Стиль
Впечатления Чем примечательны лауреаты Нобелевской премии по литературе
Стиль
Впечатления Чем примечательны лауреаты Нобелевской премии по литературе
Впечатления

Чем примечательны лауреаты Нобелевской премии по литературе

Петер Хандке и Ольга Токарчук
Петер Хандке и Ольга Токарчук
Нобелевский комитет объявил имена лауреатов премии за 2018 и 2019 годы. Ими стали польская писательница Ольга Токарчук и австрийский автор Петер Хандке. Рассказываем, кто они и о чем пишут.

Претендентов на получение премии в этом году было предостаточно. Все равны как на подбор: Джордж Мартин, Харуки Мураками, Маргарет Этвуд. Однако коллег обошли одна из главных польских писательниц Ольга Токарчук (ей присудили премию 2018 года) и австрийский исследователь человеческой природы Петер Хандке.

Ольгу Токарчук — выпускницу психфака и любительницу Юнга — называют классиком современной польской литературы и «повсеместной любимицей среднего поколения». Токарчук дебютировала в 1993-м с расхваленной критиками притчей «Путь людей книги», вышла в финал дублинской премии IMPAC с самой своей личной, пожалуй, книгой «Дом дневной, дом ночной» — сборником рассказов, навеянных колоритом деревни на польско-чешской границе. А на мировом литературном Олимпе писательница осела в прошлом году, получив международную Букеровскую премию за роман 2007 года «Бегуны» — эдакий увесистый набор новелл и заметок путешественницы, ищущей себя во времени и пространстве.

Фото: издательство: Эксмо

Главная героиня «Бегунов», обреченная на бесцельное и бесконечное скитание, встречает таких же странников и беглецов и, как губка, впитывает их истории. Вот мужчина высаживает жену с ребенком на минуту из машины и никогда больше их не встречает, вот сестра Фредерика Шопена провозит в багаже сердце умершего брата, вот поэтесса водит экскурсии по Марокко и вбивает туристам в головы исковерканные новеллы Борхеса вместо исторических справок.

Петер Хандке, старожил европейской культуры, помимо прочего, автор сценариев к фильмам Вима Вендерса «Небо над Берлином», «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым», «Ложное движение» и «Прекрасные дни в Аранхуэсе». Хандке часто сравнивают с Ибсеном — из-за любви препарировать людей на предмет мотивов и стремлений и уважают за открытую гражданскую позицию и неравнодушие к мирским проблемам. Например, Петер активно поддерживал бывшего президента Сербии Слободана Милошевича, навещал его в Гаагской тюрьме и произнес похоронную речь.

Хандке начинал как драматург-абсурдист, но прославился в 1970-м повестью «Страх вратаря при одиннадцатиметровом» об успешном вратаре Йозефе Блохе, в один миг ставшем изгоем. Имя героя, кстати, выбрано неслучайно: происходящее в повести напоминает «Процесс» Кафки.

Фото: издательство: Амфора

Спустя два года Петер написал, пожалуй, важнейший свой текст «Нет желаний — нет счастья» о самоубийстве матери. После этого откровения Хандке стали приписывать влияние немецкого философа-экзистенциалиста Мартина Хайдеггера, который рассматривал духовный опыт личности через заботу, страх, вину, решительность и усталость. По этой схеме Хандке выделяет одну психологическую особенность героя, наиболее определяющую борьбу личности с миром, и пытается разобраться, почему герой в итоге проигрывает. Чаще всего писатель наделяет персонажа усталостью, поскольку сам с ней неразлучен, в чем признался в эссе «Опыт познания усталости» 1989 года. По его мнению, все человеческое существование состоит из преодоления усталости и поражение наступает, когда человек устает бороться.