Что посмотреть и попробовать в Хакасии. Гид «РБК Стиль»
Идеи для поездок по стране — в проекте «РБК Стиль» «100 путешествий по России».
В основном в Хакасию приезжают из соседних регионов: Красноярского края, Тувы, Республики Алтай и Кемеровской области. Несмотря на работу по формированию местного турбренда, за массовостью здесь не гонятся. Мы отправились открывать новые места вместе с «Медиа-разведкой» сервиса «Туту.ру».
Пятая стихия
Хакасия — земля пяти стихий, так позиционирует себя регион. Помимо четырех общеизвестных, еще и история. Здесь сохранились курганы скифских царей, древние городища, наскальные рисунки возрастом до пяти тысяч лет. Свой вклад в культурное и историческое наследие региона внесли люди разных эпох. Афанасьевская, Окуневская, Андроновская, Карасукская, Таштыкская и Тагарская культуры плотно переплелись и нашли отражение в памятниках и легендах Хакасии.
Афанасьевцы занимались скотоводством: когда им надоело гоняться за оленями, они начали выращивать себе пропитание сами. Также они занимались наскальной живописью и начали по-особому относиться к погребению, превращая похороны в обряд. Окуневцы задумались о космосе и мироустройстве: с едой и базовой безопасностью проблем не было. У них было вертикальное понимание мира как состоящего их трех частей. Есть верхний мир богов, средний, где обитают человек и «бытовые» духи, а от нижнего мира ничего хорошего не жди. Окуневцы оставили после себя множество менгиров — монументальных каменных изваяний с фантастическими личинами. Вертикальное деление мира стало основной шаманизма, который и сейчас распространен в Хакасии.
Тагарцы строили большие курганы, на которые вы обязательно поедете смотреть, если окажетесь в Хакасии с тургруппой. А представители Таштыкской культуры отказались от богатых захоронений, но начали делать погребальные маски и куклы.
Собрать все воедино и разобраться, чем жили люди этих земель в разное время, в чем различия культур и что значат петроглифы, проще всего в Хакасском национальном краеведческом музее в Абакане. Здесь собрана внушительная коллекция менгиров, оттиски наскальных рисунков и отдельная экспозиция, посвященная этнографии. Дети могут познакомиться с историей и обычаями хакасов на квестах, играх и специальных музейных уроках.
Хуртуях Тас и «Оглахты»
В краеведческом музее в Абакане вы найдете десятки внушительных менгиров, но не увидите один из самых известных — Улуг Хуртуях Тас, в переводе «большая каменная баба». Выглядит как и переводится, впечатление производит сильное. Смотрит на тебя свысока, давит каменным взглядом, будто хочет проверить, веришь ты в ее мощь или нет. Судя по богатым дарам, верят многие. У менгира стоят молоко, сметана, творог и детские игрушки. Считается, что Улуг Хуртуях Тас помогает тем, кто не может родить детей. Изваяние нашло себе место в крытом павильоне Анхаковского музея-заповедника. Жители региона настояли, чтобы «каменная баба» стояла не в краеведческом музее, а в тех местах, где была найдена. Помимо чудодейственного менгира, в музее есть подлинная юрта XIX века и курганы VII–III веков до н.э.
Еще одна точка на карте Хакасии, которую стоит посетить любителям истории и красивых видов, — участок «Оглахты» государственного природного заповедника «Хакасский». Здесь придется попотеть, ведь чтобы увидеть всю красоту, нужно забраться гору Сорок зубьев — 965 ступенек. Вам откроются петроглифы, оставленные древними обитателями этих мест, и потрясающие инстаграмные виды на Енисей, которые стоили каждой ступеньки. А у подножия — огромный Шаман-камень. Можно только догадываться о том, какие воспоминания он хранит и какие обряды здесь совершались. Трогать камень нельзя, чтобы не испортить оставшиеся на нем рисунки.
Также на участке «Оглахты» находится комплекс исторических реконструкций «Поселок предков». Здесь собраны элементы культуры и быта разных исторических эпох. Все можно трогать и примерять, так что в быт и атмосферу древних народов погружаешься быстро и легко.
