Вопреки обстоятельствам: как прошла легендарная регата Rolex Middle Sea Race
![Фото: пресс-служба / Rolex / Kurt Arrigo](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/71/756040662832715.jpg)
Старт парусной гонки Rolex Middle Sea Race оставался под вопросом до последнего дня. Организаторы ждали распоряжений правительства Мальты. Вдобавок многие страны внесли Мальту в список стран с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией. Поэтому те, кто в этом году пришел на старт знаменитой офшорной гонки, проявили поистине безграничную любовь и приверженность парусному спорту. В таких условиях участие — уже небольшая победа.
Из-за пандемии количество участников Rolex Middle Sea Race 2020, которая проходила с 17 по 29 октября, не достигло рекордных показателей последних лет. Но все же флот собрался достаточно представительный: 50 участников из 14 стран (4 яхты выступали под российским флагом). На ситуацию с парусными соревнованиями огромное влияние оказали ограничения, связанные с эпидемией коронавируса. Британцы, например, отказывались участвовать из-за обязательного двухнедельного карантина по возвращении домой, а американцы вообще не могут пока посещать Европу. Плюс логистические и другие затраты на организацию тоже подвергались риску себя не оправдать. Перегнать лодку для участия в соревнованиях и затем узнать, что регату отменили, — крайне малоприятный сценарий.
![Фото: пресс-служба / Rolex / Kurt Arrigo](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/83/756040657599839.jpg)
И все же истинная любовь к парусу, как оказалось, способна преодолеть все границы. А Rolex Middle Sea Race — одна из тех регат, к которым подолгу готовятся, победа в гонке навсегда оставляет имя победителя в истории спорта. Это «must do» для всех, кто серьезно занимается парусом, а раз так, то, как говорится «Париж стоит мессы».
Гонка стартует и финиширует на Мальте, предлагая участникам тактически сложное путешествие протяженностью в 606 морских миль. Яхтсмены огибают Сицилию, проходя два активных вулкана и множество маленьких островов.
Организатором соревнований выступает Королевский яхт-клуб Мальты (Royal Malta Yacht Club), регата с 2002 года проходит при поддержке Rolex. Самые известные гонки этого типа — проходящая раз в два года Rolex Fastnet Race, организуемая яхт-клубом Royal Ocean Racing Club, и ежегодная Rolex Sydney Hobart Yacht Race, которую проводит Cruising Yacht Club of Australia. По традиции сигналом к старту Rolex Middle Sea Race стали выстрелы Салютной батареи в гавани Валлетты.
![Фото: пресс-служба / Rolex / Kurt Arrigo](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/4/38/756040660619384.jpg)
История регаты началась в далеком 1968 году, когда два англичанина, проживавшие на Мальте — Джимми Уайт и Алан Грин — объединились с двумя братьями, мальтийцами Полом и Джоном Рипардами, чтобы создать средиземноморский аналог британской регаты Fastnet Race. Собственно, по ее образцу и была создана мальтийская регата с такой же протяженностью маршрута.
В этом году гонка продемонстрировала высокий уровень упорства, необходимого для достижения успеха. В условиях слабого ветра все участники проявляли удивительную стойкость. Это было захватывающее соревнование, которое закончилось второй кряду победой в общем зачете по системе гандикапа прошлогоднего победителя гонки мальтийской яхты Elusive 2. На сложном маршруте Rolex Middle Sea Race — это редкое явление и огромное достижение. Для этого должно совпасть множество обстоятельств: от погоды до списка конкурирующих участников, а иногда и доли везения.
Однако успех мальтийской команды не случаен. В прошлом году после многих лет упорной работы и постоянного совершенствования своих навыков экипаж Elusive 2 одержал очень эмоциональную победу. Команду — братьев и сестру Аарона, Кристофа и Майю Подеста — на занятия парусным спортом вдохновил их покойный отец Артур, 35-кратный участник соревнований Rolex Middle Sea Race.
В этом году гонка поставила перед командой новые задачи. Подготовка требовала того же методичного подхода, что и в предыдущие годы, но в усложненных обстоятельствах. Условия на воде отличались от наблюдавшихся 12 месяцами ранее. «Эта гонка посвящена физической и психологической стойкости», — пояснил Аарон Подеста. — «В этом году из-за слабого ветра на каждом повороте гонки возникала эмоциональная нагрузка». Две победы подряд — редкий подвиг в яхтенных регатах такого рода. Этого не удавалось добиться на гонке Rolex Sydney Hobart Yacht Race с 1965 года, а на легендарной Rolex Fastnet такое произошло всего один раз в 1957. На Rolex Middle Sea Race последним, кто добился этого, был экипаж NITA IV Нелло Маццаферро в 1980 году.
![Фото: пресс-служба / Rolex / Carlo Borlenghi](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/3/75/756040664237753.jpg)
![Фото: пресс-служба / Rolex / Carlo Borlenghi](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/49/756040664909499.jpg)
Борьба за приз «Первой яхты у финиша» напоминала сюжет к эпическому фильму. На последних пяти регатах Rolex Middle Sea Race экипаж американской макси-яхты Rambler (категория яхт от 18 метров длиной) доминировал в категории однокорпусных яхт, неустанно стремясь побить собственный рекорд, установленный в 2007 году. В гонке этого года американская команда не смогла участвовать, поэтому изначально явного фаворита не было. И эта ситуация, когда заранее невозможно было понять, на кого делать ставки, еще больше подогревала интерес. За несколько миль до финиша победа была в руках у экипажей двух яхт, вышедших в авангард флота. Обе лодки были из Польши, одинакового размера и дизайна.
I Love Poland под управлением Гжегожа Барановски лидировала на протяжении большей части гонки, но на входе в южный канал Комино, на северо-западном конце Мальты, ее соперница E1 вырвалась вперед. Демонстрируя уверенность в своих силах и не теряя веры несмотря на порой изнуряющую гонку, команда воспряла духом и решительно обогнала противника буквально у линии финиша.
«Мы очень счастливы. Это было сочетание безупречной работы экипажа и небольшой доли удачи», — рассказал довольный Барановский. Команда I Love Poland завершила регату на 48 часов позже рекордного времени гонки, потратив на нее 3 дня, 23 часа, 58 минут и пять секунд. Настоящее испытание воли и терпения. В результате I Love Poland стала первой польской яхтой, завоевавшей награды в крупной гонке на 600 морских миль.
![Фото: пресс-служба / Rolex / Carlo Borlenghi](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/8/29/756040665554298.jpg)
![Фото: пресс-служба / Rolex / Carlo Borlenghi](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/9/69/756040666275699.jpg)
Не менее драматичной выглядела борьба за победу в категории многокорпусных яхт. Два итальянских катамарана — Maserati Multi70 и Mana — успешно прошли Сицилию, прежде чем первая установила преимущество на Лампедузе, которое удерживалось до финиша. Отрыв Maserati от Multi70 составил 15 минут.
В десятке лидеров в общем зачете оказались три российских экипажа из четырех участвовавших: четвертое место занял экипаж Buran, пятое — экипаж Rossko, а седьмое— Freccia Rossa. Причем экипажу Buran удалось взойти на подиум в своей категории, завоевав третье место в категории ORC.