Стиль
Впечатления Культурные события мая: куда пойти в Москве и Петербурге
Стиль
Впечатления Культурные события мая: куда пойти в Москве и Петербурге
Впечатления

Культурные события мая: куда пойти в Москве и Петербурге

Культурные события мая: куда пойти в Москве и Петербурге
Независимый театр во всей красе, опера по мотивам романа Вирджинии Вулф и концерты в диапазоне от андеграунда и хулиганских песен до академической музыки и джаза в оранжерее. Другими словами, без культурных впечатлений в этом мае мы не останемся


«Мягкая родина»

Фонд RuArts
До 26 сентября

Фонд RuArts обзавелся новым домом, к которому ведут тихие и поэтичные арбатские переулки, и отмечает новоселье экспозицией под названием «Мягкая родина». В числе работ — произведения советских нонконформистов и героев сегодняшнего дня, современных художников, работающих тут и теперь. Исследование темы границ получилось объемным и заняло несколько этажей, но ответ на вопрос, отчего же родина вдруг стала мягкой, обнаруживается сразу и принимает форму подбитой синтепоном и украшенной жемчугами карты России авторства Дмитрия Цветкова, будто приглашающей в это царство взглядов и художественных идей.

Фото: ruarts.foundation
 

«Моцарт “Дон Жуан”. Генеральная репетиция»

Мастерская Петра Фоменко
8, 14, 25 мая

Каждый, бывавший на спектаклях Дмитрия Крымова, знает, что даже при выборе любого классического сюжета и его героев этот режиссер выдумывает свой собственный, ни на что не похожий мир. В нем чудаки и злодеи, влюбленные и проказники, песни и пляски. «Дон Жуан», например, превратится в сказку, а вернее — если верить названию спектакля — в генеральную ее репетицию. «В этой сказке будет и металлургический завод в Кривом Роге, и коктебельские камушки, и попытка объяснить, чем отличаются свои художественные штампы от своих же художественных приемов, и воздушный шарик, который должен лежать в левом кармане пиджака как талисман — на удачу. Настоящий снег, настоящая земля и настоящее пение», — говорит Дмитрий Крымов, явно рассказывая лишь про верхушку этого театрального айсберга.

Фото: пресс-служба

«Наш класс»

Fulcro, Санкт-Петербург
8, 9 мая

Еще один независимый театр — тоже петербургский по духу и по факту — сложился из выпускников театральной мастерской Вениамина Фильштинского. Не захотев разбегаться по городам и труппам, они соединились под звонким названием Fulcro, сразу на нескольких языках означающем «точку опоры». Духом свободы и бесстрашия, свойственным молодости и автономным проектам, от этого объединения и его постановок так и веет. «Наш класс» режиссера Дарьи Шаминой — тот спектакль, с которого все началось. Пьеса Тадеуша Слободзянека — материал известный и непростой, погружающий и артистов, и зрителей в пучину трагедий XX века. Путь от школьной скамьи до самой смерти мы проходим вместе с одноклассниками — польскими евреями: десять жизней, десять судеб и множество поводов задуматься, какими хрупкими, жестокими и сильными в этом мире оказываются люди.

Фото: fulcrotheatre.ru

«Орландо»

Большой театр, Новая сцена
8,9 мая

Премьерный балет хореографа Кристиана Шпука исследует сложносочиненный роман Вирджинии Вулф, в котором Орландо несется сквозь годы и века, не старея, но меняясь и превращаясь из мужчины в женщину. Его, а затем и ее настигают то меланхолия, то смятение, но по своему пути одиночка Орландо идет в окружении природы — той живительной силы, что была до нас и останется после. Иную природу — мыслей и чувств — из сочинения британской писательницы постановщик подчеркивает своим выбором музыки. Сюжет сопровождают сочинения Эдуарда Элгара, Филипа Гласса, Леры Ауэрбах и Елены Кац-Чернин.

