Стиль
Впечатления Как устроен ансамбль камерной музыки Simple Music Ensemble и зачем его знать
Стиль
Впечатления Как устроен ансамбль камерной музыки Simple Music Ensemble и зачем его знать
Впечатления

Как устроен ансамбль камерной музыки Simple Music Ensemble и зачем его знать

Фото: Георгий Кардава
Simple Music Ensemble соединяет в программе своих концертов редко исполняемую музыку эпохи барокко с сочинениями нашего времени. Рассказываем, как и чем живет этот коллектив серьезных музыкантов, считающих, что нужно смотреть на все проще, чем мы привыкли

«Вообще-то мы не работаем, а кайфуем», — говорит, смеясь, валторнист Григорий Волков, придумавший и собравший ансамбль камерной музыки. Простота как постоянная константа в работе и жизни, о которой во время разговора он вспомнит не раз, заключена и в самом названии Simple Music Ensemble, и даже в надписи на толстовке музыканта. Она гласит: «Изи», и это именно тот случай, когда хочется припомнить известную шутку: «Совпадение? Не думаю». Положенный в основу принцип — делать только то, что нравится, — подтверждает в первую очередь сама программа. В ней барочная музыка соседствует с саундтреками из «Звездных войн», «Интерстеллара» и «Молодого папы», а сочинения Баха, Вивальди и Моцарта — с композициями Бьорк, Radiohead и System of a Down.

Григорий Волков
Григорий Волков

Единственный в своем роде ансамбль камерной музыки появился в 2018 году — и сразу в статусе независимого коллектива. «Еще когда я учился в консерватории, понял, что не хочу просто сидеть на зарплате в оркестре, — рассказывает Григорий. — Как правило, наши оркестры, за очень редким исключением, исполняют либо популярную музыку, либо Чайковского и Рахманинова — изо дня в день, из года в год одно и то же. Мне хотелось экспериментировать, играть разные стили и жанры, потому что всегда нравилось придумывать, собирать людей. Я понял, что здесь в этом смысле нет особо никаких перспектив и поехал учиться в Германию. Мне больше нравится камерная музыка, а не оркестровая, потому что у каждого есть свой индивидуальный голос. Ты выбираешь музыку, которая тебе близка, собираешься с людьми, которые тебе нравятся, и вы играете вместе. Вот, в общем-то, и все. Так что, когда я вернулся, так и сделал».

Музыканты, входящие в состав Simple Music Ensemble, работают, к примеру, в оркестре Теодора Курентзиса musicAeterna, Большом театре, Центральном военном оркестре, Государственной академической симфонической капелле, Мариинском театре и в самых разных европейских оркестрах. «Мы, действительно, отовсюду», — улыбается Григорий Волков, наблюдая за реакцией, которую производят его слова о том, что, если посчитать всех, получится больше ста человек из лучших музыкальных коллективов страны и Европы. Улыбается и добавляет: «Ну я же говорю, все просто».

Григорий Дьяченко, Григорий Волков, Егор Павлов
Григорий Дьяченко, Григорий Волков, Егор Павлов

С недавних пор у ансамбля есть и собственный дом — большое светлое пространство на территории «Хлебозавода» с панорамными окнами и видом на конструктивистские постройки. Над входом в удобной нише — повисшая в воздухе валторна, с которой все и началось: и для Григория Волкова в его музыкальной жизни, и для его команды. Рассказывая, как они обосновались здесь, музыкант вспоминает: «Весь карантин я просидел в деревне, так что время подумать о пресловутом "а что же дальше" было. Понятно, что я сразу пришел к выводу, что нужно придумывать, искать новое, развиваться. Мы уже играли, и много, на самых разных московских площадках — в "Аптекарском огороде", "Зарядье", Новом пространстве Театра Наций, — но с самого начала мне хотелось, чтобы у нас был свой собственный дом, куда бы мы могли всех звать. Я решил вернуться к этим планам и просто стал писать в разные места, рассказывать о нашем коллективе. Ребята с "Хлебозавода" ответили день в день, а потом мы познакомились и тут же поняли, что свой дом действительно нашли. Поставили стулья и завертелось».

Фото: Георгий Кардава

Отвечая на вопрос, есть ли у ансамбля директор, менеджер или администратор, валторнист отрицательно, но весело качает головой: сейчас всем он занимается сам, помогают и другие участники. «У меня нет никакой проблемы, связанной с тем, что я, мол, музыкант и хочу думать только о высоком, о творческом, а тут вот административная хозяйственная работа, которой нужно заниматься. Мне вполне гармонично все это соединять, потому что именно этого я действительно хотел с самого начала», — говорит он, не скрывая, впрочем, что за независимость ансамбля приходится расплачиваться и ответственностью, и рисками. Страшно ли было в докарантинные времена не собрать полный зал? Конечно! Трудно ли сегодня работать всего на двадцать пять процентов? Разумеется! Стоит ли игра свеч? 

К этому моменту разговора уже предельно ясно, что с трудностями Simple Music Ensemble сталкивается точно так же, как и любой другой творческий и автономный коллектив. Ясно и то, что любые сложности видятся здесь чем-то вроде нового приключения. Логика, в общем-то, действительно проста: если сидеть на месте, то «завтра» не получится интереснее, чем «вчера».

Григорий Волков
Григорий Волков

Билеты на программы с музыкой из саундтреков популярных фильмов продаются лучше, чем на программы камерные и слушателям пока не совсем знакомые, но в этом есть и плюсы. Практика показывает, что зрители, оказавшись на одном концерте — как правило, чаще всего это именно киномузыка, — приходят во второй, третий и далее по списку разы, выбирая уже новые для себя направления и жанры. «Так мы можем привлечь сюда больше людей, помочь им приобщиться. Слушатели, как правило, сначала не знают, кто такой, к примеру, Палестрина (композитор эпохи Ренессанса, знаменитый полифонист. — «РБК Стиль») А здесь они узнают и начинают интересоваться камерной музыкой все больше и больше. Поэтому мы хотим сохранить какой-то баланс, исполняя хорошую популярную музыку, которая будет оправдана коммерчески, и ту музыку, которая интересна нам самим и которая нигде больше не звучит, поскольку в репертуар музыкальных театров и академических площадок она тоже не особенно попадает», — объясняет Григорий Волков. Ему вторит оставшийся «дома» после репетиции тромбонист Егор Павлов: «Мы собираемся здесь по духу, приходим воплощать в реальность то, что всегда хотели исполнять, но что исполнять не получалось, потому что везде свой репертуар, свои планы и нормативы, своя жизнь, куда не совсем вписываются твои мечты об определенных композиторах и произведениях».

Григорий Волков
Григорий Волков

«Конечно, нам хочется популярности, — продолжает мысль Григорий. — Не для удовлетворения собственных амбиций, а для того, чтобы камерная старинная музыка звучала еще чаще, чтобы люди знакомились с ее языком». Вся транслируемая легкость ничуть не отменяет долгих репетиций, поскольку усердие, направленное на сокращение дистанции между сценой и залом, должно множиться на мастерство исполнения — и это музыканты понимают сполна. Но, по словам основателя Simple Music Ensemble, это вовсе не значит, что серьезные музыканты должны ходить с исключительно серьезными лицами. «Пусть все будет изи», — заключает он. Кстати, одна из программ ансамбля так и называется — Simple Man, — и что это, если не напоминание в начале года каждому из нас.

Африка и шуточки: как и чем живет сегодня группа СБПЧ.