Стиль
Впечатления Каникулы, море, The Cure. Каким получился фильм «Лето 85» Франсуа Озона
Стиль
Впечатления Каникулы, море, The Cure. Каким получился фильм «Лето 85» Франсуа Озона
Впечатления

Каникулы, море, The Cure. Каким получился фильм «Лето 85» Франсуа Озона

Кадр из фильма «Лето 85»
Кадр из фильма «Лето 85»
В прокате «Лето 85» — новый фильм Франсуа Озона о первой любви подростка, курортных страстях, мелодичных восьмидесятых, юном писателе в поисках своего почерка и танцах на дискотеке под музыку из кассетного плеера, которую слышишь только ты

Франсуа Озон снимает свои фильмы в шахматном порядке — один белый, один черный. «Молода и прекрасна», вопреки выбору темы (17-летняя девушка в терапевтических целях становится проституткой), был респектабельным французским фильмом, который укладывался и в кинематографический, и в литературный канон этой страны; светское, ни секунды не маргинальное кино. Но потом вышла хулиганская «Новая подружка» — исследование смерти, граничащее с буффонадой. А затем — строгий, застегнутый на все пуговицы «Франц» в лакированных туфлях, черно-белая драма об эротизме войны. А уже следующий фильм плодовитого режиссера — «Двуличный любовник» — начинается с бесстыжего экскурса в гинекологию. Затем, почти без перерыва, появляется «По воле божьей» — монументальный фильм с тяжестью классического романа. После этого пришел черед какой-нибудь легкой провокации — элегантной, игривой и умеренно несерьезной. Что ж, «Лето 85» именно такое.

В курортном городке в Нормандии, где земля щедро отдает, а ветер вероломно крадет любое тепло, зреет мальчик по имени Алекс (дебютант Феликс Лефевр) — 16-летний сын лавочника, который может стать талантливым писателем, но пока не знает цены своему слову. Алекс зачарован мыслями о смерти, робко ищет литературный голос и со страхом тянется к уверенному в себе повесе Давиду (Бенжамен Вуазен). Тот сперва спасет Алекса в штормовом море, а затем станет его первым мужчиной. Впереди у юношей — целое лето дискотек, катания на мопедах, хождения в море и прочих курортных потех. Но книга, на которой основан фильм, отчего-то называется «Станцуй на моей могиле». А Алекс уже в первые секунды повествования оказывается в полицейском участке — то ли как свидетель какой-то трагедии, то ли как подозреваемый в чем-то ужасном. Над Нормандией привычно сгущаются тучи.

Роман Эйдана Чамберса (священника, ставшего писателем) «Станцуй на моей могиле» вышел за три года до лета 1985-го. Название фильма восходит к дате, когда 17-летний Франсуа Озон прочитал эту книгу, а группа The Cure выпустила песню «In Between Days», которая значит для картины столько же, сколько баллады Joy Division — для сериала «Очень странные дела». «Станцуй на моей могиле» — литература прорыва: одно из первых, если не первое, знакомство широкого круга читателей с темой подростковой гомосексуальной любви. Для 17-летнего Озона эта книга была, очевидно, личной. Поэтому в фильме так важна фигура преподавателя литературы Лефевра (Мельвиль Пупо) — внимательного и грустного наставника, который, в общем-то, ловит детей над пропастью во ржи. И помогает им понять себя и то преображение, через которое они проходят. Таким же — как выяснилось лишь в финале — был отец Элио из «Зови меня своим именем».

Кадр из фильма «Лето 85»
Кадр из фильма «Лето 85»

Но сравнивать две гей-драмы о первой влюбленности в разгар летних каникул в Европе, каким бы соблазном это ни было, не стоит. Хотя бы потому, что у фильмов совершенно разная оптика. У Луки Гуаданьино рассказчиком кажется отец Элио — печальный наблюдатель, который заранее знает, чем заканчиваются все истории в этом жанре. И в качестве утешения молодому сердцу может предложить лишь философские обобщения. «Кто видел один день, тот видел все дни», — писал по таким случаям в своих дневниках Марк Аврелий, которого Гуаданьино не мог не читать. «Зови меня своим именем» — история про лето, но рассказчик в ней — осень.

А в «Лете 85» автор — сам Алекс, 17-летний мальчик, одинаково очарованный любовью и смертью; ребенок, становящийся мужчиной и еще не знающий меры своей экспрессивности, но уже не боящийся писать о чувствах. Этот рассказчик — страшно неопытный и неуклюжий, зацикленный на себе и порою смешной, и фильм — его точная копия. «Я слышал, что существуют племена, люди из которых могут лечь на кровать и приказать себе умереть от тоски. Я пролежал полчаса; ничего не получилось», — серьезно сообщает он, а зритель, конечно же, смеется. Главная заслуга сверхпроизводительного Озона в этом году заключается в том, что он не побоялся снова стать 17-летним — и поведать историю, забыв о своем насыщенном режиссерском опыте.

«Лето 85» выглядит как дебютный фильм; звучит как сбивчивый рассказ подростка, который то болтлив, то напуган; а воспринимается порой чуть ли не как фанфик. Изнурительной мудрости тут не найти, зато хватает ребячества. У этого кино нет амбиции изменить миропорядок, как в «По воле Божьей», нет претензии заглянуть внутрь женщины, как в «Двуличном любовнике», и нет помпезного желания изложить свою точку зрения на события, погубившие европейскую семью народов в 1914-м году, как во «Франце». «Лето 85» — не смелая и бойкая передовица и не хартия вольностей; для этого фильму и правда нужно было выйти в 1985-м году. Это просто очень скромные, нарочито небрежные мемуары о событиях, пережитых не только вымышленным героями английской книги, но и одним юным французом, впоследствии ставшим большим режиссером.

Кадр из фильма «Лето 85»
Кадр из фильма «Лето 85»

И есть прозорливая ирония в том, что название этой истории внезапно рифмуется с недавней ностальгической научной фантастикой «Лето 84-го». Созвучный Озону канадский инди-ужастик продает тот же товар, что и американский сериал «Очень странные дела» — миф о коллективном детстве, в котором узнают себя американцы и мечтают узнать все остальные. Детстве с артефактами из чужой поп-культуры, становящимися цепочками в ДНК людей со всего мира. «Очень странные дела» и все их бесконечные последователи — доказательства существования феномена суррогатной памяти, выученной ностальгии, веры в фантомное прошлое. Что ж, «Лето 85» в этом смысле тоже способно проделать важную работу: это не столько фильм, сколько урок эмпатии к тому, что может казаться иным или даже чужим; опыт сострадания и сопоставления себя с героями, живущими по-другому. Гей-драма для большинства. И тут уже перестает быть важным, что фильм не особенно-то и оригинален, вовсе не порывист и осторожен в своих страстях. Его цель совсем в другом.

Терренс Малик и его тайная жизнь: разбираем фильмографию режиссера-затворника.