За сохранностью этих мест в Хакасии трепетно следят, поэтому попасть сюда можно только с экскурсией и только по предварительной записи: пускают ограниченное число людей за день. Самостоятельным туристам обязательно нужно присоединиться к организованной группе, иначе долгий путь будет проделан зря.
Места силы
Горная гряда Сундуки — одно из самых известных «мест силы» Хакасии. Здесь это словосочетание не дань моде, хакасы действительно верят в энергетическую заряженность определенных мест и относятся к ним уважительно. Туристы приезжают на Сундуки за открыточными видами, но гид обязательно предложит на удачу завязать ленточку чалама на коновязи.
Мне достается белая лента, которая говорит о чистоте помыслов и благодарности местным духам. Такая лента подходит для просьб о добром здоровье — идеально в пандемию. Синий — цвет неба и богов, зеленый символизирует природу и сулит плодородие, красный — символ домашнего очага, а желтый — богатства и процветания. Завязывать ленточку нужно некрепко — так ей будет легче оторваться от коновязи и донести послание духам.
«А теперь девочки идут со мной, а мальчики ждут», — гид зовет совершить обряд для пробуждения женской энергии. Мы проходим три круга по часовой стрелке и садимся на землю. «Прикоснитесь к земле? Чувствуете от нее жар? Это удивительное место». Я действительно чувствую жар от земли. В Южной Сибири в этот день +32, и я предпочла бы, чтобы земля была ледяной, а с женской энергией как-нибудь потом разберемся. Признаваться, что ты не ощутила ничего особенного, как-то неловко. Я просто сижу, закрыв глаза, и пытаюсь усмирить учащенное после подъема в горку дыхание.
«Ну, вы чувствуете энергию?» — Гид смотрит на нас с надеждой, которая вот-вот перейдет в осуждение. Увы, никаких особенных вибраций наша группа в тот день не почувствовала. «Это потому что вы не в юбках сюда пришли», — резюмирует гид и берется за мужчин. Им предстоит «обнулиться», сидя на камне.
Юрта, XXI век
Хакасы раньше жили в юртах. Чем больше в юрте граней, тем богаче хозяин. У бедняков зачастую были квадратные юрты, 6-8 граней — «середняк», 10 граней — куда солиднее, 12 — знатный уважаемый человек.
Посередине юрты располагается очаг. Канал от очага до неба — отсылка к вертикальному трехслойному миру, основе мироустройства древних хакасов. Каждое место у очага соответствует статусу человека. Глава семьи сидит далеко от двери и у очага, здесь же располагается хозяйская кровать. Нежеланные гости или незнатные ютятся у входа.
Заходить в юрту нужно с преклоненной головой: во-первых, это дань уважения гостеприимству хозяев, во-вторых, так вы автоматически приветствуете богиню очага, а в-третьих, иначе вы просто треснетесь головой, как я. С третьего раза получается преклоняться как надо. Сверху над входом в юрту висит деревянная лапка: если наклонился недостаточно и получил лапкой по голове, значит, ты нежеланный гость, и духи дома тебя не одобряют. На порожек наступать нельзя — плохая примета.
Сейчас строительство юрт стараются возрождать, устраивают даже конкурсы на лучшую юрту. Переночевать в юрте и почувствовать себя хакасом можно рядом с селом Аскиз, которое называют сердцем республики, или на озере Белё. Юрты для туристов сдают на территории музея «Казановка», в глэмпинге «Кюг», в эколого-туристическом комплексе «Скалки». Снять юрту можно за 3,5–4 тыс. руб. в сутки.
Енисей
Отдельным туристическим маршрутом Хакасии можно назвать Енисей, это главная транспортная артерия Сибири. До строительства знаменитой Саяно-Шушенской ГЭС и развития автотранспорта по Енисею ходили пароходы до Кызыла. Сейчас по реке ходят прогулочные теплоходы и катеры, которые могут довезти до участка «Оглахты» или Енисейских ворот. Четыре горы стоят по краям Енисея, как четыре стража. На западном берегу, со стороны Хакасии, — Куня и Оглахты, а на восточном берегу — Тепсей и Суханиха, но это уже Красноярский край.
В заливах Саянского моря, возникшего в результате строительства ГЭС, расположено множество плавбаз, где отдыхают рыбаки и туристы. Самый популярный маршрут здесь стартует от порта «Джойская Сосновка».
