Стиль
Впечатления Что выставка «незримого искусства» в Эрмитаже значит для развития инклюзии
Стиль
Впечатления Что выставка «незримого искусства» в Эрмитаже значит для развития инклюзии
Впечатления

Что выставка «незримого искусства» в Эрмитаже значит для развития инклюзии

Фото: пресс-служба
При поддержке бренда Cartier в Главном штабе Эрмитажа проходит инклюзивная выставка «Незримое искусство: расширяя границы возможного». Рассказываем, как и зачем музей развивает это направление

В 2018 году у Эрмитажа появилась первая за историю музея тактильная модель — на выставке шедевров лейденской коллекции «Эпоха Рембрандта и Вермеера». За создание модели отвечал Игорь Малкиель, заведующий Лабораторией научной реставрации драгоценных и археологических металлов в музее. Ее прототипом стал один из ключевых рембрандтовских шедевров, «Автопортрет с затененными глазами» из собрания Лейденской коллекции. Долгий путь экспериментов в лаборатории — с ручной лепкой и 3D сканированием, в том числе — позволил сделать копию, которая передает даже тень от падающего на глаза берета. Главный посыл Эрмитажа и тогда, и сейчас заключался в том, что тактильная модель, а также все необходимые для инклюзивных музейных проектов средства должны быть интересны не только незрячим и слабовидящим, но и обычным посетителям: специальное покрытие скульптуры, по словам Игоря Малкиеля, выдерживает 6 тысяч прикосновений. За время работы выставки его пришлось перекрывать четырежды: получается, модели автопортрета успело коснуться 24 тысяч человек.

Что выставка «незримого искусства» в Эрмитаже значит для инклюзии


Фото: пресс-служба

Именно так музей понимает инклюзивные проекты: они должны быть интересны не только тем, на кого направлены. На открывшейся в ноябре выставке «Незримое искусство: расширяя границы возможного» — по замыслу Эрмитажа — будет интересно всем: тактильная модель пенджикентских (Пенджикент – древний город, который в V–VIII веках существовал на территории современного Таджикистана) фресок передает шершавую фактуру оригинальных изображений, а на мониторах транслируется мультфильм с заключенными в них историями. Местами сюжеты оригинальных фресок практически не сохранились, и такой анимированный комментарий не только должен стать опорой для людей с особенностями восприятия, но и помочь обычным посетителям в верном восприятии оригинального памятника.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Еще одна глава проекта — азербайджанские ковры: при участии Азербайджанского национального музея ковра были воссозданы в оригинальных цветах фрагменты самого древнего из известных войлочных ковров, а заодно и войлочные фигуры лебедей, найденные в могильнике Пазырык (IV-III вв. до н.э.) на территории нынешнего Алтая. Как подметил на открытии выставки генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, всем посетителям за пределами инклюзивных проектов часто хочется прикоснуться к предметам искусства, здесь же как раз представляется такая возможность. За счет этого прикосновения можно глубже понять и текстуру материала, и оригинальную технику его исполнения — набивания шелковых нитей в войлок.
Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Выставка готовилась три года, и ее куратор Игорь Малкиель говорит, что это только начало. Главное, по его словам, не идти в инклюзии путем упрощения, а создавать максимально полные и информационно богатые проекты, не разделяющие посетителей ни на какие противостоящие друг другу группы. И пока музей готовится рассказывать свои новые истории, в Главном штабе границы возможного уже расширяются.

«Никто не знает, кого стоит жалеть больше»: как музеи говорят об инклюзии