Стиль
Впечатления Ги Бурдена, Аведона и других легенд модной фотографии привезли в Эрмитаж
Стиль
Впечатления Ги Бурдена, Аведона и других легенд модной фотографии привезли в Эрмитаж
Впечатления

Ги Бурдена, Аведона и других легенд модной фотографии привезли в Эрмитаж

Ги Бурден, снимок для каталога Шарля Журдана, 1977

Ги Бурден, снимок для каталога Шарля Журдана, 1977

Выставка фонда Still Art Foundation включает в себя более 80 работ. Среди авторов — легенды модной фотографии: Ирвин Пенн, Хельмут Ньютон, Ричард Аведон, Эрвин Блюменфельд и другие

Государственный Эрмитаж совместно с фондом Still Art Foundation открыли выставку, посвященную фэшн-фотографии второй половины XX–XXI вв. «Красота и стиль. История модной фотографии» знакомит зрителя с искусством современной фэшн-фотографии и знаковыми именами индустрии, среди которых — Эрвин Блюменфельд, Хорст П. Хорст, Ричард Аведон, Ирвин Пенн, Хельмут Ньютон, Ги Бурден.

«Эрмитаж много занимается историей костюма и любит делать выставки фотографии. Сегодня эти течения сошлись с помощью прекрасной коллекции и очень тщательного отбора знаковых образов», ­— отмечает генеральный директор музея Михаил Пиотровский.

В конце XX — начале XXI веков модная индустрия начинает приобретать больший масштаб, а феномен моды становится предметом философской и культурной рефлексии. Начальной точкой фэшн-фотографии выступает снимок 1939 года Хорста П. Хорста «Корсет Mainbocher»: работа является символом Европы в период между двумя мировыми войнами.

В XX веке модная фотография, с одной стороны, совершает экспансию в область высокого искусства, с другой — завоевывает позиции в сфере популярной культуры. Так, работы Эрвина Блюменфельда и Ирвина Пенна для обложек Vogue выглядят как самостоятельные произведения искусства, а не как стандартные коммерческие съемки.

Эрвин Блюменфельд, «Олений глаз. Джин Пэтчетт», снимок для американского Vogue, 1950

Эрвин Блюменфельд, «Олений глаз. Джин Пэтчетт», снимок для американского Vogue, 1950

Лаконичные работы Ричарда Аведона 1950-х годов считаются символом популярности фэшн-фотографии: съемки становятся более масштабными, а фантазии авторов — более причудливыми. С 1970-х годов в фотографию проникают мотивы вуайеризма и эротики, знаковыми снимками того периода становятся работы Хельмута Ньютона и Ги Бурдена.

Ги Бурден, снимок для календаря Pentax, 1980

Ги Бурден, снимок для календаря Pentax, 1980

К концу 1980-х годов в массовой культуре появляется феномен супермодели: он находит свое отражение в работах Херба Ритца и Шейлы Мецнер. В 1990-х молодые модные фотографы, среди которых Жан-Мари Перье, противопоставляют традиционному глянцу непринужденность, прямоту и постмодернистский юмор.

Шейла Мецнер, «Ума в платье от Жана Пату», 1986

Шейла Мецнер, «Ума в платье от Жана Пату», 1986

Жан-Мари Перье, «Карл Лагерфельд», 1995

Жан-Мари Перье, «Карл Лагерфельд», 1995

Сегодня модные фотографы находятся в постоянном поиске новых идей и символов: их работы переосмысляют традиции и диктуют новые тенденции.

Майлз Олдридж, «Безумно богатые азиаты № 1», 2013

Майлз Олдридж, «Безумно богатые азиаты № 1», 2013

Выставка «Красота и стиль. История модной фотографии из собрания Фонда Still Art» проходит в Главном штабе Эрмитажа с 12 декабря по 13 марта 2022 года. Она представлена в рамках проекта «Эрмитаж 20/21», посвященного изучению и экспонированию мирового современного искусства.

Фонд Still Art Foundation, основанный Еленой Карисаловой в 2018 году, управляет самым масштабным в России собранием западной фэшн-фотографии XX–XXI веков.