Фото: Михаил Логвинов / Большой театр

«Общага на крови»

На сцене театрального центра на Страстном
11, 12 мая

Для режиссера и актера Семена Серзина театральный и киносезон начался удачно. В московском «Гоголь-центре» прошла премьера его спектакля «Красный крест» по роману Саши Филипенко, в петербургском «Приюте комедианта» он поставил «Кису» по мотивам «Двенадцати стульев», а в прокат не без успеха ворвался «Человек из Подольска» — абсурдистская пьеса Дмитрия Данилова, на экране зажившая новой (и весьма впечатляющей) жизнью. Во всех этих работах среди артистов появляются соратники Серзина по «Невидимому театру» — независимому объединению, придуманному режиссером четыре года назад в Петербурге. Этой весной актерская банда, как часто называет ее основатель, расширяет географию и захватывает Москву. Отличный повод познакомиться с этим театром (вопреки названию, вполне даже видимым) — премьера постановки «Общага на крови» по роману Алексея Иванова. В ней все, как полагается: юность и дружба, студенчество и отсутствие денег, подпольный мир и необходимость делать выбор.

Фото: пресс-служба

Концерт группы Artemiev

Санкт-Петербург, 12 мая, клуб «Космонавт»
Москва, 21 мая, «Мумий Тролль Bar»

Весна, а вместе с ней ночные прогулки, рассветы и предчувствие момента для группы Artemiev наступили с выходом альбома «+ (плюс)», значительно опередив все свои календарные обязательства. На этой пластинке солист и автор текстов Павел Артемьев расстается с привычной ему меланхолией, позволяя своему лирическому герою пожить в мире, где «в груди горят потешные огни», да и вообще все скорее в плюс, чем в минус.

Певец Павел Артемьев — об одинаковой музыке в такси, эйфории и нехватке критики

Начало сезона Garage Screen

Летний кинотеатр музея Garage
C 13 мая

Май — своеобразный затакт для пикников, кинопоказов под открытым небом и фестивалей, которые скоро заполнят наше расписание сполна. И как лето не лето без ледяных лимонадов и спелой черешни, так и культурный сезон не сезон без кинотеатра музея современного искусства «Гараж». Откроется он фильмом братьев Цюрхеров «Девушка и паук» из программы Берлинале с берлинским же сюжетом и антуражем. Дальше последуют другие фестивальные хиты и целая ретроспектива фильмов Вонга Карвая. Ну а что может быть лучше в пору весны и любви, чем сюжет режиссера? Конечно, целая их череда.

Фото: garagemca.org

Королев/Титов: Хулиганские песни

Москва, 13 мая, Powerhouse
Санкт-Петербург, 14 мая, Social Club

Солист группы OQJAV Вадик Королев и артист Мастерской Брусникина Игорь Титов решили, что если хулиганить, то прямо сейчас, а если петь, то только любимые песни. Такие, будто лето, костер, вся ночь впереди, а гитара как раз под рукой. С дерева от восторга и жажды сопричастности то и дело падают шишки, а мелодия следует за мелодией, оставляя след в памяти собравшихся не на год или два, а на сколько там еще впереди. Кстати, вслед за московским озорным концертом последует гастроль в Петербург, а там и Финский залив под рукой.

Солист OQJAV Вадик Королев — о кегельной дорожке, соцсетях и текстах песен

Фото: Facebook

Международный театральный фестиваль имени А.П. Чехова

Москва
14 мая — 17 июля
 

Театральный праздник длиною два месяца — вот что такое Чеховский фестиваль, в условиях карантинных ограничений выглядящий не меньше чем чудом. Программа включает спектакли из Испании, Италии, Индии, Японии, Германии, Великобритании, Австралии, Китая, Грузии и Франции. Непременной чеховской ноткой на этот раз оказывается «Вишневый сад» в постановке Алессандро Серра, где печаль и смех сплели настолько тесный союз, что работу итальянского режиссера уже окрестили вальсом.

