Холодный ветер и приглашение домой: афиша февраля
Концерт группы «Свидание»
17 февраля
Клуб «16 тонн»
«Что такое свидание и всегда ли понятно, что это оно?» — вопрос, людей мучающий нередко. Слово, вызывающее волнение и трепет, независимая группа под лидерством Андрея Зеберти придумала сделать своим названием, сразу очертив круг интересующих музыкантов тем. Все они связаны с любовью, умеющей, как известно, проникать даже в самые незаметные приметы повседневности, тем самым меняя и украшая их.
Вадим Михайлов «Tyranosaurus Sanctus», Никита Селезнев «В долине»
До 5 марта
Отель «Рихтер»
«Рихтер» — место для завтраков и ужинов, встреч и дискуссий, другими словами, не только для путешественников, но и для москвичей, продолжает серию проектов с петербургской галереей Myth gallery сразу двумя выставками. На этот раз стены двух этажей особняка в Замоскворечье встречают летучих мышей и динозавров — персонажей, населяющих работы художника Вадима Михайлова. Никита Селезнев, в свою очередь, осмысляет гипотезу нового времени, времени роботов и технологий. Понятие «Зловещая долина» предполагает, что действия роботов, похожие на человеческие, нам, людям, жутки и неприятны.
Вадим Михайлов. Русский абраксас, 2020. Ватник, ночная рубашка, плечики, левкас, масло, сграффито. 135х151 см
«Синкретизм| Бесконечность и роза»
16–28 февраля
Галерея «Граунд Солянка»
Не столько выставка, сколько настоящий фестиваль. На две недели он поселится в галерее на Солянке, захватив все ее пространство театром, музыкой, танцем и перформансами. Сооснователь театра AXE Павел Семченко задумывается о природе и значении синкретизма, приглашая присоединиться к этим размышлениям соратников и друзей. Куратором проекта выступил режиссер Максим Диденко, среди участников, к примеру, — музыкант Владимир Волков и хореограф Владимир Варнава.
«Тени великих смущают меня»
15, 16 февраля
Еврейский музей и центр толерантности
В разговорах с коллегами и особенно с учениками Дмитрий Брусникин нередко вспоминал нобелевскую речь Иосифа Бродского. Произнесенный в 1987 году, сегодня этот текст о человечности ничуть не потерял в актуальности, а лишь в ней приобрел. В память о мастере выпускники Брусникина Сергей Щедрин и Гладстон Махиб поставили спектакль, который превратит Еврейский музей и центр толерантности в зал ожидания. Собравшиеся в нем озвучат мысли поэта о ценности жизни и искусства.
«Ромео и Джульетта»
12–21 февраля
Кинотеатр «Иллюзион»
Кинотеатр «Иллюзион» предлагает разобраться, каким видит вечный сюжет о двух юных влюбленных мировой кинематограф, и устраивает смотр экранизаций шекспировской пьесы. Здесь и самая первая звуковая версия Джорджа Кьюкора из светлой эры Золотого Голливуда, и балет с Галиной Улановой в главной роли, и превращенный в Ромео Леонардо Ди Каприо из фильма База Лурмана. Ну а где еще оказываться в пучине страстей, если не в холодной февральской Москве, будто бы задает вопрос кинотеатр и тут же находит на него ответ.
«Пугало»
В прокате с 4 февраля
Гонимая отовсюду шаманка приятельствует разве что с бутылкой водки, в обнимку с которой бродит по заметенным снегом улицам поселка и валится на пол своего полуразрушенного дома. Куда бы она ни пришла, вслед ей несутся проклятья, слишком уж пугает соседей ее неведомый дар, способный вытянуть из ослабленных тел болезни и затянуть раны. Пойти к ней — последний шанс на выздоровление. Люди пользуются им здесь тихо, тайно и нередко, а окрепнув, в лучшем случае просто идут мимо, чаще же — плюют и прогоняют. В этом сентябре якутское кино впервые оказалось в конкурсе «Кинотавра» и тут же наделало шуму. «Пугало» и его режиссер Дмитрий Давыдов увезли с фестиваля главный приз, а Валентина Романова-Чыскыырай — еще и награду за лучшую женскую роль.
