакля «Июльский дождь»
Сцена из спектакля «Июльский дождь»

«Чайка»

28, 29, 30 марта
Большой театр

«Чайка» в постановке Юрия Посохова на музыку композитора Ильи Демуцкого ведет речь о мире балета, где Аркадина — привыкшая к грому аплодисментов прима, а Константин Треплев — жаждущий свободы в жизни и в танце молодой постановщик. Он противится, бунтует и видит свое будущее совсем иным. События развиваются стремительно, язык тела оказывается не тише слов, а музыка подчеркивает переживания героев, так хорошо знакомых всему миру. И пока в петербургском МДТ продолжают играть премьерную «Чайку» Льва Додина (билеты на нее раскуплены на несколько месяцев вперед, но все же попытаться стоит), в московском Большом можно увидеть совсем другую, но столь же особенную интерпретацию сюжета.

Сцена из спектакля «Чайка»
Сцена из спектакля «Чайка»

Концерт Дмитрия Шишкина

20 марта
Концертный зал «Зарядье»

Пианист Дмитрий Шишкин даст в концертном зале «Зарядье» сольный концерт, программу которого составят произведения Прокофьева, Чайковского, Метнера и Мусоргского. Сочинения русских композиторов предстанут в хитросплетенном разговоре. Повествовательные «Сказки» Метнера и выразительные в своей образности «Картинки с выставки» Мусоргского соединятся с напевной «Думкой» Чайковского, а пианист, учившийся в консерватории под внимательным оком Элисо Вирсаладзе, как и всегда, продемонстрирует собственные интерпретации и мысли.
 

Дмитрий Шишкин

Дмитрий Шишкин

«Сын»

В прокате

Французский писатель и драматург Флориан Зеллер стал не только автором «семейной» трилогии, по пьесам которой играются спектакли во всем мире, но также успел снять по ним два фильма. «Отец» уже получил свою славу (и парочку «Оскаров» в придачу) благодаря выдающейся игре Энтони Хопкинса, прежде всего, теперь же нам предстоит узнать, какая судьба ждет «Сына», по крайней мере, в отечественном прокате. В кадре здесь появляется Хью Джекман, чей экранный сын-подросток совсем не справляется ни с миром вокруг, ни с самим собой, причиняя себе в прямом смысле боль. Это вполне может сломать жизнь его героя Питера, у которого совсем недавно в новом браке родился второй сын.

Кадр из фильма «Сын»
Кадр из фильма «Сын»

«Гроза»

17, 18 марта
Дворец на Яузе
 

«Гроза» в постановке Константина Райкина охарактеризована своим режиссером как трагический балаган, и это определение оказывается весьма точной призмой, через которую нам предстоит увидеть классический сюжет Островского. Не меняя смыслов, причинно-следственных связей и не отменяя трагизма, Райкин окружает ее комическим и тем самым балаганным мотивом, так что музыка (и самая разная) здесь звучит весьма громко, жанры соединяются, рамки раздвигаются, от чего суть «Грозы» высвечивается еще ярче, словно молния.

Сцена из спектакля «Гроза»
Сцена из спектакля «Гроза»

Пахом. Les fleurs du…

До 16 апреля
Галерея ГУМ-Red-Line

Персональная выставка Сергея Пахомова, больше известного как Пахом, посвящена радостям жизни и любви к ней, которые художник продолжает утверждать своими работами, перформансами и любыми другими действиями в искусстве. Что из этого получилось на этот раз, рассказывает экспозиция, название которой отсылает к «Цветам зла» Бодлера. Сам же Пахом не дистанцируется от придуманного, а, напротив, являет себя во всей красе дионисийского действа, обозначенного им как «Великое лежание». Представленное на открытии экспозиции, после оно войдет в состав выставки в формате видеоработы.

«Вы находитесь здесь. Всегда. Сегодня. Послезавтра»

С 4 марта
Музей Транспорта

Каким было прошлое человека в городе, каково настоящее и чего ждать от будущее — этими вопросами задается московский Музей Транспорта, размышляя о том, как и чем мы живем в мегаполисе и как подстраиваемся друг под друга. Три больших раздела экспозиции — «Неожиданное прошлое», «Актуальное настоящее» и «Ожидаемое будущее» — простраивают маршруты, устанавливают культурные связи, а также рассказывают о том былом в архитектуре, что так и не было воплощено в жизнь, но все же повлияло на город, а значит и на всех нас.

Фото: ПРЕСС-СЛУЖБА

«Солнце мое»

В прокате с 16 марта

Наделавший шума, успешный на фестивалях и в европейском прокате дебютный фильм Шарлотты Уэллс слегка потерял при переводе своего названия («Aftersun») на русский, но не в смыслах. В кратком пересказе история выглядит так: 11-летняя Софи когда-то отправилась в отпуск с 31-летним Калумом, а теперь вспоминает о своих чувствах и переживаниях как раз из того возраста, в котором был тогда ее отец. Удивительно тонкая и точная и с точки зрения сюжета, и с точки зрения его исполнения история полнится нежностью, словно закат на побережье. Успеваем ли мы замечать такие закаты и ценить моменты — вопрос, ответ на который поискать все-таки стоит.

Кадр из фильма «Солнце мое»

Кадр из фильма «Солнце мое»