Фото: chekhovfest.ru

Таро Янковской

14 мая — 13 июня
Галерея «Файн Арт»


Герои сюжетов Маши Янковской — свободолюбивые и дерзкие, плоть от плоти породившего их мегаполиса — на этот раз уступают дорогу старшим арканам колоды Таро. Впрочем, и им тоже дерзости не занимать, ведь на традиционные для карт образы Янковская не ориентировалась совсем, создавая свой собственный мир. Он-то и захватит пространство московской галереи, где пройдет персональная выставка художницы, целиком и полностью посвященная шутам и магам, жрицам, императрицам и императорам, жрецам, влюбленным и другим обитателям царства Таро.

Фото: instagram.com/yankovskaya

Концерт Shortparis

Москва, Adrenaline Stadium, 15 мая
Санкт-Петербург, A2 GREEN CONCERT, 20 мая 

Петербургская группа Shortparis привыкла играть каждый концерт словно последний — настолько накаляются страсти во время этих похожих на спектакли действ. Меткие тексты, резкие (но продуманные) движения и контекст современного искусства, резонирующий с современной же действительностью, — вот из чего сплетены композиции и целые альбомы этой пятерки бунтарей.

Риад Маммадов, «Песни Абшерона»

ВДНХ, оранжерея (павильон №14)
21 мая

Пианист Риад Маммадов сочетает классический репертуар с авторскими джазовыми программами с такой же легкостью, с какой пускается в импровизации на своих концертах. Продолжительная, упорная и в том числе музыковедческая работа, которая делает это все возможным, остается за скобками, на выступлениях же свобода соединяется с беззаботностью, а Запад — с Востоком. На выступлении в оранжерее ВДНХ, в окружении зелени и пробудившейся природы, зазвучит азербайджанский мугам, впитавший мудрость веков, но не потерявший свежести чувств.

Пианист Риад Маммадов — о джазе, классике и образе рая

Фото: kassir.ru

«Левша»

Театр Наций
21–24 мая

В третьей постановке Максима Диденко в Театре Наций у лесковского Левши появляется собственный и довольно громкий голос (за него отвечают тексты драматурга Валерия Печейкина, по своему обыкновению настолько же хлесткие, насколько и своевременные), а у Блохи — переживания, выраженные на языке не слов, но танца. Также в наличии впечатляющих размеров гора русской земли, основательная щепотка юмора и классический сюжет, как всегда в работах режиссера и его команды раскрывающийся совершенно по-новому. К слову, у спектакля два состава. В одном роли Левши и Блохи исполняют Евгений Стычкин и Диана Вишнёва, во втором — Александр Якин и Ксения Шевцова.

Фото: theatreofnations.ru

«Страх и отвращение в Москве»

«Гоголь-центр»
26, 27 мая

Еще одна премьера в жанре «по мотивам» — в «Гоголь-центре», где актер и режиссер Филипп Авдеев выбрал для дебюта на большой сцене роман Хантера Томпсона «Страх и отвращение в Лас-Вегасе». В постановке эти эмоции обуревают, впрочем, не Вегас, а Москву, где герои бредут по улицам и переулкам, застревая в забегаловках и прочих злачных местечках в попытках разобраться и совладать с ужасами большого города, а вместе с тем с самими собой.

Актер и режиссер Филипп Авдеев — о страхе, отвращении, стиле гонзо и альтруизме

Фото: gogolcenter.com

Концерт Владимира Юровского и госоркестра России им. Е.Ф. Светланова

Концертный зал им. П.И. Чайковского
27 мая

Дирижер Владимир Юровский в представлении не нуждается. Ему давно покорились лучшие залы (и оркестры) мира, но на родную московскую сцену он каждый раз выходит, не скрывая удовольствия. В программе грядущего концерта — Концерт №1 для фортепиано с оркестром Брамса, симфоническая поэма «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля» Штрауса и «Фальстаф» — симфоническая пьеса Элгара.