Александр Бенуа и его «Мир искусства»
До 16 мая
Третьяковская галерея
«Мир искусства» действительно был скорее целым миром, чем просто художественным объединением. Вечера в компании единомышленников, выставки, общность интересов и, конечно, собственный одноименный журнал — все это было у мирискусников, объединившихся по инициативе Александра Бенуа. Узнать о том, какой он — его «Мир искусства», и предлагает экспозиция, собравшая иллюстрации, открытки и свидетельства времени.
«Северный ветер»
В прокате с 6 февраля
В кинопрокате наконец-то задул поджидавшийся с осени «Северный ветер» — фильм Ренаты Литвиновой, в котором земли промерзших полей оказываются вдруг подвластны не только красоте, но и гниению. В этом сновидении (которое лучше один раз увидеть) обнаружатся характеры и судьбы, величие и упадок, жизнь и смерть, заметенная елками Красная площадь, музыка Земфиры, а еще — дополнительный 13-й час.
«Шар и крест. Выбор коллекционера»
До 25 февраля
Музей декоративно-прикладного и народного искусства
Во время карантина весной минувшего (ко всеобщему облегчению) года в Facebook появилось сообщество «Шар и крест», выручившее одновременно художников, галеристов, коллекционеров и просто любителей искусства. Первым нужна была поддержка, вторые тосковали по работе, третьи не хотели терять ни времени, ни увлеченности, четвертые давно мечтали оказаться на территории профессионалов и вдруг вмиг там очутились. В группе не просто продавали и покупали произведения искусства, в ней охотились, восхищались, вздыхали по ушедшим из-под носа работам и радовались приобретенным. Экспозиция в музее декоративно-прикладного искусства позволяет рассмотреть получившиеся собрания десяти коллекционеров, так что, по сути, за одним названием скрывается далеко не одна выставка.
Роберт Фальк
До 23 мая
Новая Третьяковка
Образцовая ретроспектива Роберта Фалька в Новой Третьяковке ничуть не теряет ни в чуткости, ни в нежности, стремительно сокращая дистанцию между художником и сегодняшним его зрителем. Путь в искусстве, рассказанный по понятному принципу «от» и «до», ведет тропинками цвета и света, радостей и разочарований, увлеченности течениями и мастерами, жизни здесь и там. Ведет и приводит каждого из пришедших к какой-то своей, той самой особенной работе, которую так истово ищешь среди других на любой выставке.
Новый выставочный сезон в Мультимедиа Арт Музее
До 28 марта
Мультимедиа Арт Музей, Москва
Как и всегда, московский Мультимедиа Арт Музей не мелочился, а открыл сразу шесть новых выставок. Охватить ли их все за раз или растянуть на несколько посещений, каждый решает сам. Выбирать (опять же, привычно) есть из чего. Вот задокументированная Паскалем Мэтром реальность жизни в Конго и Нигере, Мали и на Мадагаскаре («Паскаль Мэтр. Репортажи»). Вот монохромные, а оттого еще более выразительные работы Валерия Чтака, объединенные заголовком «Могло бы быть гораздо хуже». А вот размышления о пандемии в сюжетах, осмысленных российскими художниками за последний год, которые соседствуют с произведениями Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Франциско Инфанте, Ивана Чуйкова, Владимира Янкилевского и других художников-классиков мира современного искусства («Тень души, но заостренней чуть»).
«Чжан Хуань. Любовь как мудрость»
Галерея ГУМ-Red-Line
9 февраля — 8 апреля
В покалеченном пандемией 2020 году выставка Чжан Хуаня в Эрмитаже оказалась для многих чем-то сродни терапии. Теперь пришла очередь Москвы, куда произведения китайского художника приезжают в контексте лишь одной (зато какой!) темы. Любовь — вопрос вопросов, ответ на который ищет и искусство, — в работах художника-буддиста обретает новые контексты, а разбираться в них нам предлагают в пространстве, похожем на монашескую келью.
«Семь дней в совриске»
21 февраля
Новое пространство Театра Наций
Современное искусство нередко заглядывает на территорию театра, а в спектакле режиссера Егора Матвеева и вовсе оказывается и главным предметом исследования, и главным героем одновременно. Постановка сделана по мотивам книги Сары Торнтон «Семь дней в искусстве», обложки которой в книжных магазинах по всему миру облеплены манкими наклейками «бестселлер». Впрочем, в версии Матвеева и драматурга Егора Зайцева на сцене появятся институции не мировые, а отечественные, но действующие лица останутся прежними: без директора, инвестора, куратора не обойдутся ни мир современного искусства, ни театральное его воплощение.