Мы же высаживаемся неподалеку от Саяногорска. Нас встречает Олег — могучий веселый мужчина, похожий на Деда Мороза, который наконец узнал, что такое лето, и решил провести его активно. Олег руководит командой «Приключелло» и организует детские и взрослые сплавы. Он один из инициаторов создания саяногорского туристско-рекреационного кластера «Карлов створ» с пешими, конными, лыжными и водными маршрутами, а также базами отдыха, рыбалкой и горными восхождениями.
Мне выдают весло и рассказывают, как правильно себя вести, если выпал из пакрафта — надувного плота, на котором предстоит сплавляться по Енисею. «Сложность минимальная», — обещает Олег. Эти слова эхом звенят в ушах каждый раз, когда мы летим на камни, но изо всех сил делаем вид, что все по плану и мы сейчас вырулим. Малейшая раскоординация приводит к смене курса, управлять легкой надувной штукой с первого раза не получается, но эмоций море.
Такие сплавы проводят неподалеку от Саяно-Шушенской ГЭС, которая неизменно входит во все туристические маршруты. ГЭС — тоже по-своему место силы, которых так много в Хакасии, но силы человека, с помощью знаний и упорства подчинившего себе энергию и мощь Енисея. Выглядит впечатляюще и в чем-то устрашающе, даже за два километра. Мы любуемся ГЭС издалека, со смотровой площадки. Внутрь нас не пускают. Сейчас «РусГидро» запускает проект промышленного туризма и обещает, что в сентябре Саяно-Шушенская ГЭС откроется для посещений.
Рядом проходит единственный трамвай в Хакасии. Это корпоративный транспорт для сотрудников станции. Раньше по колее возили материалы для строительства, а теперь людей. В надежде прокатиться мы идем на остановку, но группу с фотоаппаратами сложно принять за работников станции, и трамвай проходит мимо.
ГЭС привлекает не только туристов, но и свадьбы. Здесь делают фотографии со станцией на ладошке и вешают замочки у смотровой площадки.
Еще одно популярное у молодоженов место и одна из самых инстаграмных локаций — мраморный карьер между Саяногорском и поселком Черемушки, куда сбрасывают неликвидные остатки. Туристы с удовольствием разбирают кусочки на память (в аэропорту такие продают), а местные приезжают делать фотосессии на закате. Кстати, многие могли видеть хакасский мрамор — например, в Храме Христа Спасителя.
На Ширу за 10 тысяч
«А где отдыхают местные?» — спрашиваем мы нашего гида Павла. «А местные отдыхают в Турции, они берегут природу Хакасии», — шутит Павел.
На самом деле, в Хакасии есть «свой Сочи». Это озеро Шира́ со слабосоленой водой. Шира не склоняется. Если у таксиста спрашивают, как проехать «до Ширы», то это 10 тысяч, не меньше. А если спросить: «Можно с вами доехать до Шира?» — получаешь менее туристический тариф.
Пляж на Шира и базы вокруг него — это экскурсия на несколько десятков лет назад в плане инфраструктуры и картинки, но место все равно очень оживленное и популярное. Озеро известно целебной водой и лечебными грязями, многие отдыхают тут с палатками или останавливаются в корпусах базы отдыха, которая так и называется — «Озеро Шира».
Также популярны озера Беле, Тус и Иткуль. Беле — крупнейшее в Хакасии, оно разделено узким перешейком на два плеса. Восточная часть более соленая, западная — более пресная. В Тусе концентрация солей сравнима с Мертвым морем, а его грязь используют для профилактики различных заболеваний. Иткуль же часто сравнивают с Байкалом за его чистую и прозрачную воду. Здесь много родников и вода достаточно прохладная, редко прогревается выше 20 градусов.
Для отдыха на озере Иткуль доступна лишь часть северо-восточного берега, и остановиться здесь можно только в палатках и немногочисленных летних домиках. А вот у озер Беле, Тус и Шира есть организованные базы отдыха.
Праздник круглый год
У древних хакасов год строился вокруг урожая, и основные события были связаны с сельскохозяйственным циклом. Отсюда произошли многие праздники, которые широко отмечают до сих пор.