Фото: meloman.ru

Концерт OQJAV

«Мумий Тролль Bar»
28 мая

Харизматичная троица в лице Ярослава Тимофеева, Дмитрия Шугайкина и Вадика Королева обещает выйти на концертную сцену в расширенном составе. Обещания OQJAV обычно держит и за сказанное отвечает. Меланхоличные альбомы оказываются действительно полны тонких и точных переживаний, клипы — образны, а исполненный группой «Плач по двум нерожденным поэмам» на стихи Вознесенского и вовсе стал чем-то вроде гимна времени. Ушедшего и пришедшего, прошлого и настоящего, того, которому находится место в лирике и самого Королева.

Человек «растроенный»: как и чем живет группа OQJAV

Концерт ВИА «Татьяна»

«Шестнадцать тонн»
28 мая

Мир, в котором ждешь заветного звонка, каждый раз бросаясь к телефонной трубке, в котором идешь по ночной набережной, надеясь на то самое не погасшее окно, неизменно оживает на концертах ВИА «Татьяна». Майское выступление окажется особенным — вокально-инструментальный ансамбль обаятельных девушек будто прямиком с открытки отмечает 15-летие, так что и песни, и танцы будут не какими-нибудь, а праздничными и юбилейными.

«"Современник". Начало»

Московский музей современного искусства (Гоголевский б-р, 10)
До 30 мая

Театр «Современник» отмечает 65-летие и по такому торжественному и одновременно лиричному поводу вспоминает, с чего все начиналось, когда группка юнцов с горящими глазами решила всегда смотреть вперед и не бояться. Экспозиция вторит и названию, и самой природе этого театра, разбирая, из чего же состоит та самая современность, которой решили служить люди искусства, отражая наши общие сомнения и мечты, тяготы и радости. История «Современника» и первых его постановок соединяется с историей современного искусства: семь спектаклей — семь художников, в своих работах поднимающих темы, этому театру известные хорошо, и как итог выставка-посвящение и осмысление. Себя, друг друга, нас с вами.

Елена Артеменко. Вещи, которые имеют вес. 2018
Елена Артеменко. Вещи, которые имеют вес. 2018

Таисия Короткова, «Темный лес»

Новая Третьяковка
До 13 июня

В Западном крыле Новой Третьяковки пророс сумрачный и вселяющий любопытство и тревогу «Темный лес» художницы Таисии Коротковой. В этому лесу сквозь стволы и ветви проглядывают порождения не природы, а человека. Заброшенные военные постройки, присвоенные прорастающими в/на/вокруг них корнями и побегами, напоминают о металлической строгости науки, холодке военных контекстов, но в то же время — о научной фантастике и сказке.

Таисия Короткова. Из серии «Темный лес». 2018
Таисия Короткова. Из серии «Темный лес». 2018

XII московская международная биеннале «Мода и стиль в фотографии»

Мультимедиа Арт Музей, Москва
Текущие выставки — до 20 и 27 июня

Чем живет современная фэшн-фотография, а чем — фотография уличная, во всех подробностях рассказывают, как всегда, экспозиции затеянной Мультимедиа Арт Музеем биеннале. Здесь и выставка «Режим тишины» фотографа Юлии Майоровой, успевшей навести объектив на героев в диапазоне от Джорджа Клуни и Мэй Маск до отечественных инди-любимчиков Pompeya и Mujuice. И объединенная названием «crazy это сразу» череда работ Эмми Америка — автора ярких, спонтанных, красноречивых съемок Vogue, Numéro и других изданий. И «Поток» Бориса Назаренко, фиксирующий повседневную, но оттого не менее выразительную жизнь.

Юлия Майорова. Вэлин Добсон для Glamour Russia. Лос-Анджелес, 2018
Юлия Майорова. Вэлин Добсон для Glamour Russia. Лос-Анджелес, 2018

Репетиция перед отпуском: как провести майские праздники, чтобы они запомнились.