«Северное сияние»
19, 20 февраля
В пространстве WineWood Moscow Hotel
Каждый день мир пополняется десятками, а может и сотнями статей о том, как важно уметь озвучивать свои чувства и желания, но действительно ли мы научились говорить о них, вопрос. Так что спектакль «Северное сияние» — прежде всего именно разговор: о том, что часто хочется оставить между строк, о чем чаще молчат или отшучиваются. Иными словами, о сексе, границах, природе чувствительности и чувственности. Зритель в нем пройдет через череду пространств, чтобы узнать разные истории и, возможно, унести вместе с собой в этот вечер не только новые впечатления, но и немного внутренней свободы.
Шопен. Любимые миниатюры
21 февраля
Концертный зал имени П.И. Чайковского
Встреча с миром искусства совсем не обязана быть побегом от реальности, но передышкой от нее может стать вполне. Весьма кстати в этом смысле окажутся произведения композиторов-романтиков, например фортепианные произведения Фридерика Шопена, которые исполнят пианисты Константин Емельянов и Филипп Копачевский.
«Джульетта»
22 февраля
БДТ имени Г.А. Товстоногова
Если вдруг вы думаете, что «Джульетта» петербургского БДТ в постановке эстонских режиссеров Тийта Оясoо и Эне-Лийс Семпер станет классической трактовкой классических событий, самое время убедиться: в этом смысле «Джульетта» не то, чем кажется. События пьесы Шекспира проникают в жизнь совсем еще юной актрисы (как нетрудно догадаться, той самой Джульетты, играет которую Муся Тотибадзе), со сцены звучат написанные Сергеем Шнуровым песни, да и вообще действие оказывается не обделенным ни событиями, ни эмоциями.
«Lorem ipsum»
23, 24 февраля
Театр «Практика»
Один спектакль и девять сюжетов, поставленных девятью же режиссерами. За один вечер из них будут сыграны только пять. Их, голосуя, выберут зрители, еще совсем не представляющие, какие истории скрываются за строчками «каталога» предложенных тем. Среди них, к примеру, встретятся «Русская классика», «Дом и семья», «Юмор и развлечения», «Спорт», «Философия», «Бизнес и финансы». Авторами строк здесь становятся текстовые алгоритмы, чьи бессмысленные нечитабельные замыслы объединены драматургом Екатериной Августеняк в экспериментальную пьесу-реестр. Разбираются с ней (и в качестве постановщиков, и в качестве артистов) выпускники Мастерской Брусникина. Делают они это настолько иронично и обаятельно, что придется постараться, чтобы достать билеты.
False Sonatas. Концерт Игоря Яковенко
25 февраля
Малый зал «Зарядья»
Свой новый альбом композитор и пианист Игорь Яковенко назвал False Sonatas. Так, волей автора, вошедшие в него композиции превратились в «неправильные» сонаты. Сочинялись они не где-нибудь, а на побережье Северного моря. По его кромке частенько хаживал Бенджамин Бриттен, в диалоге с произведениями которого Яковенко как раз и сформулировал замысел пластинки, соединив классику и современность, строгость и свободу, заданность и импровизацию, сокровенность и нервность, электронику и джаз. Услышать нежные, смелые и искренние в своей «фальшивости» сонаты, а заодно попробовать прочитать их тайные коды можно будет как раз на концерте-презентации в «Зарядье».
Музыка Макса Рихтера
28 февраля
Дом Simple Music Ensemble (Хлебозавод, «Цилиндр»)
Музыканты ансамбля камерной музыки работают в лучших оркестрах страны и мира, а вместе собираются, чтобы устраивать концерты с программами настолько разными, насколько хватает размаха жанров и веков. Барочные произведения в афише Simple Music Ensemble соединяются с композициями Nirvana и System of a Down, а саундтрек из «Звездных войн» соседствует с сочинениями из «Амели». Другими словами, удивлять эти музыканты умеют и любят. Очередной повод убедиться — вечер, целиком и полностью посвященный трудам композитора Макса Рихтера.