Полный бананас: 5 странных арт-высказываний
Черная полоса Каттелана
В первую очередь отличился сам Маурицио Каттелан. 12 сентября этого года во дворце Бленхейм в английском Оксфордшире на выставке «Победа не вариант» художник представил работу «Америка» — унитаз из золота 750-й пробы, которым можно было воспользоваться по назначению при предварительной брони. Успели далеко не все желающие: 14 сентября неизвестные похитили унитаз (к слову, подключенный к канализации и установленный в одной из уборных для экскурсоводов). Арт-объект оценивается в £4,8 млн.
Самый известный русский хулиган
В 1997 году акционист Александр Бренер, вооруженный баллончиком с зеленой краской, нарисовал знак доллара на картине «Супрематизм» Казимира Малевича, вывешенной в амстердамском музее Стеделейк. «Прибил доллар к кресту, как Иисуса», — объяснил акт вандализма Бренер. Вопреки самонадеянности художника, выходка не имела особого резонанса: краска оказалась легко смываемой, а самого акциониста в воспитательных целях припугнули камерой предварительного заключения.
Отходы жизнедеятельности дороже золота
Другой известный итальянец, Пьеро Мандзони, стоявший у истоков направления шок-арт в 1961 году, расфасовал собственные фекалии по 90 консервным банкам и поставил на них маркировку «Дерьмо художника» на четырех языках. В 2007 году лондонская галерея Tate купила одну жестянку за £22,350, еще одна ушла за £81 тыс. с миланского аукциона. В 2013-м Sotheby's продал банку № 51 за €109,500, а в 2016-м аукционный дом Il Ponte Casa d’Aste выручил $300 тыс. за баночку № 54.
Не доставайся же ты никому!
В октябре 2018-го с аукциона Sothebyʼs за £1,04 млн ушла одна из знаковых работ Бэнкси «Девочка с шаром». Сразу после того, как лот был продан, встроенный в раму шредер наполовину уничтожил полотно. В инстаграме художник признался, что намеренно оснастил картину механизмом самоуничтожения — как раз на случай, если ее выставят на торги. В феврале 2019-го арт-объект переехал в Музей современного искусства Фридера Бурды в Баден-Бадене.
Это вам не банан
Ровно 30 лет назад в Галерее Полы Купер в Нью-Йорке художник, арт-критик и куратор Эд Бжезинский не устоял перед «Пакетом с пончиками» Роберта Гобера. Инсталляция находилась в одном зале с другими работами Гобера — вазы из наполнителя для кошачьего туалета и прикрепленным к стене сливным бачком, что, впрочем, не уберегло ее от изголодавшегося посетителя. Критик решил, что художник забыл пончики в зале, и надкусил один — тот оказался черствым. «Но было бы некрасиво класть его обратно. И я положил его в карман», — вспоминал Бжезинский. Автор «Пончиков», увидевший акт вандализма, сказал бедолаге, что тот сможет доесть пончик, только если купит арт-объект целиком (он стоил $8 тыс.), а взбешенная наглостью посетителя Пола Купер выгнала его из галереи без разбирательств и запретила впредь появляться на пороге.
Cамое обидное, что Роберт Гобер опрыскал пончики химическим препаратом, помогающим сохранять товарный вид, — голодного, обруганного и отравленного Эда увезла «Скорая».