Ги Бурдена, Аведона и других легенд модной фотографии привезли в Эрмитаж

Ги Бурден, снимок для каталога Шарля Журдана, 1977
Государственный Эрмитаж совместно с фондом Still Art Foundation открыли выставку, посвященную фэшн-фотографии второй половины XX–XXI вв. «Красота и стиль. История модной фотографии» знакомит зрителя с искусством современной фэшн-фотографии и знаковыми именами индустрии, среди которых — Эрвин Блюменфельд, Хорст П. Хорст, Ричард Аведон, Ирвин Пенн, Хельмут Ньютон, Ги Бурден.
«Эрмитаж много занимается историей костюма и любит делать выставки фотографии. Сегодня эти течения сошлись с помощью прекрасной коллекции и очень тщательного отбора знаковых образов», — отмечает генеральный директор музея Михаил Пиотровский.
В конце XX — начале XXI веков модная индустрия начинает приобретать больший масштаб, а феномен моды становится предметом философской и культурной рефлексии. Начальной точкой фэшн-фотографии выступает снимок 1939 года Хорста П. Хорста «Корсет Mainbocher»: работа является символом Европы в период между двумя мировыми войнами.
В XX веке модная фотография, с одной стороны, совершает экспансию в область высокого искусства, с другой — завоевывает позиции в сфере популярной культуры. Так, работы Эрвина Блюменфельда и Ирвина Пенна для обложек Vogue выглядят как самостоятельные произведения искусства, а не как стандартные коммерческие съемки.

Эрвин Блюменфельд, «Олений глаз. Джин Пэтчетт», снимок для американского Vogue, 1950
Лаконичные работы Ричарда Аведона 1950-х годов считаются символом популярности фэшн-фотографии: съемки становятся более масштабными, а фантазии авторов — более причудливыми. С 1970-х годов в фотографию проникают мотивы вуайеризма и эротики, знаковыми снимками того периода становятся работы Хельмута Ньютона и Ги Бурдена.

Ги Бурден, снимок для календаря Pentax, 1980
К концу 1980-х годов в массовой культуре появляется феномен супермодели: он находит свое отражение в работах Херба Ритца и Шейлы Мецнер. В 1990-х молодые модные фотографы, среди которых Жан-Мари Перье, противопоставляют традиционному глянцу непринужденность, прямоту и постмодернистский юмор.

Шейла Мецнер, «Ума в платье от Жана Пату», 1986

Жан-Мари Перье, «Карл Лагерфельд», 1995
Сегодня модные фотографы находятся в постоянном поиске новых идей и символов: их работы переосмысляют традиции и диктуют новые тенденции.

Майлз Олдридж, «Безумно богатые азиаты № 1», 2013
Выставка «Красота и стиль. История модной фотографии из собрания Фонда Still Art» проходит в Главном штабе Эрмитажа с 12 декабря по 13 марта 2022 года. Она представлена в рамках проекта «Эрмитаж 20/21», посвященного изучению и экспонированию мирового современного искусства.
Фонд Still Art Foundation, основанный Еленой Карисаловой в 2018 году, управляет самым масштабным в России собранием западной фэшн-фотографии XX–XXI веков.