Уртун Тойы — день урожая и время свадеб. В день осеннего равноденствия, когда основные работы были окончены, люди получали расчет и начинали отмечать. Это самый веселый и сытный праздник. «Осенью и мышь богата», гласит хакасская поговорка. Сейчас Уртун Тойы — это выставка достижений сельского хозяйства: хакасы хвалятся самыми большими кабачками и готовят национальные блюда.
Отметив сбор урожая, хакасы начинают готовиться к следующему сезону. До наступления холодов нужно успеть задобрить духов, чтобы пережить зиму. Поэтому осенью проводят специальный ночной обряд. Шаманы собираются вместе, приглашают самых сладкоголосых певцов хайджи и всю ночь совершают обряды и поют духам песни, чтобы они убаюкались и чтобы не пошел снег. Снег для степной Хакасии — это плохо, еще хуже — наст и наледь, когда сначала все растаяло, а потом снова замерзло. Тогда скоту будет сложно достать из-под корки прошлогоднюю траву. Такого стараются не допускать, единственный способ — вовремя и правильно задобрить духов.
В марте отмечают Чыл Пазы — новый год. Пик праздника приходится на день весеннего равноденствия — 22 марта. Люди очищаются ото зла и обращаются к верховным богам за благословением. Все неприятности, грехи и болезни хакасы завязывают узлом на черных лентах чалама и бросают в костер. Во время Чыл Пазы благодарят огонь, который берег людей всю зиму, прощают друг другу все обиды и поклоняются березе, которую считают священным деревом.
В период летнего выпаса скота отмечают Тун Пайрам. Это очень активный праздник: проводят скачки, бега, спортивные состязания. Для Тун Пайрама готовили первые молочные продукты, заводили первый айран, шили новые платья. Самое популярное состязание — национальная борьба курес. Участники борются, подпоясавшись кушаками. Нужно, держась за эти кушаки, бросить соперника на землю.
Еще одно популярное соревнование — стрельба из лука. Меткость ценилась у хакасов и в мирное, и в военное время. Многие скотоводы были одновременно и охотниками.
Отрабатывать навыки стрельбы из лука едем в музей-заповедник «Казановка» в Аскизском районе. В мишень удается попасть с первого раза, но закрепить успех сложно — стрела то не долетает до цели, то перелетает забор.
В национальной настольной игре хазых мне везет больше. «Хазых» переводится как «здоровье», играют в нее костяшками барана. Есть три вида костяшек, нужно искать парные и выбивать ими друг друга, не задевая остальные. Кто выбьет и соберет больше, тот и выиграл. Игра известна с VII века до н.э. Позже миллениалы изобретут фишки, но это будет не так увлекательно.
Баранина, талган и шишки
В «Казановке» можно не только посостязаться в национальных видах спорта и играх, но и отведать местную кухню: мюн — бульон из баранины, похты — кашу из сметаны и муки, хан — кровяную колбасу. Кухня очень сытная и на вид брутальная. Кровяную колбасу попробовать так и не решаюсь, хотя почти вся группа уминает ее с хлебом, громко причмокивая. А вот похты оказывается очень вкусной. Кашей ее не назовешь, скорее похоже на фондю — горячо и сытно.
На десерт — конфеты из талгана. Готовят талган из ячменя. Зерна сушат, обжаривают в большой железной чаше, а после перемалывают в деревянных ручных мельницах (современные хозяйки, конечно, пользуются бытовой техникой). Получившуюся муку крупного помола и называют талган. Его заливают молоком, едят с мясным бульоном или же делают из него вкусные и полезные конфеты. Талган — это национальный продукт Хакасии, ему посвящен отдельный праздник Алтын Ac, что в перевод значит «золотое зерно».
Конфеты из талгана — один из лучших гастросувениров из Хакасии наряду с чаем с чабрецом или живительным саган дайля. Еще один хит — «шашлычки» из шишек, а в лавке в аэропорту обязательно возьмите шоколад с кедровыми орешками.
На дорожку гид готовит нам туристический напиток, который тут делают туристы, путешествующие, скажем так, экономклассом. Называется «шара». Это чай (чем дешевле и хуже, тем лучше), горные травы по вкусу, сгущенка и молочная водка. В конце в чан гасится раскаленное поленышко. Пьешь, вдыхаешь степной воздух и чувствуешь в себе и пять стихий, и больше — насколько хватит фантазии и шары.