Как дизайн-мышление изменит привычный мир
Проснуться другим человеком — абстрактное обещание, которое слышит каждый, кто мечтает изменить свою жизнь. И на Design Thinking Camp чувствуешь себя другим человеком буквально через актерскую практику. Во время воркшопа-квеста участнику выдают деньги формата А4, метровый пакет, и вот он уже не взрослый профессионал, а шестилетняя девочка Саша, которую мама попросила сходить в магазин. Лавка Центра дизайн-мышления превращается в ступеньки лестницы, до кнопки лифта надо еще допрыгнуть, хлеб на высокой полке — размером с тостер, сдача кассира — абстрактный символ. Товарищи по команде записывают идеи по изменениям сервиса: ступеньки сделать почаще, кнопку лифта — крупнее и выше, персонал магазина обучить помогать детям, денег давать под расчет, хлеб — в рюкзачок.
Этот квест — самая яркая иллюстрация трехдневного лагеря, иммерсивная точка входа в дизайн-мышление. «Дизайн-мышление — это способ организации работы, который включает в себя самые современные и разные инструменты исследований и разработок, — объясняет директор ЦДМ и продюсер Design Thinking Camp 2019 Мария Сташенко. — Если еще короче, то это философия организации рабочего процесса в быстрых и динамичных компаниях. Применяться она может в неограниченном количестве областей. Медициной ли вы занимаетесь или нефтепереработкой — без дизайн-мышления вам не обойтись».
Основная цель встречи, на которой выступили профессионалы в области образования, дизайна, бренд-маркетинга и продюсирования из разных стран, — представить мировой опыт в сфере, которая помогает создавать решения, ориентированные на человека.
Вот, к примеру, что будет определять бизнес будущего, когда в его внутренних процессах начнут применять дизайн-мышление:
1. Осознанность подхода
Хорхе Родригес Нието, управляющий партнер Design Thinkers Group Spain
На мой взгляд, бизнес-модели уже сейчас меняются в двух противоположных направлениях: одна модель более инклюзивная, учитывающая все социальные и экологические вызовы, с которыми сталкивается мир. Вторая — использующая цифровую трансформацию для развития быстрого бизнеса и стимулирующая рост дешевой рабочей силы. Оба сценария заметны и развиваются очень быстро. Если мы считаем, что поколение миллениалов должно взять в свои руки деловой мир, то в развитии бизнеса можем ожидать включения сильной социальной составляющей, инклюзивности, акцента на осознанное потребление. Однако если этого не случится, спекулятивные модели по получению быстрых денег могут привести нас к опасности усугубления социального неравенства и эксплуатации большинства населения. Хорошая новость — сейчас тот самый момент, когда мы можем повлиять на ситуацию.
2. Нетоксичная экономика
Мария Сташенко, продюсер Design Thinking Camp 2019
Бизнес-модель будущего — это платформа, которая дает доступ к уникальным ресурсам знаний и быстрых транзакций для всех участников процесса, как производителей, так и потребителей. В «платформенной эре» границы между такими понятиями, как «компания», «сотрудник», «потребитель», стираются, появляются новые ценные связи между всеми агентами экономической экосистемы.
3. Бизнесмен — прогрессивный учитель
Соня Смыслова, куратор летней школы Summer School of Education, руководитель Центра по академическому качеству и креативной педагогике Universal University
Не уверена, что готова отвечать за стартаперов, но мне почему-то кажется, что в этом смысле метакомпетенции будут очень схожи. Здорово уметь учиться, управлять своим эмоциональным состоянием и использовать личные профилактики выгорания, уметь работать в горизонтальной позиции и вообще быть лидером горизонтального процесса взаимодействия. Особенно с учетом того, что, подрастая, стартапер начинает самореализовываться и как преподаватель в своей сфере профессионального обучения и тут становится человеком из нового образования.
4. Инструменты для понимания сотрудников
Тимур Жаббаров, генеральный директор и сооснователь компании Smart Course
Дизайн-мышление — это способ думать, исходя из результата для пользователя. Мне нравится концепция HCD (human centered design), то есть когда дизайн строится вокруг потребностей человека. HCD — принцип, дизайн-мышление — один из инструментов. Если HCD «землить» на компанию, то возвращается здравый смысл, который регулярно оказывается потерян, после того как организация существует много лет и зарабатывает много денег. Ценность сохранения системы становится выше ценности людей. В целом этот процесс описан в спиральной динамике Клэра Грейвза.
Так вот, если возвращать внимание к человеку на каждом из этапов, то происходит магия. Компании — это же всегда про людей: про людей снаружи, которые клиенты, и про людей внутри, которые сотрудники. И если наружу мы вроде бы начали смотреть, потому что это ясно влияет на показатели компании, то вовнутрь еще не очень. Потому что взаимосвязи с бизнес-показателями не такие очевидные. Хотя уже замечены, обозначены и доказаны.
Зачем сотрудник приходит ко мне в компанию? С чем он сталкивается? Как ему помочь чувствовать себя лучше? Как поддержать его в его целях? Тут приходит на помощь employee journey map — инструмент, через который HR видит, как живет сотрудник в компании, почему он несчастлив, почему уходит, чем его поддержать, как помочь развиться, чувствовать себя счастливым. И, как следствие, создавать большую ценность для себя, клиента и компании.
Фрейдовский «чужой», бахтинский «ты» и сартровский «не я» — словом, поиск другого — основа философии ежегодного Design Thinking Camp. Непривычно гуманистическая идея для мира постиронии и победившего маркетинга. Изменить сервисы и внешний облик окружающих предметов и пространств, руководствуясь эмпатией как главным профессиональным принципом, участники следующего лагеря попробуют 29–30 августа в Софии. Затем команда Design Thinking Camp примет участие в ноябрьской программе IKRA Talks — это образовательная платформа, представляющая синтез универсальных бизнес-дисциплин.