7 фильмов «Кинотавра», которые мы ждем в прокате
«На близком расстоянии»
Режиссер Григорий Добрыгин
В прокате с 28 октября
Первый полнометражный фильм Григория Добрыгина Sheena 667, тоже участвовавший в программе «Кинотавра», немало пострадал от пандемии и ее последствий: дата проката переносилась несколько раз, планы менялись. Новая история оказалась в некотором относительном смысле следствием тех обстоятельств. «На близком расстоянии» — наблюдение за переменчивыми контекстами наших дней, за обстоятельствами расстояния полутора метров друг от друга и натянутых на нос масок. Впрочем, несмотря на режим «здесь и сейчас», фильм рассказывает о вещах вневременных. К примеру, об одиночестве и способах с ним если не справиться, то хотя бы примириться. В кадре в основном двое — успешная артистка Инга в исполнении Ксении Раппопорт и безвестный доставщик еды из курьерской службы (его играет найденный режиссером в настоящем курьерском чате Нурбол Уулу Кайратбек). Волею обстоятельств и фантазии героини он оказывается не за порогом намытой до скрипа светлой петербургской квартиры, а прямо в одной из ее комнат. Как и в случае с театральными работами Добрыгина, его киноистории напитаны не только наблюдательностью (а также выводами из нее), но и иронией, щедро разливающейся по сюжету, словно антисептик по рукам. Фестиваль, как всегда, задал и собственные контексты: накануне конкурсного показа «На близком расстоянии» на «Кинотавре» вне конкурса показали фильм Владимира Битокова «Мама, я дома» тоже с Ксенией Раппопорт в главной роли. Там ее героиня — бойкая и дерзкая Тоня — водит рейсовый автобус в далеком поселке и отказывается верить в гибель сына где-то в Сирии. Надеяться она привыкла только на себя, а идти — до конца, так что в поисках правды будет без устали метаться по администрациям и кабинетам, доказывая, что горящей избой и конем на скаку может вполне оказаться старенький «пазик». «Перешагнув» во второй фестивальный сюжет, Ксения Раппопорт сменила имя и место жительства, но напора не утратила. Однако какими упрямыми и находчивыми ни были бы ее героини, обе истории подтверждают: за уверенностью может тенью маячить растерянность, а за напускным равнодушием — одиночество. И хоть тушат избы и останавливают коней они действительно ловко, хочется ли проверять им это на деле — вопрос.
«Нуучча»
Режиссер Владимир Мункуев
Дата выхода в прокат пока неизвестна
В прошлом году якутское кино впервые приехало на «Кинотавр» в лице фильма Дмитрия Давыдова «Пугало». Фестивальную неделю спустя он вернулся домой с Гран-при. Через год в Сочи отправилась драма Владимира Мункуева «Нуучча» в Сергеем Гилевым в роли ссыльного русского и тоже не осталась без наград (приз за лучшую режиссуру) и исключительно положительных отзывов кинокритиков. Примет нашего времени в фильме не найти: здесь царят XIX век, тайга и жестокие законы времени, природы и людей. Не успеешь подготовиться к зиме — жди опасности, возразишь князю — жди беды. У Хабджия и его жены Керемес дела совсем не ладятся. Вместо дома, полного детей, — звонкая пустота, вместо мяса — отсутствие даже крошек, вместо уверенности — страх за завтрашний день. Отправившись на поклон к местечковому распорядителю судеб, Хабджий вместо помощи получает новости: теперь вместе с ними будет жить русский. Зовут того Костя, но называть будут нуучча, что в переводе с якутского "русский" как раз и есть. Что в голове у него, станет понятно со временем, а вот что в глазах, видно сразу: на все он смотрит взглядом уверенной в своем превосходстве (и видевшей царя) метрополии. Взор этот, до поры отрешенный, настолько примечателен, что предложить пополнить фильмографию Сергея Гилева новыми авторскими проектами хочется немедленно.
«Дунай»
Режиссер Любовь Мульменко
В прокате с 29 октября (цифровой релиз на платформе START)
Режиссерский дебют драматурга и сценариста Любови Мульменко течет вольно и легко, как река из его названия. Московская девушка Надя приезжает на отпускные каникулы в Белград, но на рабочие звонки и сообщения отвечать продолжает исправно: то ли по привычке, то ли из одиночества. Последнее быстро сменяется компанией смешливого местного по имени Неша. Спасая Надю от настойчивого собеседника в баре, он ставит на ее столик собственную пивную кружку. Где одна, там и две, где две, там и три, а там и до разговоров под луной рукой подать. Кстати, руки у Неши натренированы и ловки, ведь профессия его — жонглер. Жонглирует он преимущественно на светофорах, зарабатывая этим на свою вольную жизнь. Словно бременский музыкант, колесит по свету, действительно ночуя то на цветочной поляне, то под соснами-великанами и голубым небом. Надя, конечно, не принцесса (если продолжать эту вольную параллель), но девушка из квартиры, аккуратно обставленной икеевской мебелью (пестрящие в кадре в избытке и ассортименте шведские торшеры — весьма точная примета наших дней). График ее расписан, работа ждет, а обратный билет — в кармане, точнее в почте, проверять которую она не забывает никогда, даже в отпуске. И все же сменить московский прагматизм на белградский романтизм кажется идеей весьма заманчивой, так что билет остается в кармане. Надя же отправляется проверять жизнью утверждение про рай в шалаше. Любовь и свобода — темы извечные, из века в век находящие себе летописцев и собеседников. Иногда оказаться одним из них вполне может Дунай.
