Зачем смотреть сатиру «История группы Fire Saga» о «Евровидении»
Двое исландских мечтателей, Ларс и Сигрит, Эрикссон и Эрикссдоттир, которых все привыкли воспринимать как брата и сестру — что не исключено, ведь страна крохотная и коммуна тесная, даже сами герои имеют сомнения насчет отсутствия родства, — по дороге из случайных совпадений и детских травм попадают на конкурс «Евровидение» в Эдинбург.
На их нелегком пути к мечте встречаются разномастные персонажи: исландские чиновники во главе со злобным бизнесменом (Микаэл Персбрандт), радеющим за благополучие экономики своей страны в случае победы конкурсантов; группа американских подростков, будто из «Евротура»; греческая богиня-соблазнительница из числа участниц «Евровидения»; белорусский парень со скрипкой Александр Рыбак, трансгендер Кончита Вурст, украинка Джамала и яркая израильтянка Нета Барзилай. На десерт — исполнитель Александр Лемтов, карикатура на пышную российскую эстраду или, если хотите, воплощение царственной роскоши Филиппа Киркорова, в исполнении британца Дэна Стивенса с голосом Эрика Мьенеса. Пожалуй, один из самых безобидных «русских» в западном кинематографе, которому выдали искрометную шутку про «в России нет геев».
Уилл Феррелл создавал этот фестиваль абсурда рука об руку с режиссером Дэвидом Добкиным (автор трагикомедии «Судья» с Робертом Дауни-младшим и нескольких музыкальных видео для Maroon 5) и сценаристом телевизионного еженедельника Saturday Night Live Эндрю Стилом. Поэтому «История группы Fire Saga» напоминает затянувшийся скетч SNL, но, к счастью, компенсированный не самой плохой постановкой.
Впрочем, за шутки про ЛГБТК+ и «неправильную фем-оптику» фильм уже получил по шапке от западных кинокритиков, которые не забыли упрекнуть Феррелла и Добкина в старомодном взгляде на действительность. Стоит ли соглашаться с этим мнением — дело личное. Но прежде чем брать вилы и обнажать мечи, следует присмотреться к полотну «Истории группы Fire Saga». Оно чрезмерно пестрое и искрящееся — благодаря десятку действующих и второстепенных лиц, отчебучивающих шуточки и создающих писаные неловкие ситуации. Экстремальное наполнение кадра статистами на удивление не утомляет. К тому же дикость, присущая «Евровидению», — уже притча во языцех. Не зря из года в год конкурсный лист разбавляется откровенным трешем и фрик-исполнителями (без обид, Little Big).
Поэтому, если уж Феррелл и хотел иронически поаплодировать шумному закулисью самого востребованного песенного конкурса Европы, то ему это определенно удалось.
Упустить из виду музыкальные номера тоже было бы ошибкой: дикие танцы труппы Лемтова, традиционное духоподъемное выступление Сигрит, в котором сошлись номера сразу всех финалистов «Евровидения» (для российского зрителя самая близкая ассоциация — перформанс Полины Гагариной «A Million Voices» в 2015 году), и наборный микс хитов с участием прежних звезд конкурса наносят колоссальный ностальгический удар.
Канадская актриса Рэйчел Макадамс без труда изображает нежную провинциалку, вооруженную вечными ценностями, искренностью побуждений и мягким нравом. Ни дать ни взять барышня-крестьянка. Звонким голосом актрису обеспечила шотландская певица Молли Санден, которая и сама представляла страну на конкурсе в 2006 году. В саундтреке к фильму Санден записана как «My Marianne» — это ее «исландское альтер эго». Феррелл, выступающий Ларсом, исполнил свои партии самостоятельно, как обычно не упустив возможности посмеяться над собой. За потрясающего Дэна Стивенса и его Лемтова в цветастых велюровых костюмах солировал актер Эрик Мьенес, явно вдохновленный вокалом Эдуарда Хиля в мем-песне «Трололо».
Отдельное браво стоит адресовать вечно хмурому и разочарованному в жизни и сыне-неудачнике Пирсу Броснану — бывшему Джеймсу Бонду, на старости лет причалившему в гавань мюзиклов. Без седобородого прищура и кривого северного акцента, в эмоциональный момент переходящего в подобие итальянского, не воспитался бы 40-летний мечтатель Ларс — квинтэссенция всех простофиль.
Среди бесконечных гэгов (удачных и не особенно, вроде эпизода с формированием выпуклых мест в облегающем комбинезоне Ларса) всеми оттенками дискошара сияет романтическая идея о том, что любовь стерпит все испытания, а мечта приведет к загадочной Ноте Спеорга, пусть даже при посильном вмешательстве пронырливых фольклорных эльфов.