«Общага»
Режиссер Роман Васьянов
Уже в прокате (цифровой релиз)
Для своего режиссерского дебюта Роман Васьянов выбрал роман Алексея Иванова «Общага-на-Крови», так что в кадре оказался Свердловск образца 80-х, серый, пыльный, мрачный. Впрочем, обитатели местной общаги из-за этого не то чтобы грустят. Пока есть в кармане пачка сигарет (или пока есть последняя сигарета в кармане соседа), пока есть нехитрый ужин, пока можно поставить пластинку и танцевать — значит, тебя из общаги еще не выгнали. Герои таким похвастаться со временем не смогут, так что пустятся в путешествие по череде комнат и обстоятельств, неизбежно ведущих к развязке. Актерский состав фильма подсказывает, что энергии молодости и таланта тут хоть отбавляй, однако зачем отбавлять, когда можно прибавить или помножить. Впрочем, среди героев математик (а вместе с тем отличник и скромник) — лишь один (Геннадий Вырыпаев), остальные же — пьющие гуманитарии в исполнении Марины Васильевой, Ирины Старшенбаум, Ильи Маланина и Никиты Ефремова.
«Медея»
Режиссер Александр Зельдович
В прокате с 14 октября
Под симфоническую, камерную и даже электронную музыку композитора Алексея Ретинского (награда за лучшую оригинальную музыку) цветет полным цветом античная трагедия наших дней. Современная нам Медея (Тинатин Далакишвили), настоящее имя которой так ни разу и не прозвучит, — по образованию химик. Она умеет предвидеть будущее, принимать решения, страшно хохотать и одеваться легко и со вкусом (пусть и настаивая на том, что все это ей не интересно). Не успев показаться в лабораториях, на последних курсах университета она повстречала женатого Алексея, влюбилась, родила, родила вновь и принялась ждать суженого по будним, но не по праздничным дням. Эту короткую экспозицию слегка наивно, отстраненно, но все-таки весьма лаконично она излагает сама. Вскоре в кадре появится и Алексей (Евгений Цыганов), наконец-то ушедший от жены и планирующий совместный переезд в Израиль, где и бизнесу полегче, и климат получше. Однако у сюжета свои планы на безоблачное, что синее небо, будущее этой семьи, а облака окажутся не какими-нибудь, а грозовыми, штормовыми, другими словами, вполне трагедиям причитающимися. И даже если символ любви будет с бриллиантами, его всегда можно отнести на починку в мастерскую, но потом не вернуться. Таково уж время, не всегда готовое согласиться и пойти вспять.
«Капитан Волконогов бежал»
Режиссеры Алексей Чупов и Наташа Меркулова
Дата выхода в прокат пока неизвестна
1938-й год. Над Ленинградом (Петербургом, Петроградом) готовится пролететь цеппелин (дирижабль, аэростат), и пока одни спорят о том, как правильно его называть, другие подписывают «под давлением некоторых обстоятельств» любые признательные показания. Статный капитан Волконогов (Юра Борисов), на котором форма сотрудника органов сидит особенно ладно, собирается на службу, мимоходом и играючи отстаивая по просьбе соседки ее права. Вот только совсем скоро ему придется броситься в бегство и вместе с тем — в попытки вымолить прощение у тех, чьи отцы, жены, сыновья и мужья домой уже не вернутся. Сегодня расстреливаешь ты, а завтра — тебя, у времени свои законы, как и у ада. В ад Волконогову совсем не хочется, так что постараться он готов. И пока, перепрыгивая из трамвая в трамвай, он мечется по городу, зритель узнает истории замученных в застенках. Одна, вторая, третья — таких историй у этого города и этой страны неисчислимое множество. Экранный 38-й сильно отличается от действительного, но претендует на силу не подобий, а образов, рассказывая историю о невозможности спасения души. Вчерашние мальчишки, по-прежнему готовые дразниться и плескаться столовским компотом, оказываются сегодняшними карателями, а завтра у них может не случиться вовсе. «Лед не спасет, майор идет», — поет в своей композиции «Страшно» группа Shortparis, в «Волконогове» на титрах затягивающая советское «Полюшко-поле».
«Подельники»
Режиссер Евгений Григорьев
Дата выхода в прокат пока неизвестна
Первый художественный фильм документалиста Евгения Григорьева отправляет в заметенную снегами и несколько забытую внешним миром деревню где-то в Пермском крае. Законы тут свои, в книгах они не писаны, но местными чтимы, а под снегом обнаруживается немало крови. Другими словами, городским не понять. Но не понять и принять — одно, а не понять и взбунтоваться — другое. Городским Петру (Юра Борисов) и Насте (Лиза Янковская), выпускающим изо рта пар в старом автобусе по дороге в деревню, еще предстоит разобраться, по какие стороны их раскидают местные нравы. Биатлонист Петр, когда-то умотавший отсюда на быстрых лыжах, хотя бы примерные представления о происходящем имеет, Настя же выбивается и цветом искусственной шубы, и ожиданиями, но шутки про жену декабриста шутит легко и с явной надеждой, что жить счастливо можно даже в продуваемой всеми ветрами избе. В этом полусказочном снежном царстве есть и свой злодей — живущий как раз напротив Витька-людоед (Павел Деревянко, награда за лучшую мужскую роль). Учитывая, что за спиной у режиссера Григорьева уверенное количество документальных проектов, сюжет и кадр «Подельников» наполнены достаточным количеством примет и деталей, которые хочется разглядеть внимательно и точно. В некоторых случаях они готовы намекнуть и подарить зрителю заветное чувство некоторого «предвидения» развития событий, в других — оказываются приметами мира и времени, но как бы то ни было, ничего сюда не попало случайно. И если в избе есть ружье, оно, как известно, без